Креативный ураган. Как развивать у детей творческие способности и что делать с результатом
К чему может привести совет психолога не гасить в ребенке креативные способности
В общем-то, я пришла к вам с предъявой…
Словам женщины я не слишком удивилась и почти от них не расстроилась. 30 лет практики — можно представить себе, сколько ошибок я наделала, сколько дала никуда не годных советов и какое количество родителей попросту неправильно меня поняли, услышали в моих словах то, что хотели услышать, а вовсе не то, что я действительно сказала, немедленно приступили к действиям соответственно своему пониманию и впоследствии пожали плоды своих решений.
Посетительница между тем не выглядела ни агрессивной, ни готовой к скандалу — скорее усталой и какой-то обескураженной.
— Мы были у вас, когда Гоше было четыре года.
— А сейчас ему сколько?
— Тринадцать.
— С предъявой вы несколько запоздали, не находите? — усмехнулась я.
— Знаете, то, что ваши советы слегка… ну, не совсем правильны в случае Гоши, я поняла в тот же день, точнее, в ближайшую ночь после того, как мы у вас побывали.
— Расскажите, — заинтересовалась я.
— Вы тогда говорили об определенности требований и не разрешили ему брать в своем кабинете игрушки со второй полки, дескать, она для детей с пяти лет. Он посоветовал вам подписать полки по годам — чтобы сразу было ясно, кому что разрешается. Вы сказали, что большинство маленьких детей не умеют читать, к тому же вы меняете правила в зависимости от того, кто к вам пришел и насколько он вам понравился. Тогда Гоша предложил нарисовать понятные пиктограммы (на тему «брать — не брать») и расставлять их прямо в присутствии ребенка.
Я, кажется, что-то смутно припомнила… все-таки четырехлетние дети не так часто пытаются давать мне инструкции.
— И что же дальше?
— Дальше я жаловалась на то, что он постоянно всех дергает, все ломает, плохо спит и я буквально полночи вынуждена ходить с ним по квартире и то включать, то выключать свет, то открывать или закрывать двери, то отвечать на тысячу вопросов, то наливать попить… Вы очень четко сказали мне: перестаньте поддаваться на его манипуляции и сообщите сыну, что по ночам вы спите. Если ему что-то надо — пусть идет сам. И еще вы сказали, что у него очень высокая креативность и это его ресурс, который мы ни в коем случае не должны гасить, а наоборот — всемерно развивать.
Я решила применить вашу рекомендацию в первый же день, точнее, ночь. Сообщила ему все в императивном тоне, как вы велели, и легла спать. Он сказал, что все понял, и действительно не будил меня…
— И?
— Я проснулась сама. Он пошел в туалет и полностью разобрал унитазный бачок, чтобы посмотреть, как он устроен. Говорил потом, что давно собирался, но мы следили и не позволяли. Самое поразительное, что потом он почти полностью и почти верно собрал его обратно, но, когда ставил на место крышку, не справился с ее весом и уронил на кафельный пол. Крышка разбилась, он порезал ногу осколком фаянса, кровь хлестала так, что нас сразу повезли в больницу — ночью, на скорой с сиреной — и там даже вливали ему плазму или прямо кровь, сейчас уже точно не помню.