Порой насилие скрывается под разными масками – например, искренней заботы

ЛизаПсихология

Я причиню тебе счастье!

Насилие – это не всегда унижения, оскорбления и применение физической силы. Порой оно скрывается под разными масками – например, искренней заботы. Такой вид насилия называют мягким. Насколько оно опасно, расскажет психолог Вера Гуляева.

Вера Гуляева

Хуже всего то, что «добрыми агрессорами» часто бывают наши самые близкие люди – мать или муж. Чтобы не стать жертвой, нужно научиться вовремя распознавать хитрости и манипуляции, которые применяют желающие «причинить тебе счастье и нанести радость».

Мягко стелет…

  • Критика «во благо». Манипуляторы, прибегающие к мягкому насилию, всегда объясняют свое поведение тем, что они хотят как лучше. Они постоянно критикуют, нередко высказывают замечания даже по поводу того, в чем вообще не разбираются. Под «Я хочу тебе только добра» всегда скрывается желание подчинить себе жертву и заставить ее действовать так, как им удобно.
  • Контроль. Абьюзеры внушают жертве, что они вовсе не вторгаются в ее личное пространство, а беспокоятся! Если они звонят по десять раз в день, устраивают допросы – значит, им не все равно. Они волнуются, не находят себе места, потому что любят и переживают. Жертве сложно устоять перед искренней заботой – часто она уступает и даже начинает упрекать себя за то, что такое неравнодушие ее раздражает. Это прокладывает дорогу для дальнейших слежек, расспросов и проверок. Поздравляем, ты под колпаком!
  • Постоянные напоминания о грехах. Если жертва когда-то совершила ошибку, абьюзер никогда об этом не забудет. Он будет использовать это в разных ситуациях и бесконечно упрекать. При этом манипулятор так и не прощает свою жертву до конца, хотя и твердит, что пытается, и это дает ему еще больше власти. Он будто говорит:

«Помни, мне нужно еще простить тебя, а потому веди себя хорошо. Я делаю это для тебя и для нас, чтобы все было хорошо».
«Если бы ты так не сделала, сейчас все было бы прекрасно. Хоть мне и плохо, но я стараюсь простить, потому что люблю тебя».
«Я и так постоянно нервничаю из-за той ситуации, пытаюсь все забыть. Чего ты еще хочешь? Лучше не выводи меня».

Жертва чувствует себя обязанной, пытается как-то исправить ситуацию, просит прощения, задабривает, угождает. Но «отпущения грехов», как правило, не получает. Круг замыкается.

  • Обесценивание отношений с другими. Если жертва начинает с кем-то часто общаться, абьюзер чувствует угрозу. Он не запрещает «сторонние» отношения, но всячески старается свести их к нулю: неодобрительно высказывается о «конкуренте», высмеивает его недостатки, принижает достоинства. Уверяет жертву, что она достойна лучшего – и только он способен ей это дать. Многие ведутся на такое «возвышение», не понимая, что за ним и обещанием «благодетеля» (которого ты не достойна!) дать лучшее стоит стремление отдалить свою «подопечную» от ее круга общения и подчинить своей воле.
  • Наказание за ошибки или неподчинение. Когда жертва ведет себя «неправильно», абьюзер не бросается оскорблениями, не хлопает дверью. Он говорит: «Тебе будет лучше без меня. Я ухожу, но помни: я тебя люблю и желаю счастья. Мне больно, но я тебя отпускаю». После этого абьюзер может игнорировать жертву, выжидая, когда она осознает свои ошибки и придет молить о прощении. Часто так и бывает – человек не выдерживает молчания и пытается все вернуть. Еще один вариант наказания – холодность и строгость. Прекращаются разговоры о любви, нежность и забота сменяются сухостью и черствостью. Абьюзер давит и на чувство вины: «Лучше уж общаться так, чтобы потом не было больно». И жертва снова уступает.
  • Задаривание и задабривание. Он умеет подсадить на крючок заботы и восхваления. Оказывает знаки внимания, дарит подарки, восхищается – не столько из-за хорошего отношения, сколько из корыстных побуждений. Сам абъюзер этого никогда не признает, он может даже не отдавать себе в этом отчета. «Я столько для тебя делаю! А ты?! Не слушаешь! Не любишь! Не уважаешь! Ни совести, ни благодарности!» Все это может и не звучать, но выражается в поведении. И человек чувствует себя виноватым и должным.
  • Неуместные шутки. С их помощью он издевается над жертвой. Если она обижается, абьюзер защищается: «Я просто пошутил, хотел повеселить тебя, разрядить обстановку». Жертве ничего не остается, как «принять вину» и забыть об обиде. По отношению к себе абьюзер не допускает таких шуток: он неприкосновенен и во всем превосходит жертву.

Хорошим не кончится

  • Жертва может долго все это терпеть. Ее же не оскорбляют, не избивают, напротив – все делают во имя добра и любви. Свое внутренне напряжение она, как правило, игнорирует и объясняет чем угодно, но только не действиями абьюзера.
  • Она не понимает, как постепенно теряет себя. А вместо этого приобретает неуверенность, ощущение бесполезности, никчемности или даже ненависти к себе. Многие психологи уверены, что раны от скрытого насилия не утихают намного дольше, чем от побоев или открытых оскорблений.
  • Регулярные манипуляции и внушаемое чувство вины разрушают жертву настолько, что она соглашается со всем, что говорит о ней «добрый насильник». Она становится чрезмерно критична к себе, думает, что никогда не будет достаточно хороша для кого бы то ни было. Это влияет как на романтические отношения, так и на дружбу.
  • Эмоционально оскорбленные люди всегда беспокоятся, какими их видят окружающие, действительно ли они нравятся им. Иногда они даже изолируют себя от общества, лишают себя друзей, поскольку убеждены, что их никто не любит. 
  • Если близкий человек не бросается на тебя с кулаками, не оскорбляет, но при этом не считается с твоими желаниями и стремится подавить твою волю, то такие отношения нельзя назвать здоровыми. Забота и добро не должны быть «вопреки». Важно уметь отличать истинные любовь и уважение от подмены, за которой стоит желание агрессора доминировать и управлять. Если чувствуешь, что в отношениях уничтожается твоя вера в себя, избавляйся от них. Чем быстрее это сделаешь, тем легче вернешься в полноценную жизнь. Насилие – всегда насилие, какую бы форму оно ни принимало и под какими бы личинами ни пряталось.

Попытка вырваться

  • Если жертва начинает подозревать, что ей вовсе не желают добра, а лишь манипулируют и запугивают, и пытается освободиться от таких отношений, все развивается по стандартной схеме.
  • Обидчик «превращается» из тирана в романтика. Но, заставив жертву поверить, что он хороший, вновь прибегает к манипуляциям. И так может повторяться много раз.
  • Вся жизнь абьюзера состоит из манипуляций, навязывания чувства вины и попыток доминировать. Так он защищается от ощущения собственной ненужности и слабости. Ведь у него – багаж неразрешенных психологических проблем.
  • Для него не имеет значения, что он наносит огромный вред тем, к кому регулярно применяет насилие, пусть и мягкое.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Правила жизни Кэрри Фишер Правила жизни Кэрри Фишер

Правила жизни актрисы Кэрри Фишер

Esquire
Деньги из детства Деньги из детства

Узнай, как изменить свои финансовые настройки

Лиза
«В порядке порой скрывается истинное безумие». «Ширли» — байопик об одной из самых недооцененных современниками писательниц XX века «В порядке порой скрывается истинное безумие». «Ширли» — байопик об одной из самых недооцененных современниками писательниц XX века

Чем кинопортрет писательницы Ширли Джексон отличается от сотен других фильмов

Forbes
6 способов защиты от болезни Альцгеймера 6 способов защиты от болезни Альцгеймера

Есть полезные привычки, которые помогут сохранить ясность ума

Psychologies
Создан новый детектор для наблюдения за солнцeм Создан новый детектор для наблюдения за солнцeм

Ученые из МФТИ разработали прототип нового детектора солнечных частиц

Популярная механика
В поисках духа молодости В поисках духа молодости

Почему люди старятся по-разному

Здоровье
Что читать на выходных: фрагмент новой книги Андре Асимана «Восемь белых ночей» Что читать на выходных: фрагмент новой книги Андре Асимана «Восемь белых ночей»

Фрагмент романа «Восемь белых ночей», где расцветает мнительность главного героя

Esquire
Елки-моталки Елки-моталки

Хорошая хозяйка знает, что Новый год – никакой не праздник

Cosmopolitan
«Мы должны изменить всё, кроме жены и детей»: чем известен Ли Гон Хи — глава Samsung и богатейший человек в Южной Корее «Мы должны изменить всё, кроме жены и детей»: чем известен Ли Гон Хи — глава Samsung и богатейший человек в Южной Корее

Как Ли Гон Хи создал из Samsung технологического лидера

VC.RU
Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram

Новый тренд на острый подбородок и скульптурные скулы может быть опасен

Cosmopolitan
OSA – битмейкер, музыкант и продюсер, чье имя вам точно нужно запомнить OSA – битмейкер, музыкант и продюсер, чье имя вам точно нужно запомнить

OSA - о работе с Saluki, деньгах, новом релизе Хаски и TikTok

GQ
13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар 13 самых частых проблем в браке, с которыми сталкивается большинство пар

В браках часто что-то идет не так

Playboy
Тест-драйв Renault Arkana Тест-драйв Renault Arkana

Стоит ли Renault Arkana?

СНОБ
Новый киноязык Новый киноязык

GQ поговорил с актерами и продюсерами фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

GQ
10 фильмов, над которыми работали модные дизайнеры 10 фильмов, над которыми работали модные дизайнеры

Самые выдающиеся примеры сотрудничества кино и моды

Esquire
Монохром, клетчатые пиджаки и цветные носки: как Эндрю Скотт одевается на выход Монохром, клетчатые пиджаки и цветные носки: как Эндрю Скотт одевается на выход

Главные составляющие стиля Эндрю Скотта

Esquire
Бриллианты не навсегда Бриллианты не навсегда

Иссякло месторождение, поставлявшее самые красивые розовые бриллианты

Robb Report
Высыпаемся: правила сна для мам Высыпаемся: правила сна для мам

Ничего лучше для восстановления сил, чем сон, пока не придумали!

Seasons of life
Как простой студент совершил переворот в спорте и научил весь мир прыгать в высоту Как простой студент совершил переворот в спорте и научил весь мир прыгать в высоту

История изобретателя революционной техники прыжка

Maxim
План развития не по годам: как из оболтуса вырастить кандидата наук План развития не по годам: как из оболтуса вырастить кандидата наук

Как вырастить умного ребенка, который выпрашивает приставку на десяти языках

Maxim
Бьюти-лайфхаки Бьюти-лайфхаки

Что нужно знать, чтобы всегда оставаться красивой

Худеем правильно
Как бренды борются сегодня за аудиторию и зачем им «человеческое лицо» Как бренды борются сегодня за аудиторию и зачем им «человеческое лицо»

Сторителлинг стал главным оружием брендов в борьбе за лояльную аудиторию

РБК
Стенка на стенку: пограничных барьеров Стенка на стенку: пограничных барьеров

При всем многообразии выбора забор остается лучшим способом самоизоляции

Вокруг света
Будет больно Будет больно

Я живу на три города – так вышло. В каждом у меня по женщине

Esquire
Девушка, которая поет Девушка, которая поет

Певица ANIKV прославилась, как и полагается миллениалам, благодаря Instagram

Grazia
Хватит краснеть Хватит краснеть

Покраснение кожи далеко не всегда выражает волнение или смущение

Лиза
Как в день свадьбы выглядели лидеры разных стран и их супруги: редкие фото Как в день свадьбы выглядели лидеры разных стран и их супруги: редкие фото

Некоторые интересные подробности торжеств известных политиков

Cosmopolitan
Восемь Audi, которые потрясли мир Восемь Audi, которые потрясли мир

Кто хочет стать властелином колец?

Maxim
«Я постоянно тренирую терпение и чувство юмора». Чулпан Хаматова — о возрасте, роли Раисы Горбачевой и кризисе благотворительности «Я постоянно тренирую терпение и чувство юмора». Чулпан Хаматова — о возрасте, роли Раисы Горбачевой и кризисе благотворительности

Чулпан Хаматова о материнстве, отношении к возрасту и работе ее фонда

Forbes
Открыть в приложении