Валерий Гергиев о расширении Большого и Мариинского театра

Караван историйРепортаж

Валерий Гергиев: «Великая история Большого и Мариинского театров не просит, а властно требует эффективного управления»

Беседовал Кирилл Дыбский

Фото: Александр Шапунов

Валерий Абисалович, мы встречаемся с вами в преддверии сразу двух знаменательных дат — в 2026 году Большому театру исполняется 250 лет, а спустя два года отметит 245 лет прославленный Мариинский. К чему лично вас мотивируют столь важные даты: к подведению итогов за прошедшую четверть тысячелетия или же к построению планов на следующие 250 лет?

— Мимо столь значимой даты не вправе равнодушно пройти ни один театр, велик он или невелик. Мне знакомы многие мировые площадки. Десятки, а то и сотни раз я стоял за пультом на сценах величайших театров мира. Париж, Лондон, Нью-Йорк, Вена... Большой и Мариинский — в том же блистательном ряду. Поэтому все наше внимание, все наши раздумья, все наши надежды обращены к этим двум сценам. Юбилей — не только яркий праздник, но и кропотливое изучение новых возможностей, позволяющих думать о каком-то прогрессе, о новом рывке вперед. Я начну с того, что сегодня в воскресный полдень можно пригласить в Мариинский театр одновременно шесть тысяч человек. Это его суммарные возможности, включая старую сцену, а также несколько новых. Я имею в виду не только главную Новую сцену, безусловно, одну из лучших в мире, но и еще шесть камерных залов. Шесть! Это не просто залы, это первоклассные театральные подмостки для молодых исполнителей — вокалистов, инструменталистов, музыкантов оркестра, для хоров. Да, мы не покажем в них грандиозную «Спящую красавицу»! Но зато для экспериментальных постановок, каких-то интересных балетных задумок камерные площадки очень комфортны. Что, собственно, и происходит многократно на сцене Концертного зала, так называемого Мариинского-3.

Выступление Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на Приморской сцене Мариинского театра. Владивосток, 2025 год. Фото: Илья Коротков/пресс-служба Приморской сцены Мариинского театра

Хочу отдельно подчеркнуть, что за всю историю Большого и Мариинского никогда не происходило столь огромного, миллионного расширения зрительской аудитории каждого из театров — я сейчас говорю о сотрудничестве с Первым каналом, кинотеатрами сети «Каро», а также с социальной сетью «ВКонтакте». Благодаря нашей совместной работе, например, многие-многие тысячи семей, детей из самых отдаленных уголков России смогли исполнить большую мечту — посмотреть «тот самый» балет «Щелкунчик» из Большого театра. Еще мы транслировали на весь мир грандиозный фестиваль Мусоргского, возобновленную «Спящую красавицу» на открытии прошлого театрального сезона, разнообразные новогодние акции. Все трансляции набрали без преувеличения миллионные просмотры.

А буквально в эти дни в Москве и Санкт-Петербурге происходит уникальное музыкальное приношение Майе Михайловне Плисецкой и Родиону Константиновичу Щедрину. В их честь мы проводим фестиваль, который открылся 20 ноября грандиозным гала-концертом в Большом театре, а завершится в день рождения Родиона Константиновича, 16 декабря. В дни фестиваля пройдут концерты и спектакли не только в Большом и Мариинском, но и в «Зарядье», в Концертном зале имени Чайковского. Одним из кульминационных и, я бы сказал, поистине исторических событий уходящего года стало возвращение на сцену Большого театра оперы «Мертвые души», которую мы тоже показывали на широкую аудиторию. Запись трансляции до сих пор доступна для просмотра на странице театра в социальной сети «ВКонтакте». Из Петербурга тоже идут трансляции — оперы «Лолита» и «Левша», — их мы также оставили в доступе до окончания новогодних праздников!

— А какова ситуация с новыми площадками в Большом театре?

— Большой сегодня меня заботит в большей степени именно потому, что, в отличие от Мариинского театра с его 6000 мест, в Большом имеется максимум 2700 кресел, включая Новую сцену. Этого явно недостаточно для столь громадного и по репутации, и по своей невероятной истории театра, находящегося в самом сердце Москвы. И эту задачу мы тоже будем постепенно решать.

Валерий Гергиев и Родион Щедрин, 2007 год. Фото: Валентин Барановский/Мариинский театр

— Тем не менее юбилей Большого наступит уже в следующем году. Каковы масштабы предстоящих торжеств?

— В ближайшее время нас ждет грандиозная постановка «Отелло» на Исторической сцене Большого театра. А непосредственно к началу празднования 250-летия будет целый каскад крупных акций. Мы о них объявим своевременно. Могу лишь сказать, что Большой театр совершенно определенно идет к масштабному и очень яркому торжеству.

Еще раз хочу вернуться к важнейшему событию, о котором я сказал выше и которое является нашим приношением, своего рода венком в память ушедших от нас Майи Михайловны Плисецкой и Родиона Константиновича Щедрина. С 20 ноября по 16 декабря и в Москве, и в Петербурге, да и по всей стране проходит большое количество акций, которые оживляют, возвращают к жизни самые яркие творческие достижения этой величайшей пары. Что касается моей обожаемой Майи Михайловны, то ее образы и характеры были созданы не только в Большом театре, но и на других великих сценах по всему миру. Есть, к счастью, сохранившиеся съемки, кадры. Мы обязательно будем использовать и это. Ну а творческий гений Родиона Константиновича — это десятки блестящих произведений, которые требуют вдумчивого осмысления. Имеющие уши да услышат...

— Если отойти от темы торжеств, о чем еще вспоминается в канун юбилейных дат?

— Последние 30—35 лет, как все хорошо знают, были не только годами продолжения истории великих сцен, но еще и годами вызовов. Иногда неожиданных, а иногда и опаснейших. В 90-е годы стало почти привычным терять ведущих артистов. Для некоторых худруков аргументы уезжающих в Европу и Америку были не просто понятными, но даже убедительными. Ну конечно же, ведущие певцы давно выступают на зарубежных сценах. Ну да, им там лучше платят, и там все более ловко организовано — агенты, менеджеры, контракты... Поманили, пообещали — некоторые наши прекрасные голоса не устояли. Но могу сразу сказать, что самые лучшие артисты выдержали, преодолели соблазн.

— Можете привести наиболее яркий пример?

— Тут я назову сразу Ольгу Бородину — она выстояла и спокойно осталась в России. И уже скоро Ольга Владимировна была воспринята всем мировым оперным сообществом как абсолютная сенсация, как обладательница невероятного голоса. Она встала в ряд лучших оперных певиц уже в то время — в начале 90-х или даже в конце 80-х годов.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2005 год. Фото: Елена Фетисова/Большой театр

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении