Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза

Легенда

Алексей Петренко. Мистика и судьба

22 февраля этого года ушел из жизни поистине народный артист Алексей Васильевич Петренко. Более 100 ролей в его биографии, но некоторые особенные – есть в них какая-то мистика

Два дня рождения

В паспорте актера стояла другая дата: 1 апреля 1938 года. И все потому что отец добрался с хутора под Чемерами до сельсовета лишь через несколько дней после рождения сына. В те времена с регистрацией младенцев не спешили. Но, возможно, отец просто не хотел лишний раз мозолить глаза властям. И на то были причины: в начале 1930-х, когда на Полтавщине был страшный голод, семья Петренко потеряла старшего сына, родителей, а самого Василия Алексеевича за срыв планов по хлебосдаче осудили. И кто знает, появился бы Алеша на свет, если бы его отцу не удалось, минуя сталинские застенки, перебраться на Черниговщину, на хутор под Чемерами.

До дня рождения, 26 марта, Алексей Петренко не дожил чуть более месяца

От кузнеца до царя

После школы высокий, статный Алексей не сразу поступил в театральный, о котором мечтал. Желая как можно скорее встать на ноги, он устроился на работу кузнецом в Чернигове (сюда перебралась со временем вся семья). Этому ремеслу он отдал почти два года. Возможно, эти трудовые навыки пригодились актеру в создании своего первого венценосного киногероя – Петра Великого. Император, как известно, был на все руки мастер, любил во всяком деле – будь то кузнечное или столярное – доходить до совершенства. На съемочной площадке фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» по мотивам романа А. С. Пушкина у режиссера Александры Митты состоялась встреча начинающего артиста Петренко и уже народного любимца Владимира Высоцкого. «Я тогда только начинал как актер, после съемок шел в гостиницу (дело происходило в Риге), никому не нужный, зубря текст и обдумывая какие-то сцены. А Владимира Семеновича каждый раз со съемок забирала машина. Его везли выступать перед высшими чинами МВД, КГБ. Он всю ночь пел для них, а с утра – опять на съемку. Часто я наблюдал, как он забивался в уголок и что-то писал в блокнотике – поэтический дар не отпускал его нигде». И если бы не цензоры... Они «поработали» над картиной так, что к выходу на экраны в 1976 году ее замысел изменился, а роль Петра стала чуть ли не главной, отодвинув арапа-Высоцкого на второй план. Царь у Петренко и вправду вышел харизматичный, настоящий вершитель судеб.

Мессинг и Сталин

По-настоящему звездной для артиста стала роль старца Распутина в фильме «Агония» Элема Климова.

Петренко не раз в интервью называл режиссера ракетой, а съемки в этой картине своим «Байконуром». А ведь старта этого могло и не быть, если бы...

Если бы Алиса Фрейндлих, сыгравшая в картине фрейлину Вырубову, не сосватала режиссеру своего коллегу по ленинградскому БДТ Алексея Петренко. А ведь Элем Климов уже пробовал на эту роль и Леонида Маркова, и Михаила Ульянова, и Анатолия Папанова, и Евгения Евстигнеева. Но Климов остановил свой выбор на 33-летнем Алексее Петренко. Впоследствии Михаил Ульянов досадовал: «Такая мощнейшая роль – подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами... Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать...»

В 2009 году Никита Михалков вручил Алексею Петренко «Золотого орла» за выдающийся вклад в киноискусство

Петренко, конечно, подходил на роль старца идеально. Но кто знает, принял бы режиссер судьбоносное для судьбы актера решение, если бы... не знаменитый мистик и экстрасенс Вольф Мессинг. Прежде чем утвердить Петренко на эту роль, режиссер пригласил на смотрины трех экстрасенсов. Все трое дали свое добро. А Мессинг, несмотря на свое недомогание, больше часа разговаривал с актером. «Он много рассказывал о себе, – вспоминал Петренко впоследствии, – о том, как попал в Россию. Очень много рассказывал о его встречах со Сталиным, с Берией». На совместной фотографии Мессинг написал: «Дорогой Алеша! У вас все будет хорошо, я мысленно с вами, 1973 год».

Эта встреча стала для актера настоящим подарком судьбы. Потому что впоследствии эти рассказы знаменитого экстрасенса актер вспоминал, воплощая образ Иосифа Сталина в картинах «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары, «Кооператив “Политбюро”, или будет долгим прощание» Михаила Пташука. Но спустя 36 лет, в 2009-м, благодаря роли Сталина состоялась новая встреча Алексея Петренко с мистиком Мессингом. Режиссеры Усков и Краснопольский пригласили Алексея Васильевича на роль Сталина в сериале «Мессинг» Вот такой невероятный подарок судьбы.

Но вернемся к «Агонии». Съемки шли очень напряженно. Актер, вживаясь в эту непростую роль, оказался в больнице – микроинсульт. Ради съемок сцены убийства Распутина он сбегал из клиники, рискуя здоровьем. Эту картину зрители должны были увидеть в конце 1970-х, если бы не советские цензоры. Благодаря им она застряла на полках на долгие 10 лет, до начала перестройки.

«Женитьба» и три жены

Многие зрители помнят и любят картину Виталия Мельникова «Женитьба» и Петренко, который сыграл недотепу Подколесина. Тот приехал свататься к молодой купчихе, но так и не решился – сбежал от невесты в окно. В жизни Алексей Васильевич от невест не бегал. Все три его брака были продолжительными. С первой женой, оперной певицей Аллой, у которой была от первого брака дочь Полина, Петренко прожил 19 лет. И, наверно, жил бы долго, если бы... не переезд в 1977 году в Москву (актера пригласили на сцену Театра на Малой Бронной). Семья распалась. В столице актер встретил своего ангела-хранителя, журналистку Галину Кожухову. Служебная встреча (журналистка пришла к актеру брать интервью) положила начало новому союзу. Он продлился до момента смерти Галины в 2009-м. Кстати, именно жена часто выступала внутренним цензором и советовала мужу не разбрасываться на проходные роли. И если кто начинал ее Алексею Васильевичу петь дифирамбы, строго пресекала: «Не портите мне мужика!»

С третьей женой, Азимой, 72-летний Петренко познакомился на кинофестивале в Белых Столбах. Журналистка представляла Киргизский государственный фильмофонд. Их отношения вызвали много пересудов. Однако именно она была рядом с Алексеем Васильевичем до конца его земного пути.

Слово и мечта

«Если ты веришь в Господа, то, что бы с тобой ни случилось, будет во благо», — этими словами Алексей Васильевич руководствовался всю свою жизнь. Слово он ценил. Для него СЛОВО не простой звук. Именно поэтому Петренко приглашали читать закадровый текст в документальные картины. А еще Алексей Васильевич обожал русские сказки. Читал их с большим чувством. Поначалу просто так, для себя. Всем любопытствующим объяснял: мол, «состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать». Благо, Алексей Петренко успел озвучить и записать на российском телевидении цикл русских народных сказок. Актер мечтал еще записать сказки народов России. Если бы не смерть... Мечта сбылась бы...

Топ-3 фильмов Алексея Петренко

Петр I («Сказ про то, как царь Петр арапа женил»)
Григорий Распутин («Агония»)
Купец Кнуров («Жестокий романс»)

Фото: Russian Look, Gennadii Usoev/Russian Look, Ekaterina Tsvetkova/Russian Look, РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

У нас секса нет? У нас секса нет?

Из-за чего мужчины комплексуют в постели?

Лиза
Поле битвы Поле битвы

Испытываем первый в мире виртуальный полигон для реальных боев

Популярная механика
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Инвестор в LoL Инвестор в LoL

Зачем Евгению Туголукову команда игроков в «Лигу легенд».

РБК
Porsche 911 R Porsche 911 R

Автомобиль для истинных ценителей неразбавленного драйва.

Quattroruote
Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем

Что нужно знать про мобильные dating-приложения, чтобы получать от них пользу

Forbes
Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному? Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному?

Советует психолог Александр Кузнецов.

Домашний Очаг
Шайтан на елке Шайтан на елке

Как в Белозерье боролись с хиджабами, но проиграли детей.

Русский репортер
Высокий средний уровень Высокий средний уровень

Игорь Золотовицкий о документальном театре, гарвардских студентах и новых прочтениях классики.

Русский репортер
Точка опоры Точка опоры

Мифов о позвоночнике сложено немало, разбираем самые живучие из них.

Добрые советы
Немно­го солнца Немно­го солнца

Рассветно-закатные оттенки в московской квартире по проекту “Арт‑бюро 1/1”.

AD
«Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа «Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа

Первая попытка в сериальной форме рассказать об Америке Трампа

Правила жизни
Инструк­ция по уходу Инструк­ция по уходу

Рассказываем о ваших правах при увольнении

Glamour
Белорусский «Санта» Белорусский «Санта»

Белорусский «Санта» Группа Александра Мошенского завоевала российский рынок сельди, а теперь и молока.

РБК
Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик» Алексей Воробьев: «Мужчина – охотник и добытчик»

«Холостяка» Алексея совсем скоро ты снова увидишь на большом экране – жди премьеру фильма «Любовь с ограничениями»!

Лиза
На сты­ке времен На сты­ке времен

Дом в Австралии начала XX века, которому придал современный вид дизайнер Грег Наталь.

AD
Сдавайся! Сдавайся!

Как помочь ребенку пережить экзамены.

Добрые советы
Плановая агрономика Плановая агрономика

Как Белгородская область из незаметных аграрных регионов прорвалась в тройку крупнейших производителей продовольствия в России

Forbes
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Ярлык на ве­ли­кое княжение Ярлык на ве­ли­кое княжение

Звезда Парижской оперы Ильдар Абдразаков - о мировой славе и любви всей своей жизни.

Vogue
Нарисуйте нам взрывопотама Нарисуйте нам взрывопотама

Как художнику-самоучке из Подольска удалось поселить своих монстров в Голливуде

Популярная механика
Вкус манги Вкус манги

Скарлетт Йоханссон об аниме и моногамии.

GQ
Яблоч­ки от яблоньки Яблоч­ки от яблоньки

Иванка и Тиффани Трамп - девушки мечты со всеми подробностями.

Tatler
Хочешь, я буду твоей мамой? Хочешь, я буду твоей мамой?

Олеся Лихунова вела этот дневник 4 года – с того момента, как в семье появился первый приемный сын. Сегодня приемных детей пять, кровных – два, а история продолжается.

Домашний Очаг
Счаст­ли­вая карта Счаст­ли­вая карта

Путевые заметки Регины Тодорен­ко

Glamour
Сдела­ет из него человека Сдела­ет из него человека

Эмма Уотсон и Дэн Стивенс рас­кры­ва­ют сек­ре­ты «Краса­ви­ца и Чудови­ще»

Glamour
Я могу дать сдачи Я могу дать сдачи

Наталья Ионова, сценический псевдоним Глюк'оZa, о дворовом детстве, летающих тарелках и найденной женственности.

Домашний Очаг
Марион Котийяр: “У меня есть хорошее свойство – одержимость” Марион Котийяр: “У меня есть хорошее свойство – одержимость”

Марион Котийяр полна противоречий, но она разрешает их легко и естественно

Psychologies
«Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить» «Тебе нужна вера, чтобы ты мог творить»

Пропавший на 10 лет Мел Гибсон не потерял веру в себя

Playboy
“Если хочешь развития, совершай ошибки” “Если хочешь развития, совершай ошибки”

Что Егор Крид понял о женщинах, отцовских чувствах и популярной музыке

Cosmopolitan
Открыть в приложении