Легенда о «Летучем Шотландце»: чем удивляет самый знаменитый паровоз мира
Он все еще на ходу и в прошлом году отметил 100-летие. Да, он не самый мощный и не самый быстрый среди паровозов, но что-то сделало его особенным.
Вряд ли кто смог бы предсказать, что паровоз с номером 1472 ждет всемирная слава, когда 24 февраля 1923 года он выкатил из ворот завода в Донкастере.
Тогда еще безымянный, он принадлежал к семейству английских паровозов класса A1 конструкции знаменитого инженера Найджела Грезли. На момент постройки он был одним из самых мощных и технически продвинутых в мире. «Один из» – этого, согласитесь, маловато для статуса легенды.
Так получилось, что именно этот паровоз был выбран, чтобы иллюстрировать мощь английской промышленности на Британской имперской выставке 1924 года. Ради выставки паровозу присвоили имя «Летучий Шотландец» в честь одноименного поезда, одного из старейших в истории железных дорог, курсирующего между Лондоном и Эдинбургом.
Скорость, скорость, скорость
Через несколько лет после выставки «Летучий Шотландец» был отобран в пятерку паровозов, задачей которых было сделать маршрут Лондон-Эдинбург безостановочным. Для этого локомотив модернизировали. Он получил огромный восьмиосный тендер со сквозным коридором: с таким тендером бригады машинистов и кочегаров могли сменяться, не останавливая поезд. Даже заправку водой выполняли на ходу. С такими новшествами поездка между столицами Шотландии и Англии стала занимать меньше восьми часов.
Паровоз стал знаменитым. Из все пятерки именно «Летучий Шотландец» был выбран рекламным лицом железнодорожной компании: его громкое имя привлекало клиентов, а реклама, в свою очередь, работала на рост его славы.
В 1934 году последовал новый рекорд: одна из бригад впервые в мире разогнала знаменитый паровоз до скорости 100 миль в час (161 км/ч).