«Лариса, слава богу, завистью не страдала. Это большой дар»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ольга Богданова: «Голубкина всю жизнь посвятила Андрею Миронову»

«Лариса Голубкина была, несомненно, украшением нашего театра, настоящая звезда, красота настоящая. А какой великолепный голос! Кстати, это очень редкое качество для драматической артистки. Когда я пришла в театр и увидела ее в первый раз, она мне показалась необыкновенной...»

Записала Ирина Зайчик

Фото: Б. Кауфман/РИА Новости

Это было давным-давно, когда я, можно сказать, девочкой, пришла в наш театр, тогда он назывался Театром Советской армии. Помню, Лариса, узнав, что в труппе появилась молодая артистка, тоже на меня посмотрела с некоторым интересом.

Она действительно была прелестна. Все ее знали по «Гусарской балладе», этот фильм сделал ее невероятно популярной. Было так интересно вживую посмотреть на нее.

Голубкина была страшной модницей. Ходила Лариса на высоких каблуках, шпильки ей очень шли, у нее были красивые ножки, да и вся она тоненькая, высокая. К сожалению, из-за вывиха ноги с некоторого времени Лариса перестала носить каблуки и даже на сцену выходила в ботиночках или балетках. Но и тут она проявила свой элегантный вкус. Обувь хоть была и удобная, но украшенная цветными камнями.

— Ольга, вы ведь часто с Ларисой Ивановной в театре играли одну и ту же роль...

— Почему-то считалось, что мы немножко похожи. Ну, может быть, такой же тип лица, круглый, не знаю. И так получилось, что довольно часто нам давали роли в два состава. Допустим, в первом составе играет Голубкина, во втором — Богданова.

Фото: из архива О. Богдановой

Я прекрасно понимала, как и все в театре, что если в первом составе занята такая известная актриса, то тебе, в принципе, этой роли не видать. Ну кто же отдаст! И ты можешь быть только на подхвате: вдруг звезда заболеет или уедет куда-нибудь. Каждый раз при распределении ролей я думала: «Ой, не видать, ой, не видать». Но с Ларисой Голубкиной все получилось иначе. Это был уникальный случай, когда она, в силу разных обстоятельств, совершенно не мешала мне работать. Некоторые роли, на которые мы были обе назначены, вообще не сыграла, а играла их я одна.

В «Комической фантазии...» мы играли Марту, возлюбленную Мюнхгаузена — Зельдина. Но если вначале исполняли один к одному, то после я играла пять спектаклей, а она — один, и это было просто огромное счастье. Потом был спектакль «Закон вечности», который поставил Юрий Иванович Еремин. Тоже прекрасная роль, героя там исполнял Игорь Ледогоров, а мы с Голубкиной в очередь — Марию, его любовь. Так получилось, что сначала обе репетировали, потом она куда-то уехала, и в итоге премьеру сыграла я. После этого, вы представляете, она мне одну находку подарила! Как-то Лариса пришла на мою репетицию, я там с прической что-то придумывала, а она дала совет: «Оля, не мудри, все хорошо. Выйди просто, как в жизни. У тебя красивые волосы, сделай обычный хвост, красивый такой. На черной шубе будет эффектно смотреться». И это идеально подошло к образу. Потом она в дальнейшем тоже эту роль играла.

Лариса Голубкина и Владимир Зельдин в спектакле «Комическая фантазия...», Театр Советской армии, 1984 год. Фото предоставлено пресс-службой Театра Российской Армии

Почему так? Лариса в это время куда-то уехала, у нее всегда было полно интересов, помимо театра. Она пела, у нее была концертная деятельность, снималась, периодически куда-то исчезала. Потом ее мужем стал Андрей Миронов, тут вообще все ее время было ему посвящено. Она могла даже с гастролей сорваться к Миронову.

И руководство театра понимало Голубкину, ей позволялось все. Красивая, обаятельная, первая артистка Театра Советской армии! Помню, когда я говорила своим однокурсникам, где работаю, они тут же уточняли: «Это там, где Голубкина?» Благодаря Ларисе знали наш театр, она там была номер один.

Лариса Голубкина в спектакле «Комическая фантазия...», Театр Советской армии, 1984 год. Фото предоставлено пресс-службой Театра Российской Армии

— Это, наверное, благодаря «Гусарской балладе»?

— Конечно. Это фильм, который смотрели все, восхищались ее отважной Шурочкой Азаровой.

«Гусарская баллада» на всю жизнь стала ее визитной карточкой. Что характерно, она это сама понимала, знала, что ее роль в «Гусарской балладе» — это роль-судьба. И при этом мало признавала в этом свою заслугу, она просто говорила, что это огромная удача, что Эльдар Рязанов пригласил ее в свой фильм. Удивительная скромность! Режиссер пробовал на эту роль Алису Фрейндлих, Светлану Немоляеву и Людмилу Гурченко, но отвергал этих талантливых актрис одну за другой. Ему нужна была артистка, которая органично смотрелась бы в мундире корнета. Ассистенты режиссера искали актрису, у которой не было бы форм, чтобы никто не догадался, что это женщина. Удивительно, что это перевоплощение ей далось при ее женственности очень легко.

Как-то я была на концерте, где у Голубкиной было первое отделение, а у Андрея Миронова второе. Меня удивило, как она рассказывала зрителям о своей Шурочке Азаровой, как бы оправдываясь: «Я эту роль получила, потому что была на мальчика похожа».

Но я убеждена, что Голубкину выбрали не только поэтому, она ведь просто искрилась вся. Плюс ее удивительная улыбка, ее заразительный смех, прекрасный голос. Голубкина умела вообще все: танцевать, петь, у нее было огромное обаяние, красота — она была рождена актрисой.

Невероятно, как Лариса до конца своих дней смогла сохранить оптимизм, неистребимую веру в будущее, как у своей героини, у нее всегда молодо светились глаза...

Она, например, была одной из актрис, кто умел хохотать так, что в ответ все тоже принимались смеяться. Помню, даже Зельдин говорил: «Я не умею смеяться, но когда вижу Голубкину, каждый раз потрясаюсь, откуда берется такой заразительный смех».

Многие актеры не любят роли, которые их прославили и о которых всегда спрашивают зрители на творческих вечерах. Лариса, наоборот, всегда отдавала дань этой картине, партнерам, режиссеру. Охотно рассказывала и про Юрия Яковлева, и про Игоря Ильинского, блестяще сыгравшего Кутузова, не забывала Николая Крючкова, своего верного денщика. И конечно же, режиссера Эльдара Рязанова. Она всех вспоминала и всегда всем приписывала успех картины.

Лариса Голубкина и Юрий Яковлев в фильме «Гусарская баллада», 1962 год. Фото: Мосфильм/Fotodom

— А в театре Лариса Ивановна ведь тоже играла роль Шурочки Азаровой?

— Голубкина, сыграв в кино эту роль, и пришла в наш театр. Ей сразу открыли двери и сказали: «Играй Шурочку». Это, конечно, счастливейшая судьба, счастливейшая картина, которая в ее жизни сделала очень много.

Легендарный спектакль по пьесе Гладкова «Давным-давно» был поставлен в Театре Красной Армии еще в 1942 году. Любовь Ивановна Добржанская была первой исполнительницей роли Шурочки Азаровой. После выхода на экраны фильма «Гусарская баллада» в 1964-м Голубкина вышла на сцену в этом спектакле. В театре эту роль она играла долгое время, тоже отдавала ее другим, какие-то актрисы вводились. Но заменить ее не мог никто! Когда она играла, просто с ума можно было сойти.

Эта постановка есть в репертуаре театра до сих пор, и Лариса всегда была на ней консультантом. Помню, перед уходом из жизни она приезжала и давала актерам какие-то советы. «Гусарская баллада» — это наша визитная карточка сейчас, золотой фонд. Но так, как сыграла эту роль Голубкина, не сыграет никто и никогда!

Лариса Голубкина и Константин Захаров в спектакле «Давным-давно», Театр Советской армии, 70-е годы. Фото предоставлено пресс-службой Театра Российской Армии

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении