Семья / Дети
Планшетные дети
Когда малыш с умным видом тычет пальчиком в смартфон, это умиляет. Пугает, если он его не выпускает из рук
Cегодня дети чуть ли не с пеленок тянутся к родительским смартфонам и планшетам. И не просто с ними играют, а без всяких объяснений разблокируют их, запускают приложения. Здорово, что они растут такими смышлеными! Без знания языка новейших технологий дети не смогут успешно ориентироваться в современном мире. Но есть и обратная сторона. Психологи и педиатры предупреждают: чрезмерное увлечение гаджетами может иметь негативные последствия. Как же найти золотую середину между безопасностью и нормальным развитием?
Всему свое время
Чтобы у ребенка не развивалась зависимость, прежде всего необходимо правильно, учитывая его возраст, определить оптимально допустимое время, которое он может проводить с гаджетами.
До 3 лет: желательно полное отсутствие гаджетов в жизни детей. Правда, полностью оградить ребенка от планшета не всегда получается. Поэтому старайся ограничивать его 15 минутами, чтобы не нанести вреда здоровью. В этом возрасте для полноценного физического и психологического развития детям необходимо знакомиться с миром при помощи всего спектра ощущений – тактильного, слухового, визуального. «Экранная жизнь» малыша – лишь малая визуальная часть этого спектра, которая относится к пассивному времяпрепровождению. Чтобы ребенок гармонично развивался, а не привыкал сидеть с планшетом, больше с ним занимайся, делая упор на подвижные и познавательные игры. Читай ему книжки, рисуйте, лепите, гуляйте.
3–6 лет: 30–45 минут в день. Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они захватывают его настолько, что другие виды деятельности становятся ему неинтересны. Погрузившись в яркий, доступный виртуальный мир, дети теряются в реальной жизни, уходя от общения и замыкаясь в себе. Однако полностью запрещать ребенку игры не стоит, ведь, оставшись наедине с планшетом, он будет стараться удовлетворить свой интерес бесконтрольно. Лучше установи малышу приложения и игры, предлагающие задания на развитие памяти, внимания, логики, обучающие чтению. Покажи, как ими пользоваться. Они помогут ему подготовиться к школе.
7–11 лет: 45–60 минут в день. Доступ в Интернет и к компьютерным играм должен предоставляться по вашей договоренности и обязательно с функцией «родительский контроль». (В соцсети пускать его рано!) Объясни, что в Интернете помимо полезной информации есть много опасной, к которой надо относиться с большой осторожностью. Просматривай историю посещений браузера, чтобы знать, чем он занимается в Сети. Так ты сможешь не только контролировать качество получаемой им информации, но и лучше понять сферу его интересов.
Старше 12 лет: 1–1,5 часа в день. Подросткам необходимо быть в «теме», уметь ориентироваться в Интернете, общаться в соцсетях. Тинейджера уже сложно контролировать в Сети, и все же постоянно напоминай о безопасности, в том числе о том, какие фото и посты размещать нельзя и почему. Ненавязчиво расспрашивай его о виртуальной жизни, но не критикуй, а старайся направлять. Проси его помочь в поиске информации или разобраться в функциях гаджета. Это повысит его самооценку и укрепит ваши отношения.
Две стороны
Плюсы: гаджеты развивают мелкую моторику, внимательность, усидчивость, логику, зрительное и слуховое восприятие информации.
Минусы: ухудшают осанку, ослабляют иммунитет из-за недостатка физической нагрузки, вызывают проблемы с общением, способствуют стрессу и агрессии.
Как оторвать ребенка от гаджетов?
Не запрещай, а предлагай альтернативные варианты. Просто сказать малышу «Нет – и все!» или забрать планшет со словами «Лучше займись чем-то полезным» – прямой путь к истерике и ссоре. Интерес, который вызывают у ребенка гаджеты, окружающие его со всех сторон, не пройдет сам собой. Он будет только возрастать, подстегиваемый запретами. Поэтому старайся переключать внимание ребенка на что-то увлекательное – занятия спортом, игры, семейные прогулки, совместные дела по дому. Чем насыщеннее у него реальная жизнь, тем меньше его будет затягивать виртуальная.
Стимулируй познавательный голод ребенка. Не торопись давать маленькому почемучке готовые ответы, а помогай ему самому искать решение, размышляя и анализируя. В этом тебе пригодятся техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Они помогают ребенку учиться мыслить нестандартно, тренируя свой пытливый ум.
Помогай малышу постигать цифровые технологии. Будь для него проводником и посредником в освоении гаджетов и Интернета. Объясни, что это не только развлечение, но и кладезь знаний. Покажи, как искать что-то в Сети, на планшете разгадывать головоломки.
Больше общайтесь. Дети часто «уходят» в виртуальный мир из-за того, что родители уделяют им мало внимания. Не отдаляйся от ребенка, поддерживай всегда и во всем, даже в «виртуале».
Правила одни для всех
Учитесь договариваться. Обсудите с ребенком (если ему больше 5 лет), в какое время и как именно он будет использовать гаджет: играть, смотреть мультики, готовиться к школе с помощью приложения.
Установи важные правила. Пользоваться гаджетами можно только сидя, держа экран на расстоянии 35–40 см от глаз. Через каждые 15 минут ребенок должен отрываться от монитора, делая перерывы. Но это не значит: отложить планшет – включить телевизор. Надо менять «род занятий»: сделать зарядку, вымыть посуду, выучить стих.
Подавай пример. Если родители сами находятся во власти экранов и не выпускают гаджеты из рук, вряд ли стоит ожидать другого поведения от ребенка. Устанавливая правила малышу, старайтесь и сами их соблюдать. Если ребенку нельзя есть, уткнувшись в планшет, то и для родителей это должно быть табу. Заведи традицию: за обеденным столом собираются только члены семьи. Никаких «цифровых друзей»!
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl