Китай после коммунистической революции был местом жутким и странным

MaximИстория

Книги жжем, смеемся: история китайских хунвейбинов

Китай после коммунистической революции был местом не столько жутким, сколько странным. Хотя и жутким тоже. В общем, читай статью и решай сам

Текст: Матвей Воголжанин

600x410_1_0120acb928f6dac25d3e4e1371aac1fe@1440x984_0xac120002_6848906711548337525.jpeg

Конечно, по-хорошему эту историю нужно было бы начать со времени становления династии Цин. Или Мин. Или, еще правильнее, Тан. Хотя в идеале — с Пятицарствия. История любой страны — это длиннющий сериал, в котором невозможно посмотреть только последнюю серию и понять, что к чему. Любые события любой эпохи непременно возлежат на слоистом кургане давно минувших дел.

Тем не менее начало именно этой истории — 1949 год, победа коммунистов над гоминьдановцами и появление на свет очередной версии Китая, на этот раз благородно-коммунистической расцветки.

350x246_1_acc919df4d1c7e101e9e4fce87d11c84@350x246_0xac120005_18868476581529030609.jpgНадо сказать, что китайцы тогда были идеально подготовлены для усвоения коммунизма, как, впрочем, и любой другой идеологии, которую им соизволило бы презентовать чиновничество. Тысячелетиями основной доблестью человека тут было умение подчиняться чиновникам и не иметь своего мнения даже по вопросам того, как правильно варить тыкву. Варить надо именно так, как это завещал делать еще твой пра-пра-пра-пра-пра-прадедушка, если только не поступит иных распоряжений из уездной канцелярии. Традиция, знаете ли, церемония и чинопочитание.

Для сомневающихся же в правильности такого положения дел существовало 2400 видов смертной казни, включавших и такую экзотику, как растягивание на ростках бамбука, которые несколько дней неспешно протыкали тело казнимого. А сто лет национальных и гражданских войн превратили китайцев середины двадцатого века в нацию, смертельно покорную любому, кто удосужится подобрать власть и сурово погрозить кулаком с трона, так как все остальные типы характеров были благополучно пущены на красное. Ни ум, ни образование, ни богатство, ни красота тут не стоили почти ничего, единственным мерилом ценности человека были ранг и чин.

Это важно понять, прежде чем изучать правление председа­теля Мао, потому что, например, среднестатистическим европейцам с их хартиями вольности и священностью частной собственности не осознать, почему полмиллиарда людей с такой готовностью стояли на четвереньках, позволяя вытворять с собой все, что только могло взбрести в голову высшего руководства.

Китайские коммунисты — люди без крови

За тридцать лет гражданской войны китайские коммунисты превратились в мощнейшую, сплоченную жесточайшей идеологией и дисциплиной структуру, что в конечном счете и стало во многом причиной их победы, потому что большинство других политических сил в стране на тот момент находились в разд­рае и метаниях.

КПК — Коммунистическая партия Китая — была создана по принципу религиозной секты: от кандидата требовалось полное подчинение своей воли начальству, отказ от имущества, от желаний, от своего «я» как такового. Ему было необходимо «лишиться крови», как тогда говорили. А еще имелась очень жесткая инициация: человек, претендовавший на высокое звание партийца, должен был вытерпеть всевозможные испытания своей стойкости, в том числе явно издевательские.

Например, в 1935 году кандидата в члены партии Ян Суйцзяна заставили стоять на коленях с кастрюлей на голове в общей столовой за то, что он слишком жадно ел, и этот сорокалетний человек, прославившийся к тому времени и воинской доб­лестью, и житейской мудростью, застрелился после такого унижения. Его тело было публично захоронено в общественном нужнике, поскольку «товарищ Суйцзян оказался в плену буржуазных предрассудков о так называемой «чести», в то время как у истинного коммуниста никакой чести быть не может».

Когда в 1950 году беременная жена Ван Чжана, одного из крупных чинов КПК, совершала стокилометровую передислокацию вместе с отрядом своего мужа, она шла пешком, хотя ее муж ехал впереди колонны на личном автомобиле с шофером. Жену он любил. Но она была кандидатом в члены КПК, а стало быть, не имела прав ни на какие привилегии. В конце концов у женщины произошел тяжелый выкидыш, она чуть не умерла, но муж, сочувствуя ей, был уверен, что все сделал правильно.

Сейчас, читая воспоминания коммунистов той эпохи, в ка­кой-то степени восхищаешься их несгибаемостью. Но остается ощущение сожаления, что эта несгибаемость была посвящена такой фигне.

У главы районного комитета смертельно болен ребенок, но он запретил врачам оказывать ему помощь, так как в медпункте шла общая диспансеризация, прием пациентов только по записи, а очередь его сына — лишь через неделю. Ну и что, что все остальные пациенты в целом здоровы. Коммунизм не делит людей на больных и здоровых, у всех равные права!

Каждому коммунисту предписывалось постоянно заниматься самокритикой и покорно воспринимать критику от общественности. «Самодовольство» было объявлено смертным грехом, и раз в неделю все партийцы производили сладостную процедуру публичного покаяния в неправильных мыслях и ошибочных поступках.

«Я позволил своей свекрови не сдать одну из шпилек в общественный фонд, потому что старая женщина рыдала, умоляя меня оставить ей эту память о ее матери, а сама шпилька была совсем маленькой, и серебряным у нее был только небольшой цветок сверху. Я умоляю товарищей простить мне мое мелкобуржуазное проявление жалости».

Впрочем, от простых крестьян и рабочих такой дисциплины не требовалось. Они просто должны были выполнять распоряжения начальства и поменьше болтать.

Одним из вдохновителей и создателей этой сектантской дисциплины был Мао Цзэдун – видный коммунистический деятель, пропагандист, воин, знаток классической литературы, великолепный артист и человек условной степени вменяемости, по крайней мере с европейской точки зрения.

350x225_1_59f5b708ea18a4d12364c87dc96ea1ca@350x225_0xac120005_11329265981529030607.jpgЕго логика отличалась такой непоследовательностью, а этика — такой пластичностью, что даже китайцев он бесконечно заставал врасплох. Он умел вдохновенно говорить. Обладал безусловным талантом политика. Истины, почерпнутые из конфуцианских трактатов, он перемежал цитатами из европейских классиков марксизма, а заодно и собственными мыслями. От этого скрещения порой получались столь причудливые мутанты, что даже самые интеллектуально развитые люди впадали в недоумение и подозревали в Мао божественную природу, ибо простой смертный, безусловно, не способен родить такое.

В 1943 году Мао становится председателем КПК, а стало быть, после победы он фактически полный хозяин страны. Впрочем, высокопоставленные соратники по партии были при Мао не столь бесправны, как, скажем, советские высшие чины при Сталине, поэтому прямой классической диктатуры одной личности в Китае все-таки не было. Зато было много другого интересного.

Расцветание цветов

В 1956 году Мао начал заигрывать с либеральной часть­ю КПК, куда входило немало талантливых администраторов и экономистов — например, Дэн Сяопин, Лю Шаоци и Чжоу Эньлай.

Мао сообщил, что время жесткого революционного контроля за идеологией прошло и «как расцветают сто цветов, пусть расцветут сто школ». То есть каждый имеет право выразить свое мнение и, например, покритиковать коммунистов. Особенно желательно, чтобы в этой дискуссии приняла участие интеллигенция.

В течение года происходила оттепель. Писатели, поэты, историки, драматурги, простые партийцы и простые же читатели газет публиковали в СМИ критические статьи о перегибах на местах, осторожно пеняли власти на кое-какие изуверства прошлого и даже позволяли себе либеральные намеки на то, что на проклятом империалистическом Западе не все так трагично, как тут считают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 признаков слишком близких отношений с матерью 10 признаков слишком близких отношений с матерью

Типичные признаки нарушения личных границ между матерью и ее взрослым ребенком

Psychologies
Тест и обзор Bluetooth-колонки JBL Charge 4: высокое качество по разумной цене Тест и обзор Bluetooth-колонки JBL Charge 4: высокое качество по разумной цене

Тест и обзор Bluetooth-колонки JBL Charge 4: высокое качество по разумной цене

CHIP
Включите музыку! Включите музыку!

Интервью с Лаймой Вайкуле

Домашний Очаг
В благородном собрании В благородном собрании

Предметы искусства музейного уровня в интерьере московской квартиры

SALON-Interior
Напрасные слова. Как давать обратную связь с учетом работы мозга Напрасные слова. Как давать обратную связь с учетом работы мозга

Часто обратную связь человеческий мозг воспринимает как потенциально опасную

Forbes
Sukhoi проигрыш. Как начался новый зимний сезон санкций Sukhoi проигрыш. Как начался новый зимний сезон санкций

США заблокировали поставки российских самолетов Sukhoi Superjet в Иран

СНОБ
На прежнем месте На прежнем месте

Детройтский автосалон снова открылся в американской автомобильной столице

АвтоМир
Кумир Дикого Запада Кумир Дикого Запада

Эм­бер Херд — ак­три­са, ко­то­рая ма­лень­ки­ми ша­га­ми идет к боль­шой славе

Glamour
Марго Робби. Барби XXI века Марго Робби. Барби XXI века

После выхода «Отряда самоубийц» актрисе Марго Робби пришлось нанять охрану

Караван историй
Татьяна Овсиенко «Устраиваю себе плакательные дни» Татьяна Овсиенко «Устраиваю себе плакательные дни»

Певица решилась ответить на вопросы из прошлого, чтобы еще лучше узнать себя

StarHit
Почему среди супермоделей нет мужчин Почему среди супермоделей нет мужчин

Как модная индустрия мешает молодым людям построить карьеру в моделинге

Vogue
Наедине с природой Наедине с природой

Ирина Дубцова рассказала о том, как она работает над собой

OK!
Их либе Глаубе Их либе Глаубе

Анна Глаубэ из спектакля «Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так»

Maxim
Я себя обесцениваю Я себя обесцениваю

Среди нас есть те, кто себя совсем не ценит и заявляет об этом вслух. Почему?

Psychologies
Эвелина Бледанс «Моя работа – быть сексуальной» Эвелина Бледанс «Моя работа – быть сексуальной»

Актриса о том, какого мужчину считает идеальным

StarHit
Минфин США снял санкции с компаний Олега Дерипаски Минфин США снял санкции с компаний Олега Дерипаски

Из списка SDN удалены En+, UC Rusal и «ЕвроСибЭнерго»

Forbes
7 замечательных фактов о фильме «Джентльмены удачи» 7 замечательных фактов о фильме «Джентльмены удачи»

Все важное о великой советской комедии «Джентльмены удачи» в одной статье

Maxim
5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину 5 ошибок при стирке, которые «убивают» вашу машину

Проверьте себя: действительно ли вы (ваша жена) стираете правильно?

CHIP
Как изменился мир после скандала с Харви Вайнштейном Как изменился мир после скандала с Харви Вайнштейном

Женщины рассказали, какие перемены произошли после скандала с Харви Вайнштейном

Vogue
Рэп наш Рэп наш

К началу 2019 года российский рэп окончательно победил

Glamour
Модный гороскоп: что носить будущей весной Модный гороскоп: что носить будущей весной

Вычисляем самые подходящие для вас тренды по звездам

Vogue
Тест и обзор Nikon Z 6: профи камера по доступной цене Тест и обзор Nikon Z 6: профи камера по доступной цене

Тест и обзор Nikon Z 6: профи камера по доступной цене

CHIP
Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру? Когда Льюис Хэмилтон завершит карьеру?

Льюис Хэмилтон привык двигаться по жизни, как и по треку, быстрее других

GQ
Контр-революция Контр-революция

Land Rover Evoque. Кроссовер второго поколения примерил роль догоняющего

Quattroruote
10 лучших российских игроков в НХЛ прямо сейчас 10 лучших российских игроков в НХЛ прямо сейчас

Кто лучше всех орудует клюшкой в Северной Америке

GQ
Слушание дела «Седьмой студии». Зарисовки. Часть 5 Слушание дела «Седьмой студии». Зарисовки. Часть 5

«Сноб» продолжает серию репортажей с рассмотрения «театрального дела»

СНОБ
Правила жизни Мартина Лютера Кинга Правила жизни Мартина Лютера Кинга

Активист, проповедник, лидер движения за права чернокожих в США

Esquire
Вароша: мертвый сезон Вароша: мертвый сезон

Вароша: мертвый сезон. Как выглядит кипрский курорт через 44 года после войны

Русский репортер
Картина с обнаженной женщиной, написанная питерской художницей, возбудила интерес следователей Картина с обнаженной женщиной, написанная питерской художницей, возбудила интерес следователей

Предметом разбирательств стала работа «Движение красоты»

Maxim
“Забрать назад свое сердце” “Забрать назад свое сердце”

За любой нашей болью скрывается невыраженная эмоция

Psychologies
Открыть в приложении