Думала: «Господи, неужели я сейчас так по-дурацки погибну в какой-то Ницце?»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Елена Николаева: «Я шагнула в пропасть добровольно»

Сейчас у меня нет выходных. Я устала, но я счастлива. А год назад до утверждения в «Актрисы» долгое время сидела без проектов и пошла учиться на бариста, потому что понимала: если сейчас не переключу свой мозг на какую-то другую профессию, сойду с ума.

Наталья Николайчик

Елена, хочу начать разговор с реплики вашей героини из сериала «Актрисы» Федора Бондарчука: «Ты знаешь, что для меня значит поступить в театральный институт? Приговор! Приговор на вечную зависимость, на вечную боль и неудовлетворенность». Мне вообще кажется, что этот сериал просто обязательно нужно посмотреть тем, кто хочет поступать на актерский, а потом задать вопрос: вы до сих пор этого хотите?

— Да, это честный и жесткий сериал. Провалы, неудовлетворенность, уходы в депрессию часто посещают актеров. Когда ты сидишь без работы неделю, две, месяц, два, три, четыре, просто не понимаешь, что дальше делать, как зарабатывать деньги, на что кормить детей и как выпутываться из этой ситуации... Мне старший сын Артемий несколько раз говорил: «Мам, почему ты не выбрала нормальную профессию?» Это, конечно, задевало. Но я понимала, что все будет, просто не сразу.

Графики у артистов странные. Съемки бывают наплывами. Вот сейчас у меня нет выходных. Я устала, но я счастлива. А год назад до утверждения в «Актрисы» долгое время сидела без проектов и пошла учиться на бариста, потому что понимала: если сейчас не переключу свой мозг на какую-то другую профессию, сойду с ума. Ну и пошла учиться варить кофе.

— И как?

— Мне очень нравится. Я иногда захожу в какое-нибудь маленькое кафе и говорю: «Можно я сама сделаю себе капучино?»

Федор Бондарчук и Елена Николаева на съемках сериала «Актрисы», 2023 год

— Это, наверное, какая-то крайняя степень отчаяния, когда человек популярный думает: а не пойти ли мне учиться на бариста? Ну посмотрите, как много у вас сериалов на федеральных каналах! У вас спектакли в одном из лучших театров страны — Театре Наций.

— Да, я совсем не жалуюсь. Но вообще я человек, который любит себя поднакрутить. Могу раздуть проблему из ничего. Но тогда существовала реальная проблема — не было работы. Деньги от съемок заканчиваются быстро, а деньги театральные — это не то, на что можно нормально прожить с двумя детьми. Бариста тоже много не зарабатывают, это было скорее для переключения мозга и успокоения: мол, в крайнем случае смогу заработать по-другому.

— В фильме ваша героиня после удачной премьеры приходит в программу Федора Бондарчука «Кино в деталях». В реальной жизни вы тоже пришли на эту программу к Бондарчуку после премьеры.

— Я мечтала туда попасть. Раньше было две программы, куда все хотят прийти: «Вечерний Ургант» и «Кино в деталях». Теперь такая программа одна. У Вани я была дважды, а у Федора Сергеевича — в первый раз...

— Многие ваши коллеги там были не раз.

— Как-то так сложилось, что я никогда не стремилась к славе и узнаваемости, не было потребности. Наверное, это и стопорило карьеру. Я всегда смущаюсь, когда ко мне подходят и просят автографы. Думаю: зачем вам это?

— В интервью Бондарчук вам говорит: «Я реально до этих съемок вас не знал». И это меня просто убило, потому что вы в этом деле так много лет, море успешных проектов в кино и театре, узнаваемость публики, и при этом вас как будто и не существовало для человека из индустрии.

— Ну, так бывает... Может быть, сейчас что-то изменится. Потому что, конечно, после выхода сериала «Актрисы» у меня вообще мир перевернулся, все стало по-другому. «Все стало вокруг голубым и зеленым...» Изменилось самоощущение. Очень много прекрасных откликов слышу от коллег. Например, на фестивале «Дух огня», где мы представляли фильм «Ниша», ко мне стали подходить разные люди — режиссеры, продюсеры, критики, которые уже видели «Актрис». Федор Сергеевич им присылал материалы еще до выхода, и они мне говорили: «Наконец-то, Лена! Это такая работа! Это так здорово!» Я хлопала глазами, потому что тогда еще не видела материал, а ко мне все подходят, знакомятся.

На премьере Маша Андреева просто со слезами на глазах стала меня обнимать и говорить: «Как я рада за тебя...» — это было искренне и от души. Юля Снигирь хвалила, Саша Петров говорил: «Ты слышала мой смех? Это я кричал в зале!» Безумно приятно, не буду скрывать, я в этом купаюсь. Телефон и директ разрываются. Но все равно я всегда держу пальцы скрещенными, потому что интуитивно верю не всем.

Елена Николаева и Петр Скворцов в сериале «Актрисы», 2023 год

— Как вы от зависти защищаетесь? Потому что вам завидует огромное количество людей. То, что Ходченкова играет какую-то хорошую роль в хорошем сериале, — этим никого не удивить, у нее всегда хорошие роли в хороших проектах. Но такая роль у вас — это уже бомба и повод для зависти. И когда вам говорят: «Ты классно сыграла», порой это означает — как жаль, что не я...

— Я понимаю. Поэтому не люблю ходить на мероприятия... В меня легко попасть... И обычно после удачных премьер я прихожу домой и чувствую себя очень плохо физически: опустошена, у меня болит голова, у меня нет энергии. Мой организм начинает сдавать.

Энергия — это не какая-то мистика, это реальность. Артисты учатся работать с энергией. Знаете, на первом курсе даже есть упражнение, когда студенты встают спиной к кому-то, и ты должен пальцем и силой мысли, то есть энергией, указать на человека так, чтобы он обернулся. Когда ты мысленно посылаешь человеку этот энергетический шар, при определенных тренировках можно попасть в точку. Нас этому учат в институте. Я это умею делать. Как-то я репетировала Панночку в «Вие», и мы с Олей Смирновой ехали после занятий в метро на эскалаторе и решили поэкспериментировать, я стала мысленно давать команду мужчине: «Иди сюда, иди сюда». И он вдруг стал падать. Я очень испугалась. Это было так страшно: чур, чур, чур меня...

— Поступили уже какие-то новые предложения после этого сериала?

— У меня было несколько проб в один проект еще с прошлого лета, весной позвонили и сказали, что не утвердили. Я думаю: ну и ладно, хотя странно, это же моя роль. На следующий день после премьеры «Актрис» мне звонят: «Лена, тут такое дело... Мы тебя утвердили». С одной стороны, я очень обрадовалась, с другой — а что поменялось? Я же была до этого Лена Николаева, хорошая артистка, и почему вот только после того, как вышел громкий проект, меня оценили?

— Но вы же ответили сами себе на этот вопрос.

— Я не хочу думать, что медийность у нас значит все... Это, конечно, очень крутой проект.

— Как вам с Бондарчуком работалось?

— Великолепно. Я очень боялась, в первый съемочный день у меня вообще подкашивались ноги и тряслись руки, думаю: главное — не налажать. Успокаивала себя: сколько тебе лет, сколько у тебя проектов...

На четвертый или пятый день снимали кастинг в театре. И вот здесь все встало на свои места. И я успокоилась. И, думаю, Федор Сергеевич расслабился уже окончательно, поняв, что да, это я должна была быть. После первого дубля, когда я спела песню, вся съемочная группа стала мне аплодировать, и я стояла и думала: ой, как классно, как здорово я это сделала.

Бондарчук — восхитительный человек. У меня столько проектов, а я такой площадки ни разу не встречала. Как там люди любят друг друга! Каждый съемочный день начинался с того, что Федор Сергеевич хвалил все цеха, и я видела, что у людей такое настроение: «Да, мы крутые, мы крутые! Мы будем отлично работать!» Крылья вырастают.

Я просто влюблена во всех из этой группы, это был подарок судьбы. Спасибо Паулине за то, что написала эту роль. Я ей сказала: «Знаешь, когда в театре репетируешь Толстого или Чехова, там ничего не надо придумывать, потому что все роли, все герои уже написаны...» И так же у Паулины — я читала и понимала, что не надо ничего придумывать. Я ничего не меняла, все было четко по тексту. Если нужно было поменять хоть одно слово, Паулина всегда либо была на площадке или на телефоне, и я спрашивала: «А можно это слово...» — и мы обсуждали. И это очень круто.

Елена Николаева и Юлия Пересильд, 2022 год

— Вы в компании со Светланой Ходченковой и Полиной Пушкарук уже работали?

— Нет, впервые. На площадке мы дружили. Было точно как в пионерском лагере: ты приезжаешь, у тебя друзья, а потом ты уезжаешь и у тебя остаются прекрасные воспоминания. Мы общаемся, я могу Свете или Полине написать, но как таковой дружбы у нас нет. Дружба — это другое.

— Дружба — это то, что связывает вас, например с Юлей Пересильд, с которой вы дружите с института. Недавно Юля летала в космос. Вы пробовались на космическую историю?

— Нет. Я боюсь высоты, боюсь летать на самолетах. Если бы не этот страх, наверное, рискнула бы, но я даже не рассматривала такой вариант. Я изначально понимала, что никто, кроме Юли, этого бы не сделал. У меня есть видео, где мы с дочкой — сын был на спортивных сборах — наблюдаем прямой эфир запуска ракеты. Я сделала ускоренный режим, и на наших лицах все эмоции — от слез до улыбки. Мы очень переживали. Юля же не просто друг, она родственник — крестная мать Артемия.

Мы недавно собрались у Юли, отмечали 85-летие нашего мастера Олега Львовича Кудряшова. Он посмотрел «Актрис» и сказал: «Никогда такой тебя не видел. Это настолько глубоко!» А для меня мнение Олега Львовича — это всё.

— У вас был действительно очень сильный курс — Евгений Ткачук, Юля Пересильд, Алексей Филимонов и многие другие, просто звезды так сошлись.

— У нас был курс маргиналов и нищих. Как-то на первом курсе мы пришли, а наша аудитория опечатана из-за антисанитарии. Мы поселили там крысу, голубя, ужа, разгромили все, принесли бочку с песком. Мы создавали, но мы и разрушали. Окна выносили для этюдов. У нас этюды были даже на крыше, и после наших показов на крышу строго-настрого запретили выходить. Как-то нам сказали отмыть стены. Мы отмыли их до кирпича, и они стали рушиться.

— Все боятся первых курсов, когда идет отсев.

— Да, это классика. Олег Львович очень любил отчислять. Мы недавно с ним как раз вспоминали, что я всегда ходила по лезвию. «Николаева, ты ходишь по лезвию!» — слышала постоянно. И когда заканчивался семестр, я с ужасом сидела на обсуждениях: ну вот, сейчас конец.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Карма существует! Карма существует!

Instasamka о том, почему боится гулять по Москве без охраны и о многом другом

ЖАРА Magazine
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Какие новые инструменты использует ФНС для взыскания налогового долга Какие новые инструменты использует ФНС для взыскания налогового долга

ФНС все чаще использует новые инструменты в вопросах взыскания налоговых долгов

Forbes
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Птицы научились использовать лапы вместо рук благодаря древесному образу жизни предков Птицы научились использовать лапы вместо рук благодаря древесному образу жизни предков

Как некоторые птицы научились хватать добычу или подносить пищу к клюву?

N+1
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
За последние 40 лет вокруг Китая стало в восемь раз больше бедных кислородом вод За последние 40 лет вокруг Китая стало в восемь раз больше бедных кислородом вод

Почему есть высокие риски утраты биоразнообразия для местных морских экосистем

N+1
Дело мастера Дело мастера

Александра Устюгова мы снимали в его столярной мастерской в Санкт-Петербурге

OK!
Затерянный Хуэй Затерянный Хуэй

Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?

Вокруг света
Масса за горизонтом событий Масса за горизонтом событий

О том, как удалось обнаружить и «взвесить» одну из сверхмассивных чёрных дыр

Наука и жизнь
Кто придумал наркоз и гипс Кто придумал наркоз и гипс

История изобретения наркоза и гипса

СНОБ
Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание

Ученые выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает речь

N+1
Клин с клином Клин с клином

Клинопись – древнейшая известная человечеству система письма

Вокруг света
Рождение псковского корпуса Рождение псковского корпуса

В 1918 году в Пскове и Петрограде находились группы офицеров Императорской армии

Дилетант
Топливо империй или пища для лошадей: как овсянка покорила Шотландию, а затем и мир Топливо империй или пища для лошадей: как овсянка покорила Шотландию, а затем и мир

Как овсянка стала одним из важнейших продуктов в истории человечества?

Forbes
Начальникам на заметку! Как вести себя с подчиненными, чтобы стимулировать персональный рост Начальникам на заметку! Как вести себя с подчиненными, чтобы стимулировать персональный рост

Существует ли универсальный способ для вдохновения других людей?

ТехИнсайдер
Узнайте о рутине императора Адриана! Найдены мраморные таблички о жизни правителя Узнайте о рутине императора Адриана! Найдены мраморные таблички о жизни правителя

Каким был быт «милосердного диктатора» Адриана?

ТехИнсайдер
«Без обид»: как новый фильм с Дженнифер Лоуренс меняет восприятие женского тела «Без обид»: как новый фильм с Дженнифер Лоуренс меняет восприятие женского тела

В фильме «Без обид» Дженнифер Лоуренс демонстрирует все грани своего таланта

Forbes
Флейторылы подобрались к добыче под прикрытием рыб-попугаев Флейторылы подобрались к добыче под прикрытием рыб-попугаев

Ихтиологи экспериментально подтвердили эффективность охоты флейторылов

N+1
Кадровый резерв: как люди с аутизмом устраиваются на работу и почему это выгодно Кадровый резерв: как люди с аутизмом устраиваются на работу и почему это выгодно

О ситуации с сопровождаемым трудоустройством людей с аутизмом

Forbes
Фильмы и сериалы с похожими названиями, которые всех сбивают с толку Фильмы и сериалы с похожими названиями, которые всех сбивают с толку

Несколько обескураживающих названий фильмов, которые сбивают всех с толку

Maxim
Двойная игра Двойная игра

Отношения мужчин со своими волосами неоднозначны и противоречивы

Psychologies
7 правил успешных отношений, о которых вам не расскажут психологи: мнение читательницы 7 правил успешных отношений, о которых вам не расскажут психологи: мнение читательницы

Правила отношений, которые предложила сама жизнь и опыт

Psychologies
Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате

Все режиссерские проекты Греты Гервиг окупались минимум в 5,5 раза

Правила жизни
«В погоне за черепахой: Путешествие длиной в 200 миллионов лет» «В погоне за черепахой: Путешествие длиной в 200 миллионов лет»

Почему популяции морских черепах когда-то были более многочисленными

N+1
«Как Германия преодолевает нацистское прошлое» — отрывок из книги историка «Как Германия преодолевает нацистское прошлое» — отрывок из книги историка

Отрывок из книги Александра Борозняка «Жестокая память»

СНОБ
6 экранных пар, в любовь которых мы не поверили, как они ни старались 6 экранных пар, в любовь которых мы не поверили, как они ни старались

Экранные пары, которые нас совсем не тронули

VOICE
«Ты — мое все»: 5 фильмов про одержимость любовью «Ты — мое все»: 5 фильмов про одержимость любовью

Как проявляется одержимая любовь?

Psychologies
Самые жуткие катакомбы, пещеры и подземелья в мире Самые жуткие катакомбы, пещеры и подземелья в мире

Эти места — настоящий кошмар клаустрофобов

Maxim
Открыть в приложении