«Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются до сих пор

Коллекция. Караван историйРепортаж

Александр Жигалкин: «Дети-актеры не капризничают. Они понимают, что пришли не просто проводить время, а работать»

Елена Ланкина

История семейного психотерапевта, воспитывающего пять дочек, родилась в светлых головах создателей «6 кадров». И снимали мы эти два проекта параллельно. «Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются таковыми до сих пор. Моя десятилетняя дочка Таисия в прошлом году пересмотрела все серии. Друзья рассказывают, что их дети любят этот сериал. Что очень приятно.

— В режиссуру вы пришли из актерской профессии. Кто вас ею «заразил»? С чего все началось?

— С того, что во втором или третьем классе я посмотрел по телевизору фильм «Труффальдино из Бергамо» и просто сошел с ума от того, как там существовал Константин Аркадьевич Райкин, и актерски, и пластически. После чего я тоже начал прыгать, падать и бить посуду, пытаясь повторить его трюки. Увидев такую тягу к актерству, родители пару раз свозили меня на «Мосфильм» на пробы. Тогда кастинг на детские роли объявляли в газетах.

Помню, лет в десять ездил на пробы мальчиков для фильма «Уроки французского» в абсолютной уверенности, что кроме меня на главную роль никто претендовать не может, потому что я уже умею падать с тарелками и танцевать, как Константин Райкин. Тогда еще толком не понимал, кто он такой, просто видел артиста невероятной энергетики, и во мне это отзывалось.

Мария Порошина и Александр Жигалкин в спектакле «Город мышей», начало 2000-х годов. Фото: из архива А. Жигалкина

То же самое произошло и с песнями Владимира Высоцкого. У родителей был проигрыватель «Аккорд» и довольно много пластинок, среди которых я нашел гибкую, черненькую, с песнями из фильма «Вертикаль». Послушал и уже не мог оторваться. Голос Высоцкого завораживал, а его рокочущее «р» цепляло на уровне какой-то физики. С тех самых пор песни и стихи Владимира Семеновича — это очень важная часть моей жизни.

— Пробы-то вы прошли?

— Какое там! На них собралось, наверное, пятьсот мальчиков, видимо, тоже умевших падать с тарелками, потому что меня не взяли. От этого похода на «Мосфильм» остались тяжелые воспоминания. Стояла поздняя осень, самое мрачное время года, все были в темной одежде, и толпа людей в черном производила гнетущее впечатление. На какое-то время я потерял интерес к актерству. А потом мамина подруга рассказала о детской студии при Народном театре ДК ЗИЛ. На тот момент я уже год занимался фехтованием в ЦСКА. Но будущую спортивную карьеру перебила тяга к искусству.

Руководителем моим был выпускник Школы-студии МХАТ и артист театра «Современник» Игорь Иванович Калядин. Он занимался с нами очень серьезно, как со студентами. У нас было и сценическое движение, и йога, и, конечно, актерское мастерство. Мы сдавали зачеты, делали показы, этюды и даже выпустили спектакль «Грезы белого мышонка» по пьесе Олега Шкловского и Александра Шиманова, в котором я сыграл свою первую роль. Мэтр, так мы называли Игоря, вложил в меня очень много важных истин. Главное — это понимание профессии и отношение к ней. В 1981-м Игорь Калядин репетировал в «Современнике» в спектакле «Кабала святош» по пьесе Булгакова и сосватал меня на роль маленького Захарии Муаррона. Я начал ходить на репетиции, оказался рядом с замечательными артистами, встретился с кумиром своего детства Константином Аркадьевичем Райкиным, игравшим слугу Мольера Бутона.

Эдуард Радзюкевич, Галина Данилова, Сергей Дорогов на съемках передачи «6 кадров», 2000-е годы. Фото: Сергей Снегирев/предоставлено пресс-службой СТС

Я тогда посмотрел весь репертуар театра, увидел всех тогдашних звезд «Современника» на сцене. Марину Неелову, Валентина Гафта, Елену Козелькову, Петра Щербакова, Нину Дорошину, Олега Табакова — всех не перечислишь. Это была мощная труппа. Даже Олега Даля успел увидеть в «Двенадцатой ночи» — еще до репетиций «Кабалы святош». В марте все того же 1981-го на служебном входе театра появилась фотография Даля — пришло известие о смерти Олега Ивановича. Сейчас эта фотография висит у меня дома. Я выпросил ее у вахтеров.
В «Кабале святош» я так и не сыграл, потому что вырос за лето и не смог влезть в клавесин, из которого, по задумке режиссера, моего героя вытаскивал Мольер. Роль отдали мальчику из студии Вячеслава Спесивцева. Но воспоминания о том коротком и счастливом периоде остались на всю жизнь...

Мечта поработать в «Современнике» сбылась самым неожиданным образом. Сорок лет спустя. В 2021 году Леонид Ярмольник пригласил меня в качестве режиссера сделать спектакль в «Современнике». Когда Леонид Исаакович назвал фамилию актрисы, с которой хотел бы сыграть, я сразу согласился. Потому что это была Марина Неелова. Несколько месяцев репетиций, несколько месяцев счастья от совместного творчества с этими двумя прекрасными артистами.

Иногда я не мог поверить, что все это происходит со мной на самом деле и что по сцене ходит Неелова. Когда я рассказал Марине свою детскую историю, она меня вспомнила, и это было очень трогательно. Я всю жизнь являюсь ее поклонником, а теперь у меня есть счастье общения с Мариной Мстиславовной. Вернее, с Мариной. Она запретила называть себя по имени и отчеству — только по имени. Она великая и прекрасная.

Эдуард Радзюкевич и Александр Жигалкин в номере «Факиры», 2000-е годы. Фото: Владимир Мышкин/из архива А. Жигалкина

— Вы ведь не сразу поступили в театральный, хотя были практически готовым артистом? Почему?

— Меня призвали в армию. В 1985-м, когда я окончил школу, бронь давали только пять вузов и театральные не входили в их число. Я дошел до конкурса в Щепкинском училище. Когда затребовали документы, принес приписное свидетельство из военкомата. На что мне сказали: «Служите и возвращайтесь, мы вас возьмем». Ну, я и отслужил два года — в Группе cоветских войск в Германии.

— Это же была не служба, а мечта!

— Как сказать, Германии мы практически не видели, в увольнение не ходили, потому что за забором была чужая страна, ГДР. Как говорил наш старшина: «Сынки, вставайте, немцы близко». За время службы нас только два раза свозили в ближайший городок Эберсвальде-Финов и один раз в Берлин, буквально за месяц до дембеля.

Я видел его еще социалистическим, с Берлинской стеной. Есть фотография, где мы стоим с ребятами перед Бранденбургскими воротами. Апрель, но мы почему-то в зимней форме и шапках. Я много раз потом бывал в Берлине, очень люблю этот город, и всегда прихожу на то место, где тогда фотографировался, и вспоминаю, как оно выглядело раньше.

Мне повезло: я служил не в строевой части, режим был не самый жесткий и у меня была возможность готовиться к поступлению в театральный. Никогда столько не читал, ни до ни после. Гоголя, Достоевского — просто собраниями сочинений. Я устраивал поэтические вечера для солдат и офицеров и, пользуясь этим, часами просиживал в библиотеке. Из армии пришел с готовой программой.

Хотел поступить в Школу-студию МХАТ, потому что там набирал Иван Михайлович Тарханов, который меня знал. Десятиклассником играл у него на курсе в дипломном спектакле «Наш городок», куда меня «пристроил» друг по театральной студии Андрей Зенин, учившийся на этом курсе. Я тогда познакомился со всеми его однокурсниками — Володей Большовым, Сережей Гармашом, Игорем Верником, Толей Котеневым, Сережей Чурбаковым...

Лиза Арзамасова, Анастасия Сиваева, Екатерина Старшова, Дарья Мельникова и Александр Жигалкин на съемках сериала «Папины дочки», 2006 год. Фото: из архива А. Жигалкина

Так вот, я хотел поступить во МХАТ, а параллельно со Школой-студией поступал в «Щуку» к Юрию Михайловичу Авшарову и как-то очень хорошо и быстро прошел. Когда возник вопрос, куда нести документы, задумался. В «Щуке» брали стопроцентно, в Школе-студии гарантии не давали. И тогда Андрюша Зенин, по гроб жизни ему большое спасибо, посоветовал посмотреть «Пигмалион», поставленный Авшаровым на выпускном курсе. Это все решило. Я пошел к Юрию Михайловичу, великому педагогу.

— В институте не помышляли о режиссуре?

— Не то что не помышлял — для меня это был страшный сон. Эдик Радзюкевич ставил все наши отрывки. Вот он — настоящий режиссер.

— Показывались в какие-то театры?

— Нет, у нас на курсе не было показов, потому что мы шли на создание собственного театра, и все знали об этом. К сожалению, наш во многом экспериментальный театр «Ученая обезьяна» просуществовал не так долго, в 90-е годы сложно было выжить без спонсоров и влиятельных покровителей. У нас их не было, только невероятный энтузиазм и желание что-то делать вместе.

Ребята на курсе были настолько яркие и талантливые, что после окончания вуза нас оставили еще на один год в качестве стажеров на кафедре актерского мастерства — чтобы мы играли свой дипломный репертуар. Потом мы работали во Дворце молодежи, создали там театральную площадку своими руками, но нас оттуда выперла какая-то финансовая компания, то ли «Хопер-инвест», то ли еще кто-то, это сейчас уже неважно. Помещение потребовали освободить в 24 часа. Мы перевезли декорации на склад нашего друга, занимавшегося коммерцией. А через месяц бандиты поставили его на счетчик и вывезли со склада все, что там было. В том числе и весь наш реквизит с декорациями.

Ребята постепенно разбрелись. Сначала Димка Марьянов, царство ему небесное, ушел в «Ленком» вместе с Наташей Щукиной. Потом Макс Разуваев — в «Современник», Слава Якушин — в Ермоловский... Мы с Эдиком Радзюкевичем еще очень долго старались нести бренд «Ученой обезьяны», выступали под ним на концертах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова «Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова

Любовь Майорова вспоминает о певице Валентине Толкуновой

Коллекция. Караван историй
Рита и Саша Кутуковы Рита и Саша Кутуковы

Рита и Саша Кутуковы взрастили локальный бренд демократичной обуви Sintezia

Собака.ru
Экстремалы в природе, или о пределах выносливости Экстремалы в природе, или о пределах выносливости

Они выбрали себе жизнь, какой не позавидуешь, и везде сумели освоиться

Наука и жизнь
10 способов избежать укусов клеща этим летом 10 способов избежать укусов клеща этим летом

Как снизить риск заражения клещевыми заболеваниями.

ТехИнсайдер
Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться» Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историй
7 научно обоснованных способов, как быстро побороть стресс на работе 7 научно обоснованных способов, как быстро побороть стресс на работе

Как справиться с резким скачком агрессии и быстро вернуться в нужное русло

ТехИнсайдер
Как не допустить эпидемии неизлечимой кори Как не допустить эпидемии неизлечимой кори

В России разработан ПЦР-тест мирового уровня на корь

Эксперт
Чем полезна черешня: объяснения нутрициолога Чем полезна черешня: объяснения нутрициолога

Как съесть ведро черешни и не умереть?

Psychologies
Психологи объяснили, как найти своего соулмейта Психологи объяснили, как найти своего соулмейта

Кто такой соулмейт и как найти свою родственную душу?

Psychologies
Детское выгорание: как не вырастить несчастного профессионала из лучших побуждений Детское выгорание: как не вырастить несчастного профессионала из лучших побуждений

Как вырастить из ребенка счастливого профессионала и не допустить выгорания

Forbes
Хозяин своей жизни: 8 аргументов в пользу одиночества Хозяин своей жизни: 8 аргументов в пользу одиночества

Даже в природе не все особи создают пару. И это тоже вариант нормы

Psychologies
Вулканы нивелируют пятую часть антропогенного нагрева атмосферы в XXI веке Вулканы нивелируют пятую часть антропогенного нагрева атмосферы в XXI веке

Сульфатные аэрозоли вулканического происхождения сильно охлаждают климат

N+1
ВОЗ советует не использовать заменители сахара для похудения: объясняем, почему ВОЗ советует не использовать заменители сахара для похудения: объясняем, почему

Почему не стоит использовать сахарозаменители?

VOICE
Что происходит в отечественном геймдеве Что происходит в отечественном геймдеве

Как на геймдев-индустрию повлияли санкции и где корпорации ищут новые таланты

СНОБ
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Угроза от соли, раннее изучение иностранного языка и электрические самолеты

Наука и жизнь
Как попасть в игровую вселенную: 5 книг для тех, кто хочет познакомиться с жанром литРПГ Как попасть в игровую вселенную: 5 книг для тех, кто хочет познакомиться с жанром литРПГ

Книги, в которых герои попадают в виртуальные миры

ТехИнсайдер
Выжимаем соки из ПК: разгон видеокарты Выжимаем соки из ПК: разгон видеокарты

Как повысить производительность компьютерного железа?

CHIP
Как подготовиться к первому сексу девушкам и парням: 15 советов от сексолога Как подготовиться к первому сексу девушкам и парням: 15 советов от сексолога

Секс: что следует сделать до, во время и после этого ответственного события?

Psychologies
Что такое «дофаминовая перезагрузка» и почему она так нужна нам сегодня Что такое «дофаминовая перезагрузка» и почему она так нужна нам сегодня

Что такое дофаминовая система, как она связана с получением удовольствия

Psychologies
Солнечному миру, ядерному взрыву Солнечному миру, ядерному взрыву

Как поп-культура 1980-х справлялась со страхом ядерной войны

Weekend
Хлебозрелище Хлебозрелище

«Рагу Додена Буффана», или Как еда стала универсальным источником эмоций в кино

Weekend
Новозеландские палеонтологи описали дельфина-пилу Новозеландские палеонтологи описали дельфина-пилу

Палеонтологи описали новый вид дельфинов, живший около 25 миллионов лет назад

N+1
Химия перенаправляет потоки Химия перенаправляет потоки

Санкции против промышленности привели к смене направлений

РБК
Введение инсулина в нос улучшило когнитивные функции больных с деменцией Введение инсулина в нос улучшило когнитивные функции больных с деменцией

Введение инсулина в нос улучшило когнитивные функции больных с деменцией

N+1
Зубами щелк… Зубами щелк…

Почему щелкает челюсть и как с этим справиться

Лиза
Эпоха «посткремниевой долины» Эпоха «посткремниевой долины»

В России создается элементная база, работающая на новых физических принципах

Наука
Золотое сечение Золотое сечение

5 советов от дизайнера, как улучшить интерьер с помощью формулы гармонии

Лиза
Не на каждый день Не на каждый день

Эта московская квартира была задумана и реализована как «квартира–шкатулка»

SALON-Interior
Суп кочевника Суп кочевника

Монгольский наваристый мясной суп

Вокруг света
«Как подстелить соломку» | Building a Safety «Как подстелить соломку» | Building a Safety

Оценка и управление рисками в социальном проектировании

Позитивные изменения
Открыть в приложении