Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Наталья Николайчик

«Побывал на одном из этих так называемых столов пусковых и увидел корабль, который на третьи сутки после наших съемок взлетел с реальным экипажем, — это фантастика. Кстати, мы с этим экипажем познакомились и общались через микрофоны, когда они уже были изолированы за стеклом... Ощутил эту фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль», — рассказывает Александр Балуев.

— Александр, в фильме «Вызов» вы снялись в роли главы Роскосмоса. Как-то так сложилось, что, если нужно сыграть крупного государственного деятеля — маршала Жукова, Петра Первого или главного космического чиновника, зовут вас. Можно сказать, что это для вас своеобразная рутина, что привлекло вас в этой новой роли?

— Мне понравилось, что мой герой, чиновник высокого полета, идет на риск и берет на себя ответственность за это. Опасно было отправлять в космос человека неподготовленного. Но он принял это непростое, но единственно верное решение.

История, которую рассказывают в фильме, очень интересная. И условия почти фантастические — часть картины снималась в реальном космосе, в полете. Нигде в мире не снимали кино в полете и актрису в реальных перегрузках.

Александр Балуев и Юлия Пересильд на съемках фильма «Вызов», 2022 год

— Полет в космос для многих был мечтой.

— Но не для меня. Не хотел этого никогда, даже в детстве. При этом, когда мальчиков спрашивали, кем они хотят быть, все отвечали, что космонавтами. Я по земле хожу с наслаждением и радуюсь, когда поднимаю голову и вижу звезды, не более того. Туда меня не манит и не тянет. Ни в каком космосе не хотел побывать. Но, возможно, если бы был моложе, если бы мне предложили в качестве артиста слетать в космос, я не отказался бы.

— Как вы работали с режиссером Климом Шипенко на площадке?

— Прекрасно! И площадка эта — ни много ни мало космодром Байконур. Я там никогда не был и просто счастлив, что оказался на месте старта всех этих больших кораблей. Правда на гагаринской площадке не был. Но то, что я побывал на одном из этих так называемых столов пусковых и увидел корабль, который на третьи сутки после наших съемок взлетел с реальным экипажем, — это фантастика. Кстати, мы с этим экипажем познакомились и общались через микрофоны, когда они уже были изолированы за стеклом. По телевизору показывают точно такие же репортажи о том, как космонавты переговариваются со своими друзьями, родственниками через стекло.

— Вы видели запуск?

— Нет. Мы уехали, а они через день взлетели. Я бы с удовольствием посмотрел. Говорят, когда видишь, это вообще что-то невероятное. Но я все равно ощутил эту фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль. Человеку это сделать с нуля просто нереально. И дело тут не в формуле математической, не в знании химии и физики, а в самой идее, чтобы эта громадина полетела. И не вниз или вбок, увеличивая скорость, а вверх. В общем, это, конечно, не человеческая мысль, а какая-то космическая, Божья.

— Что вас еще поразило на Байконуре?

— Я побывал в домиках Королева и Гагарина на Байконуре, в одном из них Юрий Алексеевич проводил последнюю ночь перед полетом. Был очень удивлен — это просто избушки. Сказать скромно — это ничего не сказать. Там еле помещаются кроватки железные и нет лишнего, что отвлекает от мыслей.

И, конечно, я был потрясен местом съемок. Мы поднялись с Владимиром Машковым на этих лифтах на высоту почти 50 метров, где находится капсула, куда космонавты заходят. Постояли там с ним, а вокруг огромные степи, этот простор, и корабль стоящий... Люди, которые работают на Байконуре (а их там очень много), наверное, привыкли к этому. Сколько уж они отправляли и пилотируемых, и не пилотируемых кораблей туда! А для дурака с мороза, каким я был, это что-то великое.

— У вас с Юлей Пересильд были общие сцены?

— Одна — на космодроме, остальные только по видео. Она в космосе, я на земле. И то их снимали отдельно: сначала одна сторона, потом другая — в центре управления полетами.

Юля, конечно, большой отваги артистка и человек. Мать двоих детей и при этом бесстрашно отправилась в космос. Но для этого только желания мало, нужно иметь отличное здоровье, и физическое, и психическое. Так что она, конечно, уникальная. Я ею восхищаюсь. И Климом Шипенко тоже, потому что он ни разу не космонавт. Обычно подготовка к такому полету занимает дольше времени, а они смогли за такой короткий срок. В этом смысле, конечно, рекорд, особенно для неподготовленных людей. Когда мы с Юлей снимались в «Угрюм-реке», уже шли какие-то разговоры про этот космический проект. Были претенденты, конкурс объявили, шли отборочные пробы. Я знал не всех, кто претендует на эту роль. Это и невозможно. Там было огромное количество человек.

— И это можно понять. Вряд ли какой артист откажется от возможности сняться в космическом проекте.

— Это да. Даже я однажды сыграл в американской истории «Столкновение с бездной», где «летал» в космос. Все снимали в павильоне, где мы болтались в скафандрах на высоте 12 метров. Конечно, мы и близко не испытывали тех перегрузок, что Клим Шипенко и Юля Пересильд.

Александр Балуев, Рене Медвесек, Деян Ачимович в фильме «Миротворец», 1997 год

— «Столкновение с бездной» — не единственный ваш голливудский проект. Были еще «Доказательство жизни», «Миротворец»...

— Ну да, у меня было четыре значительных американских проекта. Началось все случайно, я откликнулся на предложение, даже не зная английского языка. Меня быстро раскусили, но не заменили. Я должен был играть в фильме «Миротворец» русского генерала. Английский я зубрил как школьник. Но справился.

— Сильно отличается голливудский подход к съемкам от нашего?

— В принципе, там все как у нас. Разница только в одном — работа вовремя начинается и вовремя заканчивается. А еще звезды, получая сценарий, берут специалиста по диалогам. И в их праве вмешаться в сценарий, подкорректировать те диалоги, которые их не устраивают. Я был в этой истории вообще диким человеком с текстом, накорябанным на бумаге. А рядом Клуни и Кидман. (Смеется.)

— Я слышала, вы подружились с Джорджем Клуни.

— Громко сказано. Он предложил сыграть в баскетбол, у него были мячи, кольца — все, что нужно. Он фанатично занимался своим телом. Когда нас везли на обед в гору на электрокарах, рядом бежал Клуни в тяжелых сапогах. Для многих голливудских звезд тело важно, и они самоотверженно и серьезно занимаются спортом. По-другому никак. Чуть теряешь форму, и тебя просто перестают снимать. К счастью, у нас не так.

— Зрители вас полюбили не после голливудских проектов, а после фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину».

— Кто-то полюбил, кто-то возненавидел. Я играл героя жесткого и порой жестокого к любимой женщине. Но меня после этого фильма заметили, да. Равнодушными не остались. Хотя, мне кажется, что меня заметили после фильма «Спецназ». Но, может, и ошибаюсь.

Вообще, мои многочисленные военные персонажи зрителей с толку сбивают. Была смешная история: одна женщина к театральным кассам подошла и спросила:

— Где можно увидеть спектакль с Александром Балуевым?

— Это невозможно! Он же военный, а не актер, — ответила ей продавщица театральных билетов.

А ведь у меня были и другие роли, не только люди в погонах. Я и чеховских, и тургеневских героев играл. Другое дело, что люди просто не имели возможности увидеть эти фильмы. Их меньше транслировали на телевидении, какие-то каналы не брали. Хотя «Му-Му» до сих пор иногда показывают.

Александр Балуев в фильме «Ричард Львиное Сердце», 1992 год

— У вас кроме «Му-Му» еще несколько работ с Юрием Грымовым.

— Да, еще «Три сестры» и «На ощупь».

— Можно сказать, что он ваш режиссер? Вам вообще удалось встретить своего режиссера?

— Нет. Я ничей, как колобок. Но колобок, который не без следа катится... То есть я в себе оставляю след тех режиссеров, с которыми пришлось работать. В кино, наверное, самый большой след во мне оставили Александр Кайдановский, потому что он первый, Владимир Хотиненко, Сережа Урсуляк. Вера Глаголева тоже. Но нет смысла всех перечислять.

— Вы снялись в картинах Веры Глаголевой — «Одна война» и «Две женщины»... И были партнерами в фильме «Ковчег». Какой она была? Мне кажется, многие ее не знали, она была такой ускользающей натурой.

— Не ускользающей, а не растиражированной, что важно. Ее и знали и не знали. При ее долгой-долгой жизни в кинематографе (она же очень много сыграла как актриса) Вера умудрилась сохранить загадочность, что очень ценно и немногим из нас удается.

Я, например, несовременный человек, а сейчас все на продажу: люди и приведут к себе домой, и покажут все, и сфотографируют. Я считаю это губительным для артиста. И Вера Витальевна считала так же, умела держать правильную дистанцию и этого избегать.

Последние годы она не снималась в кино, хотя у нее было очень много предложений. Но вдруг согласилась на съемки в «Ковчеге». Мне она сказала: «Я буду играть только потому, что ты там». Для меня, конечно, это был невероятный подарок, потому что Глаголева замечательный, редкий партнер... Это была ее последняя роль. Я даже не понимал, что с ней происходит. Никогда на площадке не видел, чтобы ей было плохо или она уходила. Всего за неделю до ее ухода мы созванивались. Она говорила: «Вот я буду в Гаграх, приезжай. Просто повстречаемся. Через недельку приезжай». Там в это время должен был быть и Рэйф Файнс, которого она тоже снимала и с которым приятельствовала... Не получилось.

— Вы восхищались ею как личностью, как партнером. А кого еще считаете своими самыми лучшими партнерами?

— Тех, у кого есть живая реакция на то, что я делаю. Мы же все, артисты, со сценарием лежим на подушках и что-то там себе придумываем, а когда выходим на площадку, часто получается не так и не то. А вот когда роль рождается непосредственно с партнером, когда он включается, это очень приятно.

— Совсем недавно прошел первый сезон «Дамы с собачкой», где вашей партнершей стала Елена Яковлева. И это не первый ваш совместный проект.

— Она большой профессионал и, конечно, всегда в форме. От нее всегда ждешь готовности, и физической, и психической. Это же очень трудно в кино, когда 12-часовая смена. А Ленка действительно боец, закаленная этими бесконечными ожиданиями. Я ее давно знаю, мы с ней работали и в кино, и в театре. В Ермоловском играли «Прощай, Иуда...». Она же уходила туда из «Современника», я как раз в то время с ней и познакомился. Потом она вернулась к Волчек.

— Вы, кстати, тоже хотели в «Современнике» работать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор 5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор

Пять типов токсичных матерей и отцов и способы пересмотреть отношения с ними

Psychologies
Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия

У него действительно была очень сложная личная жизнь

Коллекция. Караван историй
Почему аналитике ChatGPT не следует слепо доверять Почему аналитике ChatGPT не следует слепо доверять

Способен ли ChatGPT правильно выявлять тренды и делать прогнозы?

Forbes
Кейт, которая гуляет сама по себе Кейт, которая гуляет сама по себе

Ее саму понимать уже давно перестали

Караван историй
Между быком и леопардом Между быком и леопардом

Находка, не укладывающаяся в представления об истории цивилизации

Наука
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Что такое «страна третьего мира» и почему этот термин не относится к уровню богатства и развития страны Что такое «страна третьего мира» и почему этот термин не относится к уровню богатства и развития страны

Как существуют «страны третьего мира» и в чем их уникальность?

ТехИнсайдер
Звезды над дюнами Звезды над дюнами

Путешествие к секретам Аравийской пустыни

Вокруг света
Одержимость диетической колой, голодание и вареные яйца с соевым соусом: какие пищевые привычки у Илона Маска, Гейтса, Брэнсона и других миллиардеров Одержимость диетической колой, голодание и вареные яйца с соевым соусом: какие пищевые привычки у Илона Маска, Гейтса, Брэнсона и других миллиардеров

Одни бизнесмены экспериментируют со сложными диетами, а другие любят чизбургеры

Правила жизни
Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею» Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею»

У меня интуиция сумасшедшая, она и подсказывала: все получится

Караван историй
1000 евро за царапину: как туристов обманывают с арендой машин за рубежом и почему клиент всегда неправ 1000 евро за царапину: как туристов обманывают с арендой машин за рубежом и почему клиент всегда неправ

Поговорили с экспертом о нечестных способах заработка в каршеринге

Вокруг света
Небоскреб для избранных Небоскреб для избранных

Уже с момента застройки этот дом считался самым престижным в столице

Караван историй
«Продолжают завоевывать пространство»: как женщины меняют образ жизни и облик городов «Продолжают завоевывать пространство»: как женщины меняют образ жизни и облик городов

Почему без демократии невозможно сделать город удобным

Forbes
7 секретов, как избежать укусов комаров без использования защитных спреев 7 секретов, как избежать укусов комаров без использования защитных спреев

Важные советы, которые помогут отпугнуть надоедливых насекомых!

ТехИнсайдер
«Что ты с собой сделала»: с какими стереотипами сталкиваются женщины с татуировками «Что ты с собой сделала»: с какими стереотипами сталкиваются женщины с татуировками

Почему тату у женщин — это нормально?

Forbes
Секретный ингредиент Секретный ингредиент

Стареть, оставаясь здоровым, – мечта любого человека

Здоровье
Почти 20 лет спустя: как сейчас выглядят герои культовой комедии нулевых Почти 20 лет спустя: как сейчас выглядят герои культовой комедии нулевых

Что стало с актерами "Евротура"?

VOICE
Виртуальная модель мозга поможет нейрохирургам лечить эпилепсию Виртуальная модель мозга поможет нейрохирургам лечить эпилепсию

Виртуальная модель мозга существенно улучшит диагностику эпилепсии

ТехИнсайдер
Создана модель вспышек на Солнце. Теперь их можно подробно рассмотреть Создана модель вспышек на Солнце. Теперь их можно подробно рассмотреть

Исследователи построили масштабную модель вспышек на Солнце

ТехИнсайдер
«Мясной» рынок: за что критикуют конкурсы красоты и почему их все равно проводят «Мясной» рынок: за что критикуют конкурсы красоты и почему их все равно проводят

Почему смотры женских тел до сих пор проводят по всему миру?

Forbes
Правила жизни Сергея Прокофьева Правила жизни Сергея Прокофьева

Правила жизни композитора, дирижёра и пианиста Сергея Прокофьева

Правила жизни
Цена удовольствия! Мужчина сломал пенис во время самой опасной позы в сексе Цена удовольствия! Мужчина сломал пенис во время самой опасной позы в сексе

Всегда полезно не только прочитать "Камасутру", но знать о своих возможностях

ТехИнсайдер
Каникулы в джунглях Каникулы в джунглях

О странствиях в тропических дебрях, начавшихся при необычных обстоятельствах

Вокруг света
Одна вокруг света: пустынная дорога к последнему морю Одна вокруг света: пустынная дорога к последнему морю

215-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко: пингвины Патагонии

Forbes
В Чатал-Хююке нашли фрагменты веревок и текстиля из волокон луба В Чатал-Хююке нашли фрагменты веревок и текстиля из волокон луба

Артефакты из Чатал-Хююка датируются VII тысячелетием до нашей эры

N+1
Аглая Шиловская: «Семья в ряду моих ценностей всегда на первом месте» Аглая Шиловская: «Семья в ряду моих ценностей всегда на первом месте»

Аглая Шиловская рассказала о секретах своей красоты, здоровья и оптимизма

Здоровье
«Слабакам тут не место!» «Слабакам тут не место!»

Профессиональный рыбак об особенностях своей работы

Лиза
Странная терапия. 7 вещей, которые нельзя игнорировать Странная терапия. 7 вещей, которые нельзя игнорировать

Как понять, что психолог тебе только вредит

Лиза
Правила сна Правила сна

Как избавиться от демона сонного паралича?

Grazia
Открыть в приложении