Зураб Джапаридзе о наследстве Алексея Баталова

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Зураб Джапаридзе. Я был тенью Баталова

Долгих пятнадцать лет я был рядом с Алексеем Владимировичем. Он постепенно втягивал меня в свою орбиту. Вначале были поручения и просьбы, затем наши отношения из сугубо деловых перешли в дружеские. Я стал его доверенным человеком, был в курсе всех дел. Всегда рядом, изучил его характер, привычки...

Ирина Зайчик

Фото: Игорь Гневашев/Legion-media

все же когда меня спрашивают:

— Вы были дружны с Алексеем Владимировичем? — отвечаю на этот вопрос так:

— Не имею морального права называть Баталова своим другом.

У нас была большая разница в возрасте, я всегда относился к нему с огромным уважением. Осмелюсь сказать одно: будучи его личным помощником много лет, я входил в ближний круг семьи Баталовых.

— Как вы познакомились с Алексеем Владимировичем?

— Это случилось в 2003-м на фестивале российского кино «Московская премьера». Я работал администратором, потом исполнительным продюсером в продюсерском центре «Кинопроцесс», где художественным руководителем был киновед Вячеслав Юрьевич Шмыров. Мы выпускали журнал, устраивали кинофестиваль «Московская премьера». Алексею Владимировичу предложили стать президентом этого фестиваля. Так что познакомились мы, можно сказать, в рабочей обстановке.

Алексей Владимирович вел довольно замкнутый образ жизни. Английская поговорка «Мой дом — моя крепость» очень подходила его семье. В свой дом он действительно мало кого из посторонних пускал. Чтобы прийти к Баталову, надо было пройти проверку почище, чем в ФСБ. Года три я не мог попасть в его квартиру. «Попасть» — не в смысле, что я туда стремился, но таковы были правила. Например Баталову как президенту фестиваля надо подписать бумагу. Ну он же сам не приедет? Я беру документы и везу их на подпись в Дом на набережной. Это отлаженный механизм. Звоню, домработница открывает дверь, забирает бумаги и несет Алексею Владимировичу в кабинет, а я жду у лифта, когда вынесут папку с подписанными документами.

Будучи его личным помощником много лет, я входил в ближний круг семьи Баталовых. С Алексеем Баталовым и гостями фестиваля «Московская премьера». Фото: из архива З. Джапаридзе

— Как вы думаете, с чем была связана такая закрытость дома Баталова?

— Наверное, с его дочерью. Это была очень болезненная тема для Алексея Владимировича. Например я долго даже не знал о Маше и проблемах с ее здоровьем. Дочь Баталова инвалид первой группы. Конечно, Алексей Владимирович оберегал ее от случайных людей, не хотел травмировать психику. Главным для него были покой и благополучие дочери. Он и старался это обеспечить.

Все в доме надеялись на чудо, показывали Машу врачам, светилам в Москве, Канаде, Израиле. Но ДЦП вылечить невозможно. Маша совершила, я считаю, подвиг: окончила сценарный факультет ВГИКа, выпустила книгу сказок, самостоятельно выучила французский язык.

Алексей Владимирович очень гордился дочерью. Когда на фестивале «Московская премьера» прозвучало: «Гитана-Мария Баталова» и она проехала на инвалидной коляске по красной дорожке, от волнения у него на глазах появились слезы. По ее сценарию режиссер Михаил Богин снял фильм «Дом на английской набережной». А ведь этот сценарий она написала, стуча по клавиатуре одним пальцем! Вот что писал сам Баталов: «Друг семьи, наш верный помощник Зураб Джапаридзе сделал для дочки специальное приспособление, чтобы ей было удобно нажимать на буквы».

Они много путешествовали с дочерью. Маша повидала мир, набралась впечатлений. Ради этого Баталов работал на общественных началах в Доме дружбы.

Алексей Владимирович ко времени нашего знакомства от крупных дел отошел. Он преподавал во ВГИКе на актерском факультете, в кино уже не снимался. Последний раз появился в фильме-продолжении «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» в 2006-м. Алексей Владимирович отказывался, но Эльдар Александрович Рязанов лично попросил его сняться в картине. Баталов там читает со сцены стихи Юрия Левитанского.

Алексей Баталов, Татьяна Самойлова и Валентин Зубков на съемках фильма «Летят журавли». Фото: SEF/Legion-media

— Как вам удалось стать его доверенным лицом?

— Первое время мы общались только по рабочим вопросам. Переломным моментом стал один случай. Я всегда старался ездить к нему сам: вначале возил бумаги, потом стал всюду сопровождать его. Алексею Владимировичу часто надо было выезжать по делам. Мы старались посылать к нему проверенного человека, чтобы не случилось никаких эксцессов. Этим человеком и стал в итоге я. Ему было приятно садиться в машину к тому, кого он знает.

С ним было безумно интересно поговорить на любую тему, он много о себе историй рассказывал, всегда что-то вспоминал. Например про то, что каждая важная роль в кино приносила ему не только награды, но и наносила травмы. На съемках «Дамы с собачкой» на него упал софит, в «Летят журавли» он полетел в воду и торчащая ветка пропорола ему нос, шрам остался на всю жизнь. В «Звезде пленительного счастья» над головой его князя Трубецкого сломали шпагу и поранили актера. Когда снимали сцену драки в «Москва слезам не верит», каскадер не рассчитал силы и Баталов получил сильнейший удар по гортани...

Однажды ехали с Алексеем Владимировичем по делам. Вдруг кто-то подрезал наш автомобиль, я успел увернуться. Баталов был впечатлен моей ездой. Одним словом, этот случай он запомнил, зафиксировал, и у нас появилась новая тема для разговора. Мы оба обожали возиться с машинами. Баталов рассказывал, что права получил в армии и мог водить не только легковой автомобиль, но и грузовик, и автобус. Если бы не стал актером, его профессия была бы связана с машинами.

После войны в семье его отчима Виктора Ардова появился маленький трофейный «опель». Алексей Владимирович от него не отходил, вечно таскал домой какие-то запчасти. Свою первую машину он, будучи студентом, купил благодаря Ахматовой. Анна Андреевна была ближайшей подругой его матери и подолгу жила в их квартире на Ордынке. Много потом вранья про это писали: что якобы Анна Ахматова купила ему машину. Она дала Алеше часть гонорара на новый костюм, чтобы тот приоделся после армии, а он не устоял от соблазна и добавив денег, купил убитый «Москвич-401» и сам довел его до ума.

Все свое свободное от съемок время проводил рядом или под своим персональным автомобилем, прилаживая к нему очередные прибамбасы, в десятый раз перебирая какой-нибудь агрегат или промывая в банке с керосином гайки. Вместо обычных сидений, которые сдал в чистку, временно прикрутил табуретки. Он называл машину Аннушкой и целовал руль. На этом москвичонке Баталов лихачил по Москве, обгоняя роскошные «Волги». Возил Анну Ахматову за город, откуда она отправляла сыну Льву Гумилеву передачи в ссылку. Когда выпустили Лидию Русланову, он встречал ее на своей Аннушке у ворот тюрьмы.

Кстати, у Баталова были золотые руки. Однажды они с первой женой Ириной Ротовой купили старое пианино хорошей марки, которое было абсолютно расстроенным. Алексей Владимирович разобрал его по косточкам и тут же собрал. И главное — настроил.

Когда мы познакомились, он уже все реже и реже садился за руль. Однажды поехал на своей «тойоте» во ВГИК и она застряла. Позвонил мне и попросил: «Выручай! Не могу ее завести». Потом наше общение постепенно стало теплеть. Баталов уже сам звонил, когда ему надо было куда-то поехать. Говорил так: «Я Зурабу доверяю, он проверенный товарищ!»

Его приглашали в огромное количество мест. Это был человек, который сыграл в своей жизни все: от «кушать подано» до свадебного генерала на всевозможных фестивалях. Сам с юмором говорил об этом: «Пошел торговать лицом». Еще Баталов называл себя «открывалкой». В конце жизни его без конца приглашали открывать фестивали, торжественные вечера. Как только он выходил на сцену и произносил речь, провозглашали: «Кинофестиваль объявляется открытым!» Вот отсюда и пошло это смешное прозвище. Он ни капли не зазнался, относился к себе с большой иронией.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит». Фото: SEF/Legion-media

Однажды возвращаемся с какого-то мероприятия, где ему вручили приз. Вижу, он сидит грустный.

— Что с вами? Вон вам какую красивую безделушку подарили!

— Лучше бы в свое время давали больше снимать, — ответил он.

Я не переставал восхищаться им. Перед мероприятием устроители, протягивая готовый сценарий на трех листах, просили:

— Алексей Владимирович, мы бы хотели, чтобы вы сказали вот это.

— А чему посвящено ваше мероприятие?

Он выхватывал из их объяснения суть: кого надо отметить, на чем заострить внимание. Потом выходил на сцену и говорил блистательную речь, даже не заглянув в шпаргалку.

Как-то прихожу к ним, Гитана Аркадьевна спрашивает:

— А где Алеша?

— Как где? Не знаю...

— Я думала, он с тобой. Где его искать?

— Сейчас телевизор включим и узнаем, где он.

Вот такая шутка. Баталов был настолько популярным, что где бы ни появлялся, всегда был в центре внимания.

Одним словом, мы постепенно сближались. В 2006 году он выручил меня в одной ситуации. Сам узнал о неприятностях, в которые я попал, и помог, хотя я его об этом не просил. Я был ему очень благодарен. Потом я стал выполнять мелкие просьбы по хозяйству. Это для всех он — недосягаемая звезда, а для меня — пожилой человек. Но это не значит, что я не знал, кто такой Баталов, какая это величина. Мне было в радость помочь ему, а ему понравилось мое природное кавказское уважение к старшим. Он как тонко чувствующий актер сумел разглядеть во мне искренность, отсутствие фальши. Всех насквозь видел, его не обманешь.

— Когда вы познакомились с Гитаной Аркадьевной и Машей?

— Однажды он позвонил с просьбой: «Машу надо отвезти туда-то и туда-то. Сможешь?» Не хочу, чтобы меня превратно поняли: я не работал у Баталова водителем, с его стороны это были дружеские просьбы. Он никому не мог доверить свою дочь, всю жизнь возил ее сам, но после того как перестал садиться за руль, поручил это мне. «Зураб хорошо водит», — в его устах это была высшая похвала. Маша с Гитаной Аркадьевной вместе сели в машину. Дочь Баталова до этого я видел, но мельком, никогда с ней не общался.

Когда Алексей Владимирович и Гитана встретились, ей было всего восемнадцать. Алексей Владимирович снимался в Ленинграде в фильме «Большая семья». Однажды — это было в 1953-м — он пошел в цирк, где его поразила длинноволосая наездница. Она разбегалась по манежу, вспрыгивала на ходу на спину скачущей лошади и на ней танцевала. Алеша упросил Никулина и Карандаша познакомить его с Гитаной Леонтенко.

Алексей Владимирович был страстным автомобилистом. На своем москвичонке лихачил по Москве, обгоняя роскошные «Волги». Фото: SEF/Legion-media

Он рассказывал, что Гитане родственники запретили встречаться с артистом. Ее заперли на ключ, но она вылезла в окно и спустилась по трубе, чтобы с ним увидеться. Гитана Аркадьевна, в свою очередь, рассказывала, что натерпелась от родственников мужа. Она попала в семью рафинированной интеллигенции: в их доме жила Анна Ахматова, бывали Осип Мандельштам, Юрий Олеша, Михаил Булгаков. артисты МХАТа. А кто такая Гитана? Цыганка, циркачка. Они были не в восторге от выбора Алексея. Однажды Ахматову попросил кто-то:

— Вразумите Лешу, он связался с цыганкой.

Она ответила:

— Я партии Гитаны!

Как-то в одном интервью у Алексея Владимировича спросили:

— Почему вы так долго вместе?

— Гитана никогда не устраивала мне ни сцен ревности, ни скандалов по поводу денег. Она очень мудрая женщина. Однажды ей позвонили и сказали, что в Италии подрастают два мальчика-близнеца — мои дети. Она поблагодарила и повесила трубку. И ничего мне не сказала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Преснякова: Елена Преснякова:

Елена Преснякова: мы с Петровичем женаты гораздо больше сорока лет

Коллекция. Караван историй
Главные плюсы езды на велосипеде (для похудения и не только) Главные плюсы езды на велосипеде (для похудения и не только)

Советы об использовании велосипедных прогулок для снижения веса и удовольствия

Playboy
Мария Порошина. Быть мамой непросто Мария Порошина. Быть мамой непросто

Мария Порошина: У меня нет права, да и времени на уныние или отчаяние

Караван историй
Неспящие в детской Неспящие в детской

Почему младенцы так плохо спят, и как их научить делать это по-человечески?

Здоровье
Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Барби-футбол, танк и мертвый жеребенок — самые нелепые  покупки звезд Барби-футбол, танк и мертвый жеребенок — самые нелепые  покупки звезд

Самых нелепые, шокирующие и, конечно, дорогие покупки знаменитостей

VOICE
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
«Я был троечником в школе и прекрасно устроился в жизни»: 5 историй «Я был троечником в школе и прекрасно устроился в жизни»: 5 историй

Многие из бывших отстающих нашли себя в жизни и живут вполне благополучно

Psychologies
Олеся Рудакова. Мама Олеся Рудакова. Мама

Дочь Нины Руслановой: «Мама не могла ни говорить, ни писать, но мы не сдавались»

Коллекция. Караван историй
7 вещей, которые мы бы хотели изменить в девушках 7 вещей, которые мы бы хотели изменить в девушках

В девушках все же есть черты, которые мы не против усовершенствовать

Maxim
«Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер «Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер

6 августа на 62-м году жизни скончалась вице-президент компании Mercury

Forbes
7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей 7 голливудских фильмов, взбесивших религиозных деятелей

Когда в церкви становится скучно, ее работники обращают внимание на фильмы

Maxim
Сергей Горошко Сергей Горошко

Сергей Горошко прославился после роли в боевике «Майор Гром: Чумной доктор»

Собака.ru
Крепкий орешек за баранкой Крепкий орешек за баранкой

«Ледяной драйв», олдскульый боевик с Лиамом Нисоном

Weekend
Елена Ленская: Елена Ленская:

Елена Ленская — о своей карьере, браках и настоящей любви

Коллекция. Караван историй
Место под солнцем: почему загорать полезно для тела и для души Место под солнцем: почему загорать полезно для тела и для души

Полежать под горячими лучами полезно и для тела, и для души

Psychologies
Химики получили кристаллы четырехслойного гексагонального кремния Химики получили кристаллы четырехслойного гексагонального кремния

Новый полупроводник может заменить обычный кремний с кубической решеткой

N+1
Бирюзовая компания: что такое холакратия Бирюзовая компания: что такое холакратия

Что такое бирюзовые компании и как организована работа в них?

Популярная механика
Древний череп из Китая отнесли к «человеку-дракону» или денисовцу Древний череп из Китая отнесли к «человеку-дракону» или денисовцу

Неоднозначное исследование вызвало бурную дискуссию среди палеоантропологов

N+1
5 книг для интровертов, которые хотят преуспеть в жизни 5 книг для интровертов, которые хотят преуспеть в жизни

Правда ли, что интровертам путь в успешную жизнь закрыт?

Популярная механика
Десятки видов клещей, тысячи видов микробов: чем опасна домашняя пыль Десятки видов клещей, тысячи видов микробов: чем опасна домашняя пыль

Чем опасна пыль

Cosmopolitan
Волоски повысили износостойкость пчелиных брюшек Волоски повысили износостойкость пчелиных брюшек

С их помощью пчелы экономят 40 процентов энергии трения между сегментами брюшка

N+1
Защита детей и помощь американским индейцам: на что Маккензи Скотт пожертвовала $2,7 млрд Защита детей и помощь американским индейцам: на что Маккензи Скотт пожертвовала $2,7 млрд

Кого поддерживает одна из богатейших женщин мира?

Forbes
Дамские романы: как две сестры создали компанию стоимостью $225 млн, придумывая мобильные игры «для девочек» Дамские романы: как две сестры создали компанию стоимостью $225 млн, придумывая мобильные игры «для девочек»

Как ставка на женскую аудиторию помогла сестрам Накадзима заработать $141,5 млн

Forbes
Власть огня: 6 самых разрушительных пожаров в истории Власть огня: 6 самых разрушительных пожаров в истории

В прошлом пламя легко стирало с лица земли целые города

Вокруг света
Стена и голос: как и почему модные бренды социально высказываются через уличное искусство Стена и голос: как и почему модные бренды социально высказываются через уличное искусство

Зачем модным брендам уличное искусство?

Esquire
Красотки в тени: как выглядят сестры Николь Кидман, Пенелопы Крус и других звезд Красотки в тени: как выглядят сестры Николь Кидман, Пенелопы Крус и других звезд

Сёстры знаменитых красоток часто остаются в тени своих звездных родственниц

Cosmopolitan
Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей? Материнская травма: зачем женщины рушат жизни дочерей?

Почему некоторые матери хотят видеть своих дочерей слабыми и удобными?

Psychologies
Ненависть до дрожи и абсолютное обожание: к кому и почему мы их испытываем? Ненависть до дрожи и абсолютное обожание: к кому и почему мы их испытываем?

Как в раздражении и восхищении к другим увидеть свои теневые стороны

Psychologies
5 нейросетей, делающих музыку: от цифровой Эми Уайнхаус и до бесконечного метала 5 нейросетей, делающих музыку: от цифровой Эми Уайнхаус и до бесконечного метала

Разве может робот написать симфонию? Может

Playboy
Открыть в приложении