Рассказ подруги дочери Брежнева

Караван историйЗнаменитости

Виктория Лазич. За ширмой

Юрий Чурбанов пригласил меня в свою машину и заговорил о любовнике жены: "Скажи Буряце, чтобы уезжал за границу и не возвращался, иначе его арестуют. Ты подруга Гали, он откровенничает при тебе. Если понадобится, подпишешь показания против него". От отчаяния и безвыходности положения я расплакалась...

Записала Мария Черницына

Фото: из архива В. Лазич; Ю. Абрамочкин/РИА Новости

Брежнева пришла к нам в гости в надежде купить мамину старинную брошь — дочь генсека коллекционировала бриллиантовые украшения. Мама раритет продавать отказалась, зато мы с Галиной подружились на несколько лет... Но я по молодости даже не подозревала, в какую ловушку можно попасть, если станешь свидетельницей личных тайн первых лиц государства.

Тогда я устраивала концерты — сначала в ДК «Ленинские горы» при МГУ, потом в московском Доме архитектора, а в нашей квартире на Патриарших прудах было что-то вроде творческой гостиной: там собирались артисты, писатели, композиторы, шахматисты — кого только не было! О незабываемых встречах с этими талантливыми людьми и хочу рассказать.

Я вообще выросла в атмосфере светского салона. Папа Эдвард Георгиевич был голубых кровей и всегда жил по-барски. В доме во Львове стоял вечно накрытый стол, за которым чуть ли не каждый день сидели гости. Отец был известным в городе врачом. Женщины его боготворили, что довольно болезненно воспринимала моя мама Марина Захаровна. О том, что будущий муж будет безумно красив, ей во время войны сообщил сам Вольф Мессинг, который посетил прифронтовой госпиталь, где она работала в регистратуре.

— Ну чего так смотришь? Не такой уж я и страшный! — заметил он ее напряженный взгляд.

— А откуда вы знаете, о чем я думаю? — смутилась мама.

— Я все знаю. Например, что скоро ты выйдешь замуж за ослепительно красивого мужчину и родишь дочку.

Видимо, Мессинг ее тогда закодировал: если ухажеры были недостаточно эффектны, она делала вывод, что пока не встретила того самого. А отца узнала сразу, он полностью подходил под определение экстрасенса. Не предупредил Вольф маму только об одном — как это будет тяжело! Папе было приятно, что женщины перед ним преклоняются, и я с детства уяснила, что мужская красота — зло. В какой-то момент мама сказала: «Не могу больше на это смотреть», — взяла меня, двенадцатилетнюю, и уехала в Киев, где жила бабушка. На нервной почве у нее начались проблемы с позвоночником, поэтому папины родственники из Тбилиси, с которыми мы продолжали общаться, пригласили маму в гости и посоветовали пройти курс знаменитых серных ванн.

Мне же подошло время поступать. Я мечтала стать актрисой и сначала поехала в Москву во ВГИК, но именно в тот год набора не было. В коридоре встретила Бориса Бабочкина, и он сказал: «Обязательно приезжай в следующем году». Однако в грузинском университете как раз открыли экспериментальный факультет кинотеледраматургии, которым заведовал Резо Чхеидзе. В результате я поступила на курс к режиссеру Отару Иоселиани. Его лекции были настолько интересными, что мы не могли пробиться в аудиторию через толпу студентов. Иоселиани преподавал на русском. Параллельно я поступила на актерский факультет в Тбилисский театральный институт имени Шоты Руставели. Меня приглашали сниматься на «Грузию-фильм», но вместе с ролями обычно предлагали и ужин с завтраком... Тогда сделала вывод, что не смогу стать артисткой, ведь большинство режиссеров считают их своей собственностью.

Кроме того, я постоянно наблюдала великую грузинскую актрису Лейлу Абашидзе — с ней были близко знакомы наши тбилисские родственники, и с мамой она подружилась. Бурная личная жизнь этой женщины меня завораживала, но больше пугала. Лейла славилась невероятной красотой — один поклонник даже покончил с собой из-за неразделенной любви к ней. Супруг Абашидзе сказал на это: «Ну и что, пусть из-за моей жены хоть все повесятся!» Он был бразованным человеком, профессором, у них был общий сын... Однажды Лейла нагрянула к нам среди ночи: «Все, ухожу от мужа!» Оказалось, влюбилась в коллегу по сцене. Зная импульсивность подруги, мама старалась удержать ее от резких движений. Не помогло, Абашидзе поступила по-своему. А новый избранник так ревновал, что даже запрещал пользоваться косметикой, делать модные прически и уж тем более сниматься в кино. С ним тоже жизни не получилось. Мы потеряли связь с Лейлой, когда переехали в Ленинград.

О незабываемых встречах с этими людьми я и хочу рассказать. Фото: из архива В. Лазич

Поскольку дворянские корни были не только у папы, но и у мамы, от дедушки ей досталось много уникальных фамильных драгоценностей. Часть из них продали, чтобы приобрести кооперативную квартиру. Маме предложили работу в финансовом отделе на Ленинградском телевидении. Меня же взяли актрисой пантомимы в местную филармонию, и я участвовала в спектаклях и ездила на гастроли по всему Союзу. Там я подружилась со многими артистами.

Однажды после сборного концерта в «Октябрьском» зале муж Эдиты Пьехи Александр Броневицкий пригласил артистов в гости. Я тоже поехала. Вошли в подъезд — на каждой ступеньке сидели девочки-фанатки и не пропускали нас в квартиру, целовали подол платья Эдиты. Она проходила сквозь строй обожания. Наконец прорвались, только сели за стол — начались звонки в дверь. Поклонницы требуют:

— Эдита, выйди к нам!

Илья Резник решил принять удар на себя:

— Девочки, имейте совесть, дайте певице отдохнуть!

— Замолчи, а то мы завтра к тебе придем! — пригрозили ему.

Только сели за стол — звонки в дверь. Илья Резник принял удар на себя: «Девочки, имейте совесть, дайте певице отдохнуть!» — «Замолчи, а то завтра к тебе придем!». Фотограф: Валерий Плотников

Резник реально испугался, и пришлось Пьехе опять к ним выйти. Я была удивлена, насколько радушно она относится и к гостям, и к этим девочкам. В домашней обстановке налет звездности с Эдиты слетел — по-моему, она даже смущалась, когда за накрытым столом собравшиеся поэты, композиторы и артисты говорили ей комплименты. Еще мне показалось, что Броневицкий относится к такому вниманию несколько ревниво, потому что Эдита постоянно переводила разговор на него: «Это все благодаря Саше!»

В домашней обстановке налет звездности с Эдиты слетел — по-моему, она даже смущалась, когда за столом ей говорили комплименты. Пьеха сразу переводила разговор на мужа: «Это все благодаря Саше!». Фото: Рыбаков/РИА Новости

Поскольку я работала актрисой в филармонии, меня поставили на учет в актерском отделе «Ленфильма». В 1975 году в Ленинграде снимали советско-американскую сказку «Синяя птица» по пьесе Метерлинка. В проекте принимали участие звезды Голливуда — Элизабет Тейлор сыграла Колдунью и Мать, Ава Гарднер — Удовольствие, Джейн Фонда — Ночь. С нашей стороны были заняты Олег Попов, Георгий Вицин и Маргарита Терехова. Меня пригласили быть дублершей самой Элизабет Тейлор — увидели фото на киностудии и утвердили. Тейлор часто приходила на площадку подшофе, из-за чего режиссер Джордж Кьюкор очень сердился. Тогда старались отснять те сцены, где Элизабет видно издалека или со спины — на самом деле это я! В первый же день Тейлор отравилась, как утверждала, блинами с красной икрой (хотя ела-то их, опять же, с водкой), и с тех пор еду ей доставляли на самолете из Америки и Европы. В период съемок она закатила день рождения, куда пригласила актеров, и мы попали на этот «импортный» банкет.

Меня пригласили быть дублершей голливудской кинозвезды — увидели мое фото на киностудии и утвердили. Фото: из архива В. Лазич

Тейлор не ожидала, насколько красивым окажется Ленинград. «У вас шикарные дворцы!» — говорила она мне. На пальце у актрисы сверкал перстень с огромным камнем, однажды кто-то из группы предположил:

— Не может быть бриллиант — наверняка стекляшка!

Тут американский охранник Тейлор поворачивается и сообщает по-русски:

— Ошибаешься, — после чего опять делает вид, что не знает нашего языка.

Было странно видеть, что голливудским небожительницам ничто человеческое не чуждо... Ава Гарднер тоже часто прикладывалась к бутылочке с портвейном, и Маргарите Тереховой, когда у них были общие сцены, приходилось ждать, пока протрезвеют партнерши по площадке. Я поражалась, насколько скромнее ведет себя наша актриса по сравнению с голливудскими: те общались свысока, как бы сейчас сказали — звездили. Хотя на съемочной площадке ведь все были коллегами...

В 1975 году в Ленинграде снимали советско-американскую сказку «Синяя птица». В проекте принимали участие звезды Голливуда, в том числе Элизабет Тейлор. Фото: 20th Century Fox Licensing/Merchandising/Everett Collection/East News

Элизабет Тейлор, Ава Гарднер и Джейн Фонда даже друг с другом почти не контактировали после съемок, не говоря уж о дистанции, которую держали с нашей группой. Впрочем, за тем, чтобы мы не слишком близко сходились с иностранцами, следили специальные люди. Однажды подошел переводчик и загадочно произнес: «Думайте, как будете отказываться». Я открыла рот, чтобы спросить, о чем это он, но тут ко мне обратился продюсер, друг Джорджа Кьюкора, и пригласил пообедать в ресторане. Под строгим взглядом стоявшего неподалеку человека в штатском говорю: «Я бы с радостью, но муж будет недоволен». За спиной огорченного ухажера гэбэшник поднял вверх большой палец: молодец, мол!

Актриса Людмила Петровна Ксенофонтова, снимавшаяся в картине, возмутилась:

— Как он смел?! Думал, любая наша женщина побежит с ним только потому, что иностранец?

На что ее пожилая коллега Гликерия Богданова-Чеснокова, она тоже участвовала в «Синей птице», усмехнулась:

— Не завидуйте!

Через какое-то время меня пригласили в Москву на должность инструктора политотдела — организовывать творческие встречи в ДК «Ленинские горы» при МГУ. Мама тоже устроилась на хорошую должность в крупном гостиничном комплексе. Не без помощи связей в артистических кругах мы узнали, что расселяют коммуналку на Патриарших прудах. Они тогда не стоили таких заоблачных денег, как теперь. Опять пошли в ход фамильные драгоценности — путем обмена питерской квартиры и доплаты мы приобрели прекрасную квартиру, которая и стала чем-то вроде салона для московской элиты.

В советскую эпоху нельзя было просто так выпустить на сцену артиста. Каждого утверждали в особом отделе Министерства культуры, и конечно, существовал черный список. В число запрещенных входили Жванецкий, Высоцкий, Вознесенский, Евтушенко, Мориц... Юлий Ким тоже в нем значился, хотя я устраивала вечер композитору Владимиру Дашкевичу, который исполнял песни на его стихи. Тот расстроился: «Как же я без Юлика?» Посадили поэта в зал. Володя за роялем поет, вдруг споткнулся, говорит «Ой, забыл слова, — и обращается к другу в зал: — Юлик, как дальше?» Все зрители смотрят на Кима, аплодируют, он встал... За кулисами подходит ко мне человек и предупреждает: «Если поднимется на сцену, дам занавес». Высунулась и знаками объясняю: нельзя! Ким все понял, с паузой оглядел зал, показал на горло и покачал головой: мол, болит, не могу говорить. Зато Дашкевичу удалось хотя бы привлечь внимание к автору.

В черном списке числился и Василий Аксенов, который часто бывал у нас в гостях. Когда я ему об этом рассказала, заметил: «В Союзе мне нет места». И вскоре эмигрировал, но очень скучал по родине. Вернувшись после перестройки, с гордостью показал российский паспорт: «Вот, получил!»

Уезжали тогда многие. В 1974 году я одной из первых узнала, что Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской планируют «долгую командировку» за рубеж. Они потихоньку распродавали свое имущество, в том числе пристраивали собак.

«Ищу хозяина для ньюфаундленда королевских кровей», — сообщил мне Ростропович после творческого вечера. Оказалось, сама королева Елизавета подарила ему двух породистых псов, когда он был на гастролях в Англии. Я купила у музыканта одного из них. В паспорте было записано, что это собака Ростроповича.

Позже, когда перешла работать в Дом архитектора, там возникали свои политические проблемы. Однажды решила устроить вечер людей с уникальными способностями: пригласила Джуну Давиташвили, гипнолога Владимира Райкова, еще был человек, владеющий телекинезом (уже не помню имени). Утром перед концертом меня вызвали к начальству: «Хочешь, чтобы конная милиция охраняла твои вечера? В зале пятьсот мест, билеты распроданы, а нам звонят из ЦК и просят еще пятьдесят пригласительных. Куда мы их посадим?!» А отказать нельзя! В результате объявили сотрудникам ЦК, что концерт отменили, на самом же деле перенесли его на полтора часа (на случай проверки). Все это время экстрасенсы сидели в моем кабинете. Джуна долго на меня смотрела и вдруг говорит: «У тебя сильная энергетика, хочу написать твой портрет». Я была в восторге от предложения, пока не принялся отговаривать Райков: «Она непростой человек и явно несчастливый, при этом пропустит твой образ через себя. Еще неизвестно, какие силы ей помогают и чем это для тебя обернется в будущем».

Я испугалась и сказала Джуне, что позировать некогда. Она обиделась: «Неправда, ты меня боишься. А я твою красоту не украду». Думаю, Райков, конечно, понимал в ее намерениях больше, чем я. Правда, Галя Брежнева мне на это потом сказала: «Ну и дура, что отказалась». Она в мистику не верила.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ксения Новикова: Ксения Новикова:

Ксения Новикова из «Блестящих»: какие мужчины встречались на ее пути

Караван историй
Мариам Новикова: Крит: чем заняться, что попробовать и увидеть на средиземноморском острове Мариам Новикова: Крит: чем заняться, что попробовать и увидеть на средиземноморском острове

На жаркий гористый Крит стоит приехать не только ради вечеринок и пляжей

СНОБ
Дом, который построила… Дом, который построила…

В чем феномен Ольги Бузовой – самой яркой звезды нового шоу-бизнеса

Cosmopolitan
Расти без старости Расти без старости

Предприниматель в области биотехнологий хочет помочь людям оставаться молодыми

Forbes
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
На волне На волне

Счастье — в единении с природой, и по-настоящему оно ощущается на гребне волны

Вокруг света
14 советов, которые я дала бы себе 25-летней 14 советов, которые я дала бы себе 25-летней

Вы знаете, что посоветовали бы себе, если бы могли вернуться в прошлое?

Psychologies
Цены на нефть: новые правила игры? Цены на нефть: новые правила игры?

Многие хотят управлять глобальным нефтяным рынком

Эксперт
Когнитивные искажения: как с их помощью нами манипулируют? Когнитивные искажения: как с их помощью нами манипулируют?

Когнитивные искажения: как с их помощью нами манипулируют?

Psychologies
Образцовый ученик: стиль Макса Фишера из фильма Уэса Андерсона «Академия Рашмор» Образцовый ученик: стиль Макса Фишера из фильма Уэса Андерсона «Академия Рашмор»

Шедевральный подход к «преппи» в одном из ранних фильмов Уэса Андерсона

Esquire
Легкие шаги: 8 пар национальной обуви Легкие шаги: 8 пар национальной обуви

Люди до сих пор надевают тапочки и башмаки, придуманные много веков назад

Вокруг света
Лекарство от страха Лекарство от страха

Молодые, красивые, отчаянно смелые

Vogue
Всему есть предел: за что Google получила рекордный штраф в $5 млрд Всему есть предел: за что Google получила рекордный штраф в $5 млрд

Как скажется признание Европейской комиссией монопольного положения Google

Forbes
Вторая столица: ставка на подземелье Вторая столица: ставка на подземелье

Давайте заглянем в самарские подземелья

Популярная механика
Самые идиотские надписи на русском в иностранных фильмах Самые идиотские надписи на русском в иностранных фильмах

Почитай эти дикие сочетания букв и слов и пойми, что ты ничего в них не понял

Maxim
Может, сами договоримся? Может, сами договоримся?

История читательницы

Лиза
Как российские СМИ устроили чемпионат мира по сексизму Как российские СМИ устроили чемпионат мира по сексизму

Лиза Лазерсон о сексистском троллинге в российской прессе

Esquire
Как одеваться в офис в Casual Friday Как одеваться в офис в Casual Friday

Как не «накреативить» со внешним видом до увольнения

GQ
«Пока появляются истории, я буду их рассказывать» «Пока появляются истории, я буду их рассказывать»

Беседа c Вадимом Пановым

Мир Фантастики
«Не надо бороться за власть». Правила бизнеса Александра Мамута «Не надо бороться за власть». Правила бизнеса Александра Мамута

Один из самых интеллигентных миллиардеров о том, зачем он зарабатывает деньги

Forbes
Где, как и зачем шить костюм в Москве Где, как и зачем шить костюм в Москве

Отвечаем на главные вопросы об индивидуальном пошиве

GQ
Мертвый город. Зачем Ford восстанавливает заброшенный вокзал в Детройте Мертвый город. Зачем Ford восстанавливает заброшенный вокзал в Детройте

Руководство Ford намерено превратить здание вокзала в исследовательский центр

Forbes
Как выбрать идеальные плавки Как выбрать идеальные плавки

Что о твоих плавках будут думать девушки на пляже

GQ
Cardi B: «Боль была адская – думала, что в обморок упаду. Попа потом еще пять дней ныла» Cardi B: «Боль была адская – думала, что в обморок упаду. Попа потом еще пять дней ныла»

Встречайте самую резкую и горячую рэперш­у современности

GQ
Новые отношения — старые проблемы: как разорвать замкнутый круг Новые отношения — старые проблемы: как разорвать замкнутый круг

После расставания мы зарекаемся повторять прежние ошибки, но они преследуют нас

Psychologies
10 заблуждений о супружеских изменах 10 заблуждений о супружеских изменах

Cтолкнувшись с изменой, люди уверены, что понимают причины случившегося

Psychologies
Так щебетал Трамп Так щебетал Трамп

Язык и стиль президента США в «Твиттере и в дипломатии»

Русский репортер
Исход из Лондона: почему Усманов превращает «Мегафон» в непубличную компанию Исход из Лондона: почему Усманов превращает «Мегафон» в непубличную компанию

«Мегафон» уходит с Лондонской биржи и готовится провести делистинг на Московской

Forbes
Лучшие шутки о поднятии налогов и пенсионного возраста! Лучшие шутки о поднятии налогов и пенсионного возраста!

Вот и прошел Чемпионат мира! Теперь можно подумать и о том, как дожить до пенсии

Maxim
«Мне катастрофически не хватает денег». Правила бизнеса Сергея Галицкого «Мне катастрофически не хватает денег». Правила бизнеса Сергея Галицкого

Правила бизнеса Сергея Галицкого

Forbes
Открыть в приложении