Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2
Все, как обычно, зависит от точки зрения…

Неоднозначная репутация не помешала Ил-2 стать одним из символов победы в Великой Отечественной войне. Да и машина, чего уж там, была интересная.
Испанский след
Идея создания Ил-2 пришла авиаконструктору Сергею Илюшину после изучения опыта войны в Испании 1936-го. Тогда главный конструктор ОКБ имени себя обратил внимание, что возросшая плотность зенитного огня снижает эффективность авиационных атак по наземным целям.
Пикирующие бомбардировщики и истребители становятся уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Одна шальная пуля — и пиши пропало…
Свои мысли Илюшин изложил Сталину, предложив создать хорошо защищенный от средств ПВО самолет. Говорят, уже в первой докладной верховному Илюшин назвал свое детище «летающим танком». Сталина доводы вполне убедили, и дело пошло.

Летающий броневик
Танк не танк, но защита у Ил-2 действительно была серьезная. Конструктивно фюзеляж машины состоял из двух половинок. И если задняя хвостовая часть была максимально облеченной, сделанной из фанеры и дерева, то передняя часть фюзеляжа — несущая бронекапсула. Толщина бронирования составляла 4-6 мм и более чем эффективно защищала пилота от огня с земли.
Это не говоря уже о 12-миллиметровой бронеспинке сиденья пилота и о пуленепробиваемом стекле фонаря кабины. Пожалуй, в этом компоненте Ил-2 действительно был уникальной машиной. Подобного уровня защиты и живучести в начале 40-х не было ни у одного самолета в мире. Были случаи, когда на благополучно вернувшихся на родной аэродром штурмовиках