Как ставили спектакли по Тургеневу, Островскому и Толстому

ПолкаИстория

Классики и современники. Часть 2

Сергей Николаевич

Сцена из спектакля «Месяц в деревне» в постановке Константина Станиславского. МХТ, 1909 год

Русская классика никогда не сходила с мировой сцены. Конечно, в этих отношениях были разные периоды: спада, всеобщего подъёма, даже временного забвения. И тем не менее один и тот же набор из имён и названий кочует уже много лет, практически без изменений, давая обширные возможности для смелых и неожиданных интерпретаций. По просьбе «Полки» театральный критик Сергей Николаевич рассказывает, как спектакли по классическим произведениям выражали своё время, почему одни авторы вдруг оказывались в центре всеобщего внимания и интереса, явно вытесняя с авансцены других, не менее выдающихся соотечественников. Поскольку материал неисчерпаем, мы намеренно сосредоточились только на ключевых именах и произведениях, выделив десять общепризнанных театральных авторов: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Островский, Толстой, Достоевский, Чехов, Горький. Именно они и являются нашими постоянными собеседниками в разговоре, который на самом деле никогда не прерывался.

Иван Тургенев. Месяц в деревне

До «Месяца в деревне» Тургенев пьесы писал в стол или «для чтения». Он мог себе это позволить, имея постоянный доход со своих земель в Орловской губернии и ценных бумаг в Лионском банке. По большей части это были «сцены из уездной жизни» или «патетические комедии», типа «Нахлебника» и «Холостяка». Конечно, он мечтал увидеть свои драматические сочинения на сцене. Но был робок, боялся театральных сквозняков и грубых цензурных придирок. Знакомств с артистами Императорских театров не искал и не водил. Похоже, ему вполне хватало семейства Виардо и ежедневных оперных рулад у себя за стеной. Его подруга Полина Виардо к тому времени покинула сцену и целиком переключилась на преподавательскую деятельность.

Поначалу у пьесы Тургенева было другое название — «Студент». Он вообще-то хотел писать о нём. О разночинном, бедном парне, случайно попавшем в барский дом на положение, считай, чуть выше прислуги: учитель хозяйского сына. Жалованье мизерное, но на всём готовом. Место в самом конце обеденного стола. Слуги приносят остывшие блюда. И вот он сидит, лохматый, загорелый, голодный. Студент. Смотрит дерзко из своего угла. Или не смотрит ни на кого вовсе. Ест сосредоточенно и жадно, всегда чуть-чуть впрок.

Мария Савина в роли Натальи Петровны. 1903 год
Мария Савина в роли Верочки. 1879 год

Для Тургенева это был диковинный зверь, опасный чужак, странный тип, родной брат будущего Базарова, и он направляет на него свой лорнет, чтобы получше рассмотреть его плебейские родинки и большие руки. И вдруг понимает, что этот ничем не примечательный парень — на самом деле объект желания, сексуальный магнит и центр притяжения сразу для двух женщин, сидящих за тем же накрахмаленным столом. Потом Тургенев всё-таки переименует «Студента» и назовёт свою пьесу «Две женщины». Женские образы ему всегда удавались лучше, чем мужские. А позднее возникнет и третье название — «Месяц в деревне». Оно и станет одним из ключевых в истории русской сцены.

Анатолий Васильевич Эфрос, до того как приступить к репетиции своего знаменитого спектакля 1977 года, пребывал в абсолютной уверенности, что Тургенев имел в виду луну. Типа «тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою». И было немало сконфужен, когда ему объяснили, что это не так.

Спектакль «Месяц в деревне» в постановке Анатолия Эфроса. Театр на Малой Бронной, 1977 год
Декорации к спектаклю «Месяц в деревне» в постановке Анатолия Эфроса. Театр на Малой Бронной, 1977 год

Чтобы был театр, нужна актриса, а чтобы состоялась сценическая судьба «Месяца в деревне» должна была появиться молодая Мария Гавриловна Савина, звезда и хозяйка Александринской сцены. Именно она выбрала себе для бенефиса не роскошную роль Натальи Петровны, а скромную, юную Верочку, роль второго плана для инженю. Седовласый Тургенев сидел в партере и тихо млел от счастья. А после ринулся за кулисы с огромным букетом роз и всё повторял: «Неужели эту Верочку я написал?» Ему-то казалось, что «Месяц» о страстях и томлениях взрослой дамы, а тут девочка-тростинка с глазами-смородинами спутала всю игру, переиначила его пьесу. А он и рад! На следующий день писатель и актриса на вечере в пользу Литературного фонда читали диалог из его новой пьесы «Провинциалка». И хотя подошедший к Савиной Достоевский не без ехидства заметил: «У вас каждое слово отточено, как из слоновой кости… А старичок-то пришепётывает», — с этого дня между Тургеневым и Савиной началось то, что галантные французы называют l’amitié amoureuse (дословно «влюблённая дружба»), окрасившая в свои нежные, акварельные тона все тургеневские роли, за которые бралась Савина. А переиграла она практически всех героинь в пьесах своего старшего друга, включая и Наталью Петровну, признанную её абсолютным шедевром.

Долгое время считалось, что актёрская манера Савиной идеально подходит для драматургии Тургенева. Психологические кружева, нежные полутона и оттенки, тончайшая вибрация чувств, как у репетира в часах Breguet, — это то, чем безупречно владела Савина, наверное самая французская из всех русских актрис.

Интересно, что когда в МХТ состоится историческая премьера «Месяца в деревне» — спектакля рубежного и очень важного в жизни Станиславского, все в один голос будут вспоминать именно Савину. Но не для того, чтобы попрекнуть мхатовцев, а чтобы напомнить о существовании эталонного исполнения. Спектакль МХТ 1909 года был своего рода вызовом бурной эпохе первого десятилетия ХХ века, когда время «дворянских гнёзд» стремительно и безнадёжно отходило в небытие, а всеобщая усталость и апатия сменили недавние революционные «бурю и натиск»; когда просто захотелось «осмотреться и оглянуться». Василий Немирович-Данченко считал, что «Месяц в деревне» — пьеса для «мирной поры». И был, конечно, прав. В спектакле Станиславского не было никакой злободневности, гражданского пафоса. Ещё никогда за всю свою историю Художественный театр не оказывался на территории чистого и безмятежного эстетизма.

И тут достойным соавтором режиссёра-постановщика выступил художник круга «Мира искусства» Мстислав Добужинский, придумавший целую серию сменяющих друг друга живописных новелл. Главное пожелание Станиславского заключалось в том, чтобы «декорация как бы вырастала из пола». Всё на сцене должно быть устойчиво, симметрично, вся мебель на своих местах, и даже если порой случаются короткие бури, всё равно ощущение такое, что жизнь в доме Ислаевых будет идти по раз и навсегда заведённому порядку.

В этом гармоничном, удобном и продуманном до мельчайших мелочей мире неожиданно смотрелся Ракитин в исполнении самого Станиславского. Крупный, высокий, породистый, печальный, подчёркнуто тщательно одетый. Было в нём что-то и от молодого Тургенева, и от Альфреда Мюссе1. Забавная деталь: в пьесе есть сцена, где Ракитин читает Наталье Петровне пассаж из романа «Граф Монте-Кристо». У Тургенева там всего несколько слов: «Monte-Cristo se redressa haletant…»2⁠ Но во мхатовском спектакле Станиславский читал долго, страницу за страницей, и в самом звуке его безупречной французской речи слышалось забытое эхо элегантных петербургских и парижских салонов времён Тургенева и Полины Виардо.

1Альфред де Мюссе (1810–1857) — французский поэт, прозаик, драматург; один из ярких представителей французского романтизма. Начинает писать под влиянием общества «Сенакль», переживает тяжёлые отношения с Жорж Санд. К середине жизни переходит от поэзии к драматургии и прозе: роман «Исповедь сына века» о меланхолии, поглотившей французское общество после кампаний Наполеона, становится главным его текстом.

2«Монте-Кристо вскочил, тяжело дыша…» (Франц.)

По воспоминаниям современников, «Месяц в деревне» стал опытным полигоном для будущей системы Станиславского. Как учёный-естествоиспытатель, режиссёр первым опробовал её на себе и своих партнёрах. Под предлогом, что среди аристократов не принято размахивать руками, он свёл к минимуму любую жестикуляцию, потребовав от исполнителей «Месяца в деревне» не только часами не двигаться, но и надеть корсеты (и женщинам, и даже мужчинам!) и ни при каких обстоятельствах не повышать голоса. Все говорили очень тихо и были предельно вежливы друг с другом. Но в этой статичности не было покоя. А чувствовались внутреннее напряжение и какая-то тайная сила, напоминающая сведённую до поры пружину. Но, похоже, Ольга Книппер-Чехова была чересчур светской дамой для роли Натальи Петровны. Рассудительная, спокойная, невозмутимая. А может, её так запугал Станиславский, требуя ослабить и обесцветить все актёрские краски? В любом случае общепризнанной удачей эта роль для Книппер не стала. А без Натальи Петровны не может быть «Месяца в деревне».

Ольга Книппер в роли Натальи Петровны. МХТ, 1909 год
Константин Станиславский в роли Ракитина. МХТ, 1909 год

Когда спустя почти семьдесят лет Анатолий Эфрос начинал репетиции тургеневской пьесы, он точно знал, кто будет играть главную роль. Конечно, его муза — прекрасная Ольга Яковлева. Как раз накануне он выпустил грандиозный «Вишнёвый сад» в Театре на Таганке с Аллой Демидовой в роли Раневской. И, похоже, ощущал себя в долгу перед любимой актрисой, которая ждала достойной художественной компенсации. Спектакль был сочинён под неё и для неё. Свою вдохновенную статью об эфросовском «Месяце в деревне» лучший театральный критик эпохи Анатолий Смелянский назовёт «Концерт для скрипки с оркестром». Ольга Яковлева солировала, как дано только ей. Это была музыка страсти, которую она вместе с режиссёром услышала в тургеневских кружевных плетениях диалогов и реплик. Она бесстрашно рвалась туда, где в прежние времена не предполагалось даже видимости входа. Это запретная зона желания. Было понятно, что женщина в смятении, что она в тоске, что она хочет и боится Беляева. У Эфроса это был вовсе не наивный, юный студент, а взрослый, рано ожесточившийся, заносчивый и несчастный человек (Олег Даль). За весь спектакль им обоим будет подарен только один миг счастья, когда она в платье цвета фуксии, а он в белой рубахе поднимутся по шаткой лестнице, запускать куда-то под колосники воздушного змея.

На сцене была воздвигнута беседка, становившаяся по ходу действия то кружащейся каруселью, то палубой корабля, то металлической клеткой (сценография Дмитрия Крымова). Здесь не чувствовалось и намёка на попытку воссоздать стиль тургеневской эпохи или определённой культурной среды, чем были так увлечены Станиславский и Добужинский в начале ХХ века. По сути, из всех тем и обертонов «Месяца в деревне» Эфрос услышал только один мотив, прозвучавший в спектакле с душераздирающей силой и отчаянием: погоня за вечной молодостью обречена на неудачу. Неудача, крах Натальи Петровны — это крах всех тургеневских женщин, слишком сложных, нервных и нерешительных, чтобы быть просто счастливыми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник

Способы, которые помогают снизить уровень тревожности в трудные времена

Psychologies
Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию

Что делать, если семейные секреты мешают отношениям с детьми

СНОБ
Бодрой ночи Бодрой ночи

Что такое синдром «последнего дня года» и как с ним правиться?

Лиза
Мaшины во вpeмени Мaшины во вpeмени

Изучать лунные кратеры и понимать животных — что еще нейросети делают лучше нас?

Цифровой океан
5 книг о Тбилиси для влюбленных в Грузию 5 книг о Тбилиси для влюбленных в Грузию

Пять книг о красочном Тбилиси

СНОБ
Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет Интимный секрет викторианской эпохи: как дамы в громоздких платьях ходили в туалет

Что ж, раскроем главный секрет женской гигиены XIX века

ТехИнсайдер
«Пловчихи»: как две спортсменки из Сирии бежали от войны через Средиземное море «Пловчихи»: как две спортсменки из Сирии бежали от войны через Средиземное море

«Пловчихи» — история о том, как сложно начать новую жизнь в другой стране

Forbes
Как перестать злиться на бывшего: 3 простых шага — следуйте нашей инструкции Как перестать злиться на бывшего: 3 простых шага — следуйте нашей инструкции

Как научиться контролировать эмоции?

Psychologies
На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае На изящном: как итальянский монах-иезуит Джузеппе Кастильоне стал придворным художником в Китае

Монах Джузеппе Кастильоне создал при китайском дворе около двухсот картин

Правила жизни
История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить

Как посмотреть историю в самых популярных мобильных браузерах

CHIP
Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира» Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира»

Талантливый итальянец с русской душой ворвался на ресторанный рынок Москвы

Bones
Взгляд назад. 53 года Chevrolet Blazer Взгляд назад. 53 года Chevrolet Blazer

Chevrolet Blazer прошёл путь от внедорожника до электрического кроссовера

4x4 Club
Висяк творения Висяк творения

«Таинственное убийство»: безнадежная история реального нераскрытого преступления

Weekend
Самые потрясающие экзопланеты 2022: какие тайны они скрывают? Самые потрясающие экзопланеты 2022: какие тайны они скрывают?

Вот чего удалось достичь астрономам со всего мира за 2022 год

ТехИнсайдер
Как выявить чушь в интернете: 10 правил критического мышления Как выявить чушь в интернете: 10 правил критического мышления

Как же правильно проверять информацию в интернете?

Psychologies
Успеть в последний момент Успеть в последний момент

Несколько маршрутов, куда можно отправиться в каникулы с семьей

Лиза
Почему черные кошки приносят неудачу: история суеверия Почему черные кошки приносят неудачу: история суеверия

Откуда появилось суеверие “черный кот — к неудачам”

ТехИнсайдер
Половое воспитание: как разговаривать с детьми о сексе, объясняет эксперт Половое воспитание: как разговаривать с детьми о сексе, объясняет эксперт

Как и когда начинать говорить с детьми о сексе?

VOICE
«Терпеть — это не ваша должностная обязанность» «Терпеть — это не ваша должностная обязанность»

Как выйти из токсичных трудовых отношений (и не потерять работу)

Inc.

Мифы, связанные с опасным и загадочным диагнозом — болезнью Альцгеймера

VOICE
Люди своего круга Люди своего круга

Зачем автомобильному бренду собственная вселенная

Автопилот
Андрей Завадских Андрей Завадских

О том, как молодеет сфера предпринимательства и какой бизнес нужно открывать

Правила жизни
Северо-Кавказский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

Все чаще звучат планы сделать Северный Кавказ главным туристический регионом

Правила жизни
Как манипулировать памятью других людей: «вредные советы» от нейрофизиолога Как манипулировать памятью других людей: «вредные советы» от нейрофизиолога

Вы знали, что память — процесс творческий?

Psychologies
Вот одна из главных причин, почему человечество не может справиться с климатическим кризисом Вот одна из главных причин, почему человечество не может справиться с климатическим кризисом

Общество не научилось уделять достаточно внимания составлению учебников

ТехИнсайдер
«Уже и пальто подать нельзя»: как деловой этикет помогает избегать харассмента «Уже и пальто подать нельзя»: как деловой этикет помогает избегать харассмента

Почему проявления вежливости могут быть неуместными

Forbes
«И вот она нарядная на праздник к нам пришла»: кто и как придумал украшать новогоднюю елку игрушками? «И вот она нарядная на праздник к нам пришла»: кто и как придумал украшать новогоднюю елку игрушками?

Откуда появилась такая традиция — вешать на ветви дерева украшения?

ТехИнсайдер
Уроки санскрита: что такое «кама мута» и как найти любовь в мелочах Уроки санскрита: что такое «кама мута» и как найти любовь в мелочах

Быть движимым любовью — что это за чувство и как оно наполняет жизнь смыслом?

Forbes
Тепло ли тебе, девица: что делать, если у вас с ним «замороженные отношения» Тепло ли тебе, девица: что делать, если у вас с ним «замороженные отношения»

Как определить, есть ли у вашей любви какое-нибудь будущее?

VOICE
Могучий Могучий

Самолет, который стоит на вооружении, но не имел возможности раскрыть потенциал

ТехИнсайдер
Открыть в приложении