Неожиданный сюрприз меня ждал, когда Юрия Владимировича не стало

Караван историйКультура

Виктор Горячев: "Перед съемкой Никулин спросил про меня только одно: "Хороший ли он человек?"

Неожиданный сюрприз меня ждал, когда Юрия Владимировича не стало: мне позвонили из администрации цирка и попросили подойти. Мне передали книгу с его автографом! Я тогда еще не до конца понимал, что работа фотографом — это моя судьба, и для меня было очень ценно это его признание.

Беседовала Анжелика Пахомова

Часть 2

Виктор, мы с тобой делаем вторую часть в серии «Фотохудожники», так как твой архив теперь уже легенд настолько обширен, что их невозможно обсудить за один раз. Давай сегодня начнем с персоны самой дорогой, которая прошла через всю жизнь?

— Пожалуй, такой я могу назвать Людмилу Ивановну Касаткину, с которой познакомился в 1964 году, когда мне было... три года. Дело в том, что мой отец тогда работал начальником станции Белокаменная (я из семьи потомственных железнодорожников), и там в это время снимал фильм «Вызываем огонь на себя» муж Касаткиной, режиссер Сергей Николаевич Колосов. У меня тогда умерла бабушка, я был домашний ребенок и плохо переносил детский сад, поэтому отец часто брал меня на целый день с собой на станцию, где прямо в его рабочем кабинете на большом кожаном диване я спал. Однажды, когда я пришел после обеда к нему, оказалось, что там как раз расположилась Людмила Ивановна.

Помню, тогда сказал отцу:

— Выгони эту тетьку, я хочу спать!

Он говорит:

— Слушай, этого нельзя делать, ты подрастешь и поймешь, что это за тетя и что к ней нужно проявлять уважение, а место я тебе найду, — отец после выхода на экран фильма «Укротительница тигров» был большим ее поклонником, впрочем, как и вся страна.

А наше личное знакомство с актрисой состоялось в 1995 году, когда я пришел снимать ее для журнала «Работница». Тогда собралась вся семья: муж, сын, внучка... Я рассказал Людмиле Ивановне эту историю про отца, она так обрадовалась, попросила передать ему привет и подписала ему на память одну из своих фотографий. Помимо съемки, мне интересно было узнать у нее историю фотосъемки у легендарного Моисея Наппельбаума, который снимал еще Ленина. По ее словам, Моисей Соломонович пришел в ГИТИС в 1946 году и среди двухсот студентов выбрал именно ее. Руководство ГИТИСа посоветовало ему снять других, более именитых студентов, но он настоял: «Я буду снимать ее или вообще никого». Людмила Ивановна рассказывала: «У меня и одежды для съемки особо не было, я у подружки взяла шляпку и пришла к нему в студию. Помню, он по-отечески называл меня «деточка».

Людмила Касаткина, 1997 год

— Но она тогда была еще совершенно в силе, следила за собой, такая примадонна?

— Я несколько раз снимал ее, отмечая, что она на наших встречах в отличном настроении и великолепно выглядит.

Хотел обратить внимание на один мистический момент: наша последняя съемка с ней проходила в доме на проспекте Мира, где сейчас мы с вами разговариваем в кафе. Помню, когда я снимал кадр в гостиной, осветительный прибор упал на большую антикварную китайскую вазу, которая моментально разлетелась на мелкие кусочки. Я уже готовился к самому худшему, но Людмила Ивановна улыбнулась и сказала иронично и мудро бархатным голосом Багиры: «Не надо жалеть, это всего-навсего лишь вещь». Для меня это был большой жизненный урок!

Образцом поведения стали для меня отношения Людмилы Ивановны с ее супругом, они прожили 61 год вместе и умерли с разницей в 11 дней, сохраняя до последних дней своей жизни теплые и нежные отношения. В 2021 году я выступал как куратор выставки Моисея Наппельбаума в Музее современной истории России и пригласил на открытие сына Людмилы Ивановны Алексея Касаткина. Было приятно, что он не только пришел с семьей, но и сыграл несколько композиций на гитаре у портрета своей мамы.

— Виктор, мы с тобой не раз говорили, что многие твои работы уже живут своей жизнью. Вот этот легендарный кадр с Ходченковой я видела не раз. Какой же он настроенческий! Как можно было такое придумать? Кролика принести...

— Да, этого кролика я взял напрокат у знакомых в зоомагазине. Журнал, для которого я снимал, попросил создать добрый, позитивный образ на обложку, ведь съемка проходила после выхода на экраны фильма «Благословите женщину». Когда Светлана приехала в студию, я рассказал идею съемки и ей она понравилась. Мы снимали отраженным светом, я как раз специально нашел гобеленовый фон, и она светилась теплом и нежностью. Забавно было, что венок из васильков для кадра был сплетен не только для Светланы, но с ее подачи и для Степы, так звали этого кролика.

Светлана Ходченкова, 2005 год

— Виктор, часто ли доводилось снимать любимых питомцев звезд, собак, кошек, и какие нюансы работы с животными ты отмечаешь?

— С животными есть одна особенность — их нужно любить. Что касается собак, у меня есть свой фирменный стиль. В какой-то момент я научился издавать такой пронзительный кошачий звук, как воют мартовские коты, и собаки, особенно охотничьи, тут же реагируют на него, поднимая уши.

Владимир Машков,
1995 год

— Знаешь, ценность твоего архива и в том, что ты запечатлел наших теперь уже корифеев такими, какими их не все помнят... Я, например, еще в школе училась, когда ты сделал вот эти кадры с молодым актером Владимиром Машковым.

— Первый раз я его снимал для журнала «Работница» в 1995 году. Об актере только-только заговорили — вышли фильмы «Подмосковные вечера», «Американская дочь». Сейчас эти кадры могут показаться наивными, столько лет прошло, Но по тем временам Машков выглядел стильно. Он пришел в очень модной рубашке, она неяркая была, но вся разрисованная. Помню, что вел себя очень профессионально, мы все быстро отсняли. А следующая наша встреча состоялась в 1997 году. Владимир тогда сотрудничал с театром «Сатирикон» и назначил мне встречу там. Мне нужно было набирать какие-то сюжеты, а вокруг ничего особенного не было. Пришлось фантазировать: предложить актеру сесть в машину, вы ведь понимаете, что вишневая «девятка» — это по тем временам хорошая машина! А потом я попросил у мальчиков во дворе велосипед и предложил Владимиру попозировать на нем. Но самый удачный кадр получился во время перекура. Я заметил, что Машков очень стильно курит, и снял его на фоне кирпичной стены, по моему мнению, это был лучший кадр всей съемки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи

Красавец в костюме на шикарной иномарке

Караван историй
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
«Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия «Справедливый мир»: почему мы осуждаем жертв насилия

Почему многие люди склонны защищать тех, кого обвинили в насилии?

Psychologies
Сначала ЗАГС, потом никах Сначала ЗАГС, потом никах

Какие сложности возникают в межконфессиональных семьях

Огонёк
Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует» Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует»

«Зло не существует» — трагедия о потемках человеческих душ

СНОБ
«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии «Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

Forbes
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце» Лео Бокерия: «Я обожаю само слово «сердце»

Кардиохирург Лео Бокерия — одна из самых легендарных личностей в нашей медицине

Коллекция. Караван историй
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Кролики и удавы: как Apple iPad борются за выживание на рынке Кролики и удавы: как Apple iPad борются за выживание на рынке

Куда движется рынок планшетов: как спустя 1,5 года обновил свои девайсы Apple

РБК
Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву» Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву»

Режиссер анимации Денис Чернов — почему «Смешарики» стали более взрослыми?

ФедералПресс
Как успокоить любимую женщину? Как успокоить любимую женщину?

Как оставаться целым, когда эмоции партнера зашкаливают?

Maxim
Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире Сдвинуть Землю и умереть: 5 удивительных фактов о самой мощной ГЭС в мире

Говорят, эта ГЭС так велика, что её можно увидеть с Луны

ТехИнсайдер
Трехногого робота-прыгуна испытали в условиях микрогравитации Трехногого робота-прыгуна испытали в условиях микрогравитации

Робот-прыгун может переворачиваться в полете с помощью движений ног

N+1
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Разум в наследство Разум в наследство

Откуда взялась наша центральная нервная система – головной и спинной мозг?

Вокруг света
Урал Бажова Урал Бажова

Как Павел Бажов собрал и сформулировал образ Урала

Знание – сила
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Американец заразился птичьим гриппом от коров Американец заразился птичьим гриппом от коров

Опасный вирус впервые передался человеку от другого вида млекопитающих

N+1
Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос

Для того, чтобы фен служил как можно дольше, его необходимо периодически чистить

ТехИнсайдер
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
«Бежевые мамы»: за что ругают родителей, которые окружают детей бежевыми вещами «Бежевые мамы»: за что ругают родителей, которые окружают детей бежевыми вещами

За что критикуют «бежевых мам» и какими цветами важно окружать ребенка.

Psychologies
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару

Что смотреть в Краснодаре?

СНОБ
Модный разговор с Владимиром Славским. Юлия Куварзина: «Я почувствовала себя Одри Хепберн и Софи Лорен» Модный разговор с Владимиром Славским. Юлия Куварзина: «Я почувствовала себя Одри Хепберн и Софи Лорен»

Мне сделали столько накладок. Шесть вариантов груди! Пять — бедер!

Караван историй
Открыть в приложении