Клиенты, сервисы, безопасность: опыт ВТБ в преодолении последствий пандемии
Для банковского рынка и его клиентов 2020 год оказался не таким плохим, как многие опасались, считает заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. Практически по всем сегментам отмечен рост, что стало возможным благодаря оперативной реакции на вызовы кризисного времени.
Ипотека была ключевым трендом в банковской рознице в 2020 году. Стечение обстоятельств — переход граждан на удаленную работу из-за пандемии, резкое снижение средней ставки по кредитам, госпрограмма с льготными условиями, высокая готовность индустрии к проведению сделок онлайн и рефинансирование — обеспечило рынку исторический рекорд по продажам почти в 4,3 трлн рублей.
ВТБ также показал лучший для себя за все время результат продаж в 935 млрд рублей (+ 40% к 2019 году), обеспечив новым жильем 350 000 семей.
Несмотря на это, по словам Печатникова, в 2021 году банк планирует обновить свой рекорд. Даже в таком, казалось бы, сложном сегменте, как сделки с недвижимостью, будущее — за цифровизацией. К концу 2021 года ВТБ намерен дистанционно принимать от ипотечных заемщиков каждую вторую заявку и каждую шестую сделку проводить без визита клиента в офис.
Еще одним приоритетом для ВТБ является активное участие в госпрограммах. По льготной ипотеке банк уже выдал более 64 000 кредитов на сумму свыше 200 млрд рублей, ее доля в общем объеме продаж превышает 20%. До 1 июля ВТБ намерен выдать еще минимум 150 млрд рублей, а дальше ждать решения правительства о вариантах продления этой программы.
Госпрограмма положительно сказалась и на рынке автокредитования, позволив нарастить продажи в 4-м квартале 2020 года. Всего за минувший год российские автолюбители оформили в ВТБ более 90 000 кредитов на 80 млрд рублей, общий портфель банка в данном сегменте превышает 115 млрд рублей. Как и в случае с ипотекой, по словам топ-менеджера ВТБ, банк стремится максимизировать дистанционные продажи автокредитов.
В 2021 году планируется запуск цифровой сделки, и около 6000 займов на приобретение авто будут выданы полностью онлайн.
В первой половине 2021 года ВТБ совместно с «ВТБ Лизинг» готовится протестировать новую программу «автомобиль по подписке», которая позволит клиенту пользоваться новой машиной в индивидуальном режиме (в отличие от каршеринга), а также дешевле стандартного кредита или каршеринга в финансовом плане. Клиент получает понравившийся новый автомобиль сразу, оплачивает топливо, мойку, парковку и штрафы, а ВТБ берет на себя покупку, регистрацию, ТО, замену расходных материалов и другие сопутствующие затраты. На первом этапе в программе будет задействовано ограниченное