Кто подставил «Кролика Джоджо»: почему в России не выйдет в прокат комедия про Гитлера
Специально для Forbes Life кинокритик Ярослав Забалуев рассказывает о последнем фильме большого режиссера Тайки Вайтити — и объясняет, как воображаемый Гитлер стал персонажем, о котором можно наконец-то пошутить
О запрете фильма новозеландского актера, режиссера и комика Тайки Вайтити (его фильм «Реальные упыри» признан кинокритиками одной из лучших картин прошлого десятилетия) в прокат продюсер Александр Роднянский сожалел еще в сентябре — и на его пост в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ссылался ТАСС. Согласно данным Роднянского, показ в России фильма компании XX century Fox в России даже не планировался. Эту ситуацию продюсер назвал «самоцензурой», сравнивая ее с запретом на показ в России фильма «Смерть Сталина» годом ранее.
Есть что-то безусловно логичное в том, что после скандала с фильмом про «Смерть Сталина» российские прокатчики от греха подальше решили не выпускать фильм с Гитлером на афише. Несмотря на то, что «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити не стали показывать в кинотеатрах, один из самых ярких фильмов года все же добрался до российского зрителя — окольными, контрабандными, то есть самыми надежными в наших обстоятельствах путями.
Главным героем в картине, напомним, является не фюрер, а совсем юный немец Джоджо Бетцлер. Он живет в Германии на излете первой половины 1940-х — и совсем не подозревает, что война скоро закончится, а потому мечтает стать образцовым нацистом. Свой путь он начинает с летнего лагеря гитлерюгенд, где и получает вынесенную в заглавие кличку — за то, что не решается свернуть кролику шею. Все эти обстоятельства меркнут перед главной сверхспособностью Джоджо: за ним повсюду следует воображаемый друг (окружающие его совсем не видят) с внешностью веселого и дружелюбного Гитлера. Эта версия диктатора, кстати, влюблена в единорогов и всегда готова к приключениям.