Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историйРепортаж

Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

На экране он был настоящим народным героем. Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой. Его обаятельные персонажи вызывали смех, улыбку, им верили, как веришь своему старому другу...

Ирина Зайчик

Фото: Советский экран/Fotodom/Кадр из фильма «Живет такой парень»

Помню, как папа рассказывал: «Сколько раз мне говорили люди на улице — вот бывают моменты, что дома не ладится, на работе дела не идут. Включаешь телевизор, а там «Иван Васильевич...». И жизнь опять жизнь, ей радуешься. Великое дело! Великое!»

Папа во многом был комедийным актером. Но при этом считал, что это очень трудный жанр, ведь вызывать смех порой сложнее, чем слезы. Однажды у режиссера Леонида Гайдая спросили:

— Скажите, а как вы снимаете ваши комедии?

На что Гайдай ответил:

— Свои комедии я снимаю очень серьезно.

И действительно, как вспоминал папа, Леонид Иович сердился, если вдруг кто-то из актеров невпопад смеялся на съемочной площадке.

— Скажите, Леонид Вячеславович рассказывал вам о своем детстве, родителях?

— Папа не очень любил об этом вспоминать. Знаю, что мой дедушка Вячеслав Яковлевич работал слесарем на авиационном заводе «Салют», а бабушка Валентина Дмитриевна была дамским парикмахером.

Папа родился 8 октября 1936 года на окраине Москвы. Бабушка говорила, что они назвали сына в честь Леонида Утесова. Тогда был пик популярности утесовского джазового ансамбля. Времена были непростые. Семья Куравлевых теснилась в одной комнате большой коммуналки. Но детство — в любом случае светлая пора. Как папа сам об этом рассказал в интервью: «Детство — оно всегда счастливее, даже такое, как у меня. Я из рабоче-крестьянских. Окраина Москвы, рабочий люд, хулиганы. После того как маму арестовали по 58-й статье сразу после начала войны, я стал жить у ее сестры. Маму сослали в поселок Зашеек Мурманской области, и потом она долго не могла вернуться в Москву».

Ну что я могу к этому добавить? Когда бабушку арестовали по анонимному доносу и сослали, папе исполнилось пять лет. Дедушка работал на авиазаводе, уже шла Великая Отечественная война. Он был талантливым и рукастым человеком, механиком, слесарем. Его оставили в тылу, на фронт не отправили. Работал он буквально сутками, часто ложился спать в цеху, у станка. Маленьким Леней заниматься было некогда. Его воспитывала тетя Надя, родная мамина сестра. После войны папа поехал к маме в поселок Зашеек, где она жила в ссылке, и целый год провел с ней. Там он пошел в пятый класс. Когда бабушку реабилитировали, она смогла вернуться в Москву.

К сожалению, своих дедушек я не застал, только обеих бабушек.

Вячеслав Яковлевич Куравлев был очень интересной личностью. Недавно мы с сестрой нашли дедушкину членскую книжку московского мотоклуба, есть и его фотографии с мотоциклами. Он, как оказалось, серьезно этим увлекался: сам чинил мотоцикл, все делал своими руками. Мне кажется, мой старший сын Степан чем-то похож на своего прадеда, если судить по фотографиям. А самое главное, Степа с детства тоже любит со всякими моторами возиться, и у него это неплохо получается. А вот мы с папой как-то не по этой части...

— В кого тогда пошел Леонид Вячеславович своим актерским даром? Он с детства хотел стать артистом?

— В кино папа попал случайно. Естественно, он бегал с одноклассниками в кинотеатр «Родина», что на Семеновской площади. Его любимым фильмом был трофейный «Большой вальс». Но он никогда и не мечтал об актерской профессии, даже в школьной самодеятельности не участвовал. Правда, однажды в десятом классе ребята устроили вечер, на который пригласили девочек из соседней школы. Папа играл Швандю в отрывке из «Любови Яровой». Ну и что такого? Думаю, он не придал значения своему участию в концерте. Пошел в актеры не потому, что почувствовал в себе какой-то талант, а от... безысходности.

В школе ему не давались точные науки, но он очень хотел стать студентом. А куда поступать с плохими отметками? Однажды его двоюродная сестра посоветовала подать документы во ВГИК:

— Там не нужно сдавать ни математику, ни физику. Актерам они ни к чему.

Папа обрадовался:

— Ну, тогда я попробую.

Родня к выбору сына отнеслась с насмешкой: куда, мол, тебе бы, Леня, на завод. Но папа решил рискнуть. Правда, с первого раза он не поступил. И все-таки кто-то из приемной комиссии ему посоветовал, дав надежду: «Знаете, молодой человек, в вас что-то есть, попробуйте прийти через год». Папа год работал на фабрике елочных игрушек. В 1955-м ему наконец удалось поступить во ВГИК на курс прославленного педагога Бориса Владимировича Бибикова.

«Папа не хотел, чтобы я становился артистом, говорил, что это зависимая профессия». Леонид Куравлев с сыном Василием, 2009 год. Фото: из архива В. Куравлева

Папа с очень большим уважением относился к Бибикову. Бибу, так называли своего педагога студенты, все любили. Борис Владимирович на своем веку вырастил много знаменитых актеров, таких как Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Майя Булгакова. На курсе с папой учились Софико Чиаурели, Светлана Дружинина, Татьяна Бестаева.

На первом курсе папа был довольно застенчивым, среди студентов ничем особым не выделялся. Так много всего сразу навалилось: актерские этюды, репетиции, показы отрывков... Учиться ему было психологически непросто, никак не удавалось полностью раскрыться. В конце второго курса Бибиков поставил ему двойку по актерскому мастерству, а это означало одно — исключение! Папа с этим внутренне смирился, но тут за него вступились однокурсники. И Бибиков сжалился, оставил папу в институте.

И вот на третьем курсе дела пошли в гору! У папы появилось больше уверенности в себе, комплексы отошли на второй план. Вскоре его стали считать одним из самых перспективных молодых актеров. И в итоге получилось так, что со всего курса он оказался самым востребованным. Вот как бывает в жизни!

А ведь не заступись за папу его товарищи, не было бы актера Леонида Куравлева. Он бы сам никогда не пошел просить за себя.

В начале карьеры папе здорово посодействовали режиссер Михаил Абрамович Швейцер и его жена Софья Абрамовна Милькина, которые всегда работали в тандеме. Однажды Софья Абрамовна пришла во ВГИК. Это была обычная практика: киношники всегда приходили в вуз посмотреть, какие кадры подрастают, кого из молодежи подключить к съемкам. К тому же она искала молодого актера на небольшую роль в фильме «Мичман Панин».

В аудитории шел экзамен по вокалу. Студент Куравлев под аккомпанемент рояля пел романс «Сомнение»: «Уймитесь, волнения страсти». Для пущей уверенности он выбрал сидящую в аудитории Софико Чиаурели и глядя ей в глаза, «объяснялся в любви». Он пел проникновенно, с большим чувством, помогая себе выразительной мимикой и жестами. Вдруг исполнитель романса с удивлением услышал какие-то сдавленные смешки в первом ряду. Покосился в угол и увидел женщину в черном костюме, которая буквально покатывалась со смеху. Это была Софья Абрамовна. С виду неприметный юноша запал ей в душу, покорил своей искренностью, она сразу поняла, что из него может получиться хороший комедийный актер.

После экзамена она подошла к нему и пригласила на пробы на роль кочегара Камушкина. Кстати, в фильме «Мичман Панин» папа здорово спел «Боже, царя храни!». Роль стала его путевкой в жизнь. Это ли не актерское везение — дебют у такого мастера!

С Михаилом Швейцером они сохранили хорошие отношения на всю жизнь. И впоследствии папа не раз снимался у Михаила Абрамовича, семь–восемь картин наберется. Одну из лучших своих ролей — Шуру Балаганова — он сыграл в его фильме «Золотой теленок»...

Однако для папы всегда стояла особняком роль Пашки Колокольникова в фильме Шукшина «Живет такой парень», его первая главная роль. Василия Макаровича папа не зря называл своим добрым гением.

Куравлева не хотел утверждать на роль худсовет, но Шукшин настоял на том, что Пашу Колокольникова сыграет его друг. Как не раз говорил папа: «Он этой ролью подарил мне счастливую киносудьбу».

После премьеры фильма журналисты спрашивали: «Как вам, коренному москвичу, удалось сыграть настоящего сибиряка?» А секрет был прост: он очень внимательно наблюдал за Василием Макаровичем — как тот ходит, как говорит, как жестикулирует, а потом талантливо повторял все это перед камерой.

«На роль Жоржа Милославского претендовали Андрей Миронов, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Анатолий Кузнецов. В конце концов выбрали папу». Юрий Яковлев и Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год. Фото: Legion-Media

Паша Колокольников сразу полюбился зрителям. Простой парень, водитель грузовика, вроде совершает простые поступки. И жизнь вокруг простая. Но в груди этого паренька бьется большое и доброе сердце, он искренне радуется, когда уокружающих все хорошо. И старается помочь людям.

Естественно, после этой картины Куравлева заметили, его стали приглашать и другие режиссеры. А ведь папа всегда говорил, что ему очень повезло с режиссерами. Так или иначе, актерская среда всегда конкурентна. На одну роль претендуют три–пять человек, а выберут одного. Кто-то мог подумать, ага, ну конечно, они же с Гайдаем дружат, он его и берет. Но если бы в кино снимали только по знакомству, успеха у фильмов не было бы.

Леонид Гайдай — тоже особенная страница в папиной жизни. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на роль Жоржа Милославского претендовали Андрей Миронов, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Анатолий Кузнецов. В конце концов выбрали папу. Жорж Милославский в исполнении Куравлева, на мой взгляд, ярчайший персонаж. Он вошел в золотой фонд советской комедии...

— Скажите, а историю знакомства ваших родителей вам рассказывали?

— Да, рассказывали. Они с мамой прожили вместе больше полувека. Познакомились совсем юными на городском катке в Измайлово. Это было любимое зимнее развлечение для детей и молодежи. И сейчас-то на каток люди ходят с большим удовольствием, а в те времена, наверное, особенно. Все выглядело очень празднично: сверкал лед, горели огоньки, играла музыка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью» Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью»

«В 17 лет я поехала, как говорится, покорять Москву»

Караван историй
Как уменьшить побочные эффекты химиотерапии: 3 важных правила Как уменьшить побочные эффекты химиотерапии: 3 важных правила

Как снизить побочные эффекты от терапии химиопрепаратами

Psychologies
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить

Путешествовать очень полезно для здоровья!

Здоровье
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Крёстная мать перестройки Крёстная мать перестройки

Маргарет Тэтчер лучше всех почувствовала возможность перелома в Советском Союзе

Дилетант
Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историй
«Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии» «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»

Режиссер Федор Малышев замешивает свой сет пушкинских трагедий

Forbes
Запоры: почему и что делать? Запоры: почему и что делать?

Проблемы с кишечником: как с ними справиться?

Здоровье
«Неловко вышло!»: Меган Маркл снялась в сцене с оральным сексом в машине «Неловко вышло!»: Меган Маркл снялась в сцене с оральным сексом в машине

Как Меган Маркл начинала карьеру?

VOICE
Алена Яковлева. Три судьбы Алена Яковлева. Три судьбы

Судьба актрисы Алены Яковлевой

Коллекция. Караван историй
Щелчок по носу: как мы растем через кризисы Щелчок по носу: как мы растем через кризисы

О точках роста в кризисных ситуациях рассказывает коуч Оксана Набок

Psychologies
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их Что нужно знать перед тем, как начать жить вместе: 8 финансовых правил — помните их

О чем стоит договориться заранее, чтобы уберечь совместный бюджет от форс-мажора

Psychologies
5 самых абсурдных теорий заговора про знаменитостей. Часть II 5 самых абсурдных теорий заговора про знаменитостей. Часть II

Что масоны и рептилоиды скрывают о наших кумирах?

Maxim
Время для счастья Время для счастья

Эти женщины доказывают, что можно оставаться привлекательными в любом возрасте

Добрые советы
«Как выяснить, изменяет мне муж или нет?» «Как выяснить, изменяет мне муж или нет?»

Иногда гармония семейной жизни нарушается подозрениями о неверности партнера

Psychologies
Колесо фортуны Колесо фортуны

Как продать автомобиль и законно не платить налог

Лиза
О чем ваш партнер (не) должен знать: мнение семейного консультанта О чем ваш партнер (не) должен знать: мнение семейного консультанта

Должны ли партнеры знать друг о друге абсолютно все?

Psychologies
Учим ребенка адекватно выражать злость и гнев: 5 шагов Учим ребенка адекватно выражать злость и гнев: 5 шагов

Рассказываем, как оказать детям помощь в вопросах выражения гнева

Psychologies
Текст должен быть событием: кто такая Анни Эрно, получившая Нобелевскую премию по литературе Текст должен быть событием: кто такая Анни Эрно, получившая Нобелевскую премию по литературе

Почему тексты нобелевского лауреата Анни Эрно могут казаться слишком личными

Правила жизни
Три правила завтрака, которые помогут вам чувствовать себя бодрым и улучшат внимательность Три правила завтрака, которые помогут вам чувствовать себя бодрым и улучшат внимательность

Начинать свой день нужно с правильных продуктов.

ТехИнсайдер
На еду или в переработку? На еду или в переработку?

Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза

Агроинвестор
Образ жизни Образ жизни

Архитектор и дизайнер Аня Дружинина показывает дачу с садом

Собака.ru
Изменение климата сделало экстремальную летнюю засуху в 20 раз более вероятной Изменение климата сделало экстремальную летнюю засуху в 20 раз более вероятной

Засуха лета 2022 года принесла настоящие бедствия

ТехИнсайдер
«Делать то, чего не было раньше»: что нужно знать о дизайнере Реи Кавакубо «Делать то, чего не было раньше»: что нужно знать о дизайнере Реи Кавакубо

Рассказываем самое интересное об основательнице бренда Comme des Garçons

Правила жизни
«Вы же девочки»: как детские игры и школьные дискотеки создают гендерные стереотипы «Вы же девочки»: как детские игры и школьные дискотеки создают гендерные стереотипы

Зачем ученые изучают девичество?

Forbes
Вот-вот состоится премьера Omoda C5. Ловите несколько интересных фактов о новинке Вот-вот состоится премьера Omoda C5. Ловите несколько интересных фактов о новинке

Chery Omoda C5: почему название такое странное и как у машинки с безопасностью?

ТехИнсайдер
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 3. Альтернативная маскулинность Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 3. Альтернативная маскулинность

Правда ли, что маскулинность раньше была лишь одного типа?

Psychologies
Открыть в приложении