Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

«Съемки шли в Подмосковье. Моя задача была на заднем фоне главных героев подтягиваться на турнике. Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму. Конечно, понимал, что в кадр мог не попасть, но подтягивался по десять раз в надежде, что меня увидят».

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Мария Прохорова/из архива М. Тройника

Михаил, ваш путь к успеху и актерскому мастерству был неочевидным. Вы четыре года проучились в МГТУ имени Баумана, прежде чем решили поступать в Школу-студию МХАТ...

— Да, мой путь в профессию очень неочевиден. Я учился в физико-математическом классе лучшей школы Рыбинска, поэтому мысли стать актером не было. Я очень хорошо сдал ЕГЭ по математике и поехал поступать в Москву. По баллам проходил в МГТУ имени Баумана, мне даже экзамены не надо было сдавать. Выбрал факультет специального машиностроения. В первые несколько лет обучения, когда преподавались фундаментальные науки, мне было интересно. А потом, когда началась специализация, понял, что представлял себе все немного по-другому.

После третьего курса летом нас повезли на двухнедельную практику на «АвтоВАЗ». Это был невероятный завод огромного масштаба. На тот момент я испытывал чувство восторга и восхищения, но в то же время еще больше убедился, что не быть мне инженером. Параллельно, с третьего курса, играл в КВН — меня ввели в сборную. Мы даже ездили в Сочи на фестиваль, куда съезжались кавээнщики со всего СНГ. Мне очень понравилось это мероприятие, но я быстро понял, что заниматься только юмором — это не мое. Развиваясь в этом направлении, я мог стать, в лучшем случае, ведущим развлекательных шоу, как многие выпускники КВН. Но уходить из КВН мне не хотелось. Моим желанием было бросить свою основную специальность.

— Что же послужило толчком в принятии решения?

— Константин Аркадьевич Райкин и театр «Сатирикон». В университете нам регулярно давали билеты в театры. Я очень любил «Сатирикон» и посмотрел почти все спектакли. Помню, на меня произвела впечатление постановка «Азбука артиста», где свои этюды показывали молодые выпускники. Я как будто очнулся и осознал, что живу не своей жизнью. Именно тогда понял, что очень хочу быть артистом. Когда узнал, что Константин Аркадьевич Райкин набирает курс в Школе-студии МХАТ, очень удивился, потому что не ожидал этого. И более того, не ожидал, что я к нему поступлю вообще.

Записался на подготовительные курсы в Щукинское училище, хотя тогда даже не представлял, что это. А еще стал ходить в театральную студию «Голос» при Бауманке. Подготовить материал для экзамена мне помогла художественный руководитель студии Татьяна Юрьевна Лисицкая.

— Кто-нибудь из окружения знал о ваших планах?

— Я вообще никому не говорил. И не потому что боялся сглазить, мне просто казалось это все ерундой, чем-то несбыточным. Это как сказать, что хочу подготовиться к восхождению на Эверест в течение полугода. Зачем про это говорить? Да и со стороны смотрелось странно: парень хорошо учится в техническом вузе, а потом решил поступать в театральный институт. Я до последнего не забирал документы из Бауманки. Казалось, что это все как-то не очень правдоподобно, нереально. У меня есть лучший друг из Бауманки, вот ему я все и рассказал, когда уже поступил в Школу-студию на курс к Константину Аркадьевичу Райкину.

— Школа-студия МХАТ известна своим большим конкурсом...

— На одно место был огромный конкурс, я не знал, что там 150—200 человек на место, узнал, только когда поступил. Я не думал тогда об этом. И хорошо, что не думал. У меня не было никаких знакомых, приближенных к миру театра или кино. Если бы я знал его правила, то ужасно нервничал бы. Осознание всего происходящего пришло, когда меня зачислили.

На экзаменах я чувствовал себя на удивление очень уверенно. А потом слетел в «Щуке», затем в «Щепке» со второго тура. И тогда я задумался: «А, оказывается, могу и не поступить». Поступление было очень сумбурным.

Одним из членов приемной комиссии был Алексей Геннадьевич Гуськов, а он тоже учился в Бауманке. Между вторым и третьим туром Алексей Геннадьевич в присутствии Константина Аркадьевича говорит мне: «А ты можешь что-то еще подготовить? К следующему туру прочитай что-нибудь из Тургенева, Бунина, Толстого, Достоевского». А до следующего тура всего два дня. Я готовился полгода, подбирал материал, учил его. А тут меня просят поменять программу за два дня! Он сказал это с такой легкостью и уверенностью, что я взял и подготовил совершенно новую программу.

Илона Гайшун, Вера Шпак, Михаил Тройник с режиссером-педагогом Алексеем Гуськовым, Школа-студия МХАТ, 2012 год. Фото: из архива М. Тройника

Как потом оказалось, Алексей Геннадьевич и Константин Аркадьевич заключили пари: если я поменяю программу за два дня, Константин Аркадьевич возьмет меня на курс. Константин Аркадьевич говорил: «Это невозможно, зачем ты его пугаешь!» Алексей Геннадьевич сказал, что учеба в Бауманке — особый вид советского образования, когда студентам дают программы больше, чем они способны усвоить. Например, на третьем курсе при подготовке к экзамену по математике нам нужно было изучить тему, а это 350 страниц. К слову, что написано на первых двух страницах, я не сразу разобрал. У меня было семь дней до экзамена. Это физически невозможно, но ты должен что-то придумать. По мнению Алексея Геннадьевича, люди инженерной школы, даже не зная чего-либо, могут найти выход из любой ситуации.

— А как вы отреагировали на предложение переделать программу в сжатые сроки?

— Я сказал: «Да, конечно, все сделаю». Параллельно шла сессия в Бауманке, я не спал ночами, доделывая курсовой проект. У меня была огромная ментальная нагрузка. Помню, в тот вечер пришел в общагу и начал думать: «Так, надо с чего-то начать, надо что-то выбрать». Нужно заметить, что тогда я мало читал и в художественной литературе был не силен. К этому моменту у меня не было багажа, я не знал, чем отличается, условно, Достоевский от Толстого в глобальном смысле, и вообще в какую сторону идти. Но каким-то образом все нашел, выучил и это правда сработало. Сейчас понимаю, что был в состоянии какого-то стресса, адреналина.

— Как вы узнали о своем зачислении?

— Все абитуриенты стояли в холле учебного театра, вышел кто-то из членов комиссии и зачитал фамилии поступивших. Большинство ребят реагировали эмоционально, а у меня все эмоции были внутри. Я не понял тогда до конца, что произошло. Осознание случившегося приходило постепенно. Сначала сдал ЕГЭ, забрал документы из Бауманки и переселился в общагу Школы-студии МХАТ.

Помню разговор с деканом нашего факультета, когда пришел забирать документы. Он смотрел мою зачетку и не понимал, зачем я это делаю. Он так и говорил: «Зачем ты это делаешь? Подумай». К нему обычно приходит огромный поток студентов на пересдачи, с какими-то просьбами отсрочить курсовую или взять академический отпуск. А тут появляется человек с нормальной зачеткой и просит, чтобы его поскорее отчислили. Я хорошо учился, получал стипендию, сам все сдавал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Спорт вне политики: 10 фильмов, доказывающих обратное Спорт вне политики: 10 фильмов, доказывающих обратное

Фильмы, в которых политика влияет на спорт, спорт — на политику

Forbes
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России 10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России

Отпуск — не обязательно путешествие за границу. У нас тоже есть, что посмотреть!

ТехИнсайдер
Канье Уэст Канье Уэст

Канье Уэст – гений, опередивший свое время, или император поп-культуры?

Esquire
«Если любовь требует усилий, она ненастоящая»: 2 типичные ошибки «Если любовь требует усилий, она ненастоящая»: 2 типичные ошибки

Если у нас проблемы, значит, не стоит быть вместе, верно?

Psychologies
Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству» Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству»

Юрий Мефодьевич никогда не вел себя как звезда

Караван историй
6 орехов с сомнительной репутацией 6 орехов с сомнительной репутацией

Не все орехи одинаково полезны, а некоторые даже могут быть опасны!

ТехИнсайдер
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Тает на глазах Тает на глазах

Как создать словно тающее медитативное пространство йога-студии

SALON-Interior
Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока

Продукция китайского оборонно-промышленного комплекса для ближневосточных стран

Обозрение армии и флота
10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе 10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе

Фильмы о фигурном катании с неожиданными сюжетами

Forbes
Упразднение города Н. Упразднение города Н.

Красный командир Яков Тряпицын воплотил фантасмагорию великого сатирика в жизнь

Дилетант
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
Орнитология от Гримнира до Талеба Орнитология от Гримнира до Талеба

Мировая экономика — невероятно сложная и комплексная система

Деньги
Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый

Как завязать галстук (и даже галстук-бабочку!) разными способами и без стресса

ТехИнсайдер
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Несколько последних слов Несколько последних слов

Игорь Гулин о стихах Григория Дашевского

Weekend
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Ора экзакта Ора экзакта

Электричество бьется в наши сердца и в новом китайском электромобиле

Автопилот
«Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды» «Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»

Как фотопластинка впервые помогла открыть новую звезду

N+1
Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования

Как учебные учреждения развиваются по всей стране и к чему это все приведет

Правила жизни
Можно ли купить рождения и как вернуть многодетность Можно ли купить рождения и как вернуть многодетность

Способны ли ограничение или запрет абортов повысить рождаемость

Монокль
От древности до петровских времен От древности до петровских времен

История Вологодской области: от войн княжеств до петровских реформ

ФедералПресс
Программа «Антистресс» Программа «Антистресс»

Доступные методики борьбы со стрессом

Добрые советы
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии» Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии»

Кто такие внутренний родитель, взрослый и ребенок?

Здоровье
«Декабрист» и другие шлумбергеры «Декабрист» и другие шлумбергеры

Первый по распространённости в мире кактус

Наука и жизнь
Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского

Николай Гарин-Михайловский: романтик, влюбленный в железные дороги

Знание – сила
Открыть в приложении