Чувствовала, что меня ждет еще лучшая судьба — стать актрисой

Караван историйКультура

"В моей жизни были корзины цветов, роскошные подарки, но любовь — лишь однажды", — рассказывала Татьяна Самойлова

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Мосфильм/Legion-media

Татьяной Самойловой я с перерывами общалась около десяти лет. За это время взяла у нее множество интервью, собиралась написать книгу... Первая наша встреча была совершенно случайной. На улице я увидела женщину, которая сидела на лавочке на автобусной остановке и растерянно осматривалась по сторонам. Прямо скажем, эта дама не напоминала типичного пассажира автобуса. На ней была хорошая шуба, шляпка на голове, в руках — дорогая сумка. Я ее не сразу узнала..." — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

Подошла, спросила:

— Простите, вам нужна помощь?

— Нет, деточка! — сказала она, знакомым жестом вскидывая голову и улыбаясь той самой улыбкой, от которой ее глаза сразу же зажигались мягким светом. — У меня все хорошо... Гуляю... Просто забыла, где живу...

Конечно же я присела рядом с ней на скамейку, потом вызвала такси и уже уверенно назвала адрес актрисы, который все из киношной тусовки хорошо знали. Позже оказалось, что ей стало плохо на улице, но она стеснялась попросить помощи у прохожих. Просто сидела и ждала «пока пройдет». В этом была вся Самойлова. Тихая, скромная — и гордая...

После этого случайного знакомства между нами постепенно сложилось дружеское общение, а потом возникла идея написания книги, которую — Татьяна Евгеньевна это признавала — сама она никогда не осилила бы. Эту идею мы не успели воплотить в жизнь. Но от встречи к встрече я все больше узнавала о ее жизни. Это происходило нерегулярно и всегда неожиданно... Приучить ее к систематической работе было нельзя. Только ловить моменты внезапных откровений...

«Я никогда не была бедной. Это надо признать...»

Наверное, те, кто видел телевизионные сюжеты о «нищете» актрисы, удивятся, но нищеты не было. Когда я с ней познакомилась, Самойлова позволяла себе ходить в чешский или итальянский ресторанчик через дорогу от своего дома. Актриса покупала продукты в дорогом супермаркете, делала прическу в хорошей парикмахерской. О ней всегда заботились какие-то люди, которые, точь-в-точь как у Булгакова, «сами предложат и сами все дадут». Помню, в то лето, когда Москва задыхалась от гари, я случайно выяснила, что Самойлова со своей астмой изнывает в душной квартире, а у нее, кроме веера, ничего нет! Я бросилась в магазин, купила два вентилятора, привезла. И когда эти скромные устройства принесли хоть небольшую, но прохладу, Самойлова со светским видом сложила веер и сказала: «Как хорошо!» Самой бы ей и в голову не пришло идти в магазин и покупать вентилятор... Один раз, присев по приглашению актрисы на диван, я обнаружила под собой огромный флакон духов «Шанель». «Что там, деточка, духи? Ну, возьми себе...» Кто-то подарил, а она даже не распечатала коробочку, которая, как я потом уточнила, стоила 37 тысяч рублей... Вероятно, эта привычка к широкому жесту, легкое отношение к дорогим вещам — из счастливого прошлого. «Я никогда не была бедной. Это надо признать...» — совершенно ровным тоном, не рисуясь, говорила мне Самойлова.

С отцом актером Евгением Самойловым, 1950-е годы. Фото: Global Look Press

Татьяна Евгеньевна рассказывала, что если исключить несколько трудных лет, которые они с мамой Зинаидой Ильиничной провели в эвакуации, семья всегда жила хорошо. Папа, знаменитый актер Евгений Самойлов, был обласкан властью, имел достаток. И вообще, весь их образ жизни был необычным, не советским... Например, еще девочкой Таня побывала в Иране, куда Евгений Валерианович ездил сниматься. Самойлова рассказывала, что никогда не представляла себя в другой профессии, кроме актерской. Правда мама, которая заправляла всем в доме, поставила целью сделать из дочки балерину — воплотить собственную мечту. И, несомненно, цели бы добилась — Таня с успехом занималась в балетной студии при Музыкальном театре Немировича-Данченко. Дальше нужно было продолжать обучение в хореографическом училище при Большом театре. Бытует байка, что Самойлова отказалась от предложения Плисецкой туда поступить. Но все было наоборот! «Я хотела там учиться, вернее, этого очень хотела моя мама. Я не ела, занималась день и ночь перед показом самой Плисецкой, — вспоминала Татьяна Евгеньевна. — Мама с ней была знакома, и Майя Михайловна отнеслась ко мне с особым вниманием. Но результат был неутешительным. Тяжелые бедра, недостаточная гибкость и слабое после войны здоровье... Плисецкая сказала, что я могу быть рядовой балериной. Но не примой. Мама вышла из кабинета и разрыдалась: «Ну, тогда и правда иди в актрисы».

Зинаида Ильинична действительно принимала все важные решения в жизни дочери. Она одобряла или не одобряла каждого из ее мужей. Решала — рожать ли Татьяне или не рожать. Своего первого мужа Василия Ланового Самойлова привела в родительский дом, в квартиру на Песчаной. Иначе было нельзя. Васе привести молодую жену было некуда: в квартире его родителей кроме них жили еще две его сестры и племянница.

Поначалу влюбленные не замечали ничего вокруг. Семейная жизнь в маленькой комнатушке, которую им выделила Зинаида Ильинична, казалась счастьем. Но конфликты мужа с тещей происходили все чаще. Лановой, по мнению мамы актрисы, был недостоен ее дочери — мало зарабатывал, снимался не в тех картинах. И роковое решение не оставлять близнецов, которых она носила под сердцем, по признанию Самойловой, было связано в том числе и с напряженными отношениями мужа и мамы. Хотя при этом Татьяна Евгеньевна добавляла: «Но вообще-то была установка, главное — кино! Если что-то помешает мне сниматься, значит, это не нужно. Так принимались все решения...» А еще у Татьяны всегда был перед глазами пример отца, у которого тоже все «надо» были для театра и кино. А семья отнюдь не на первом месте...

Татьяна Самойлова после награждения специальным дипломом за лучшее исполнение главной роли в фильме «Летят журавли», 1958 год. Фото: Василий Малышев/РИА Новости

Сейчас это покажется странным, но в советское время образ Вероники, за который мы так любим Самойлову, был отрицательным. В картине тех лет о войне женщина обязана была дождаться бойца с фронта, а Калатозов решил снять фильм о том, как не дождалась.

— Кто придумал ее такой? Откуда она взялась? — спрашивала я у актрисы.

— Вероника — это не я, — отвечала она. — Внешность ее создал оператор Сергей Урусевский, он просто рисовал меня светом, такой красивой я никогда не была ни до этого, ни после. А характер и образ Вероники придумал Баталов. Когда мы готовились к съемкам, как-то были на даче, репетировали. И Алеша вдруг взял в руки две обугленные спички и нарисовал у меня над глазами стрелки. Сказал: «Ты должна так ее сыграть, чтобы все девушки захотели стать похожими на нее и рисовали себе такие же стрелки!» Глядя на себя в зеркало, именно тогда я почувствовала свою Веронику... Но сам Леша считал, что попал в эту картину из-за меня. Были другие претенденты на роль Бориса, но потом нас попробовали вместе. «Этих разлучать нельзя! — сказал Калатозов. — Они пара».

История о том, что после мировой премьеры фильма «Летят журавли» Самойловой предложили роль в Голливуде, известна. Но лишь от нее самой я с удивлением узнала, что в то же время перед актрисой, оказывается, стоял вопрос о том, чтобы остаться во Франции. «В Канны мы поехали с оператором картины Урусевским, потому что Калатозов заболел, а Баталова не выпустили за границу, — рассказывала актриса. — И когда Жерар Филип преподнес мне в подарок часы и предложил играть Анну Каренину во французской картине, со мной рядом был только Урусевский. Он мне сказал: «Если ты хочешь этого, тебе нужно остаться здесь. Попросить политического убежища... Тебя тут многие любят — помогут, поддержат! А иначе ты не сможешь здесь сниматься...» Разумеется, «комитетчики», приставленные к группе советских кинематографистов, не спускали глаз с актрисы, регулярно осматривали ее гостиничный номер, прослушивали телефонные звонки. Но у Самойловой действительно были друзья во Франции: неравнодушные к ней Пикассо и Жерар Филип, русская по происхождению жена знаменитого художника Фернана Леже Надя, с которой Самойлова много лет переписывалась... Татьяна знала французский, английский. Думается, шанс был! «Я сама себя лишила этого шанса, — признавалась мне Самойлова. — В СССР у меня оставались мама, папа, брат, друзья, институт, работа... Можете смеяться, но и слово «Родина» для меня не было пустым звуком. Я была обычной послушной советской девочкой. Сомнения были... Но последняя мысль, которая меня останавливала: «А что скажут мама с папой?»

Татьяна Самойлова и Александр Шворин в фильме «Летят журавли», 1957 год. Фото: Мосфильм/Legion-Media

Блистательно проведенные недели в Париже и Каннах сменились чередой невеселых открытий по возвращении домой. Самойлова узнала, что у режиссера «Журавлей» Калатозова случился инфаркт. Он не выдержал многочисленных публикаций в прессе о том, что снял фильм про фривольную «патлатую» девицу, расхаживающую босиком по улицам и изменяющую своему жениху — бойцу Красной армии. Как-то в кафе Татьяна рассказала Алексею Баталову, оставшемуся без поездки в Канны из-за близости его семьи с Ахматовой, о предложении Жерара Филипа. Выслушав ее историю, он сказал: «Ты решила свою судьбу. Не сомневайся ни на минуту, что они тебя не выпустят из страны. И в Канны ты больше никогда не поедешь». В общем-то он не ошибся, в Канны Самойлова поехала лишь спустя пятьдесят лет. «Вы — советское достояние, — утешали ее в Госкино. — Будете играть хорошие роли на родине...» Но снимали других.

Самойлова считала: это из-за того, что у нее не было «своего» режиссера, а у других — были. Правда, после «Летят журавли» Калатозов пригласил ее в свой следующий фильм. Но «Неотправленное письмо» стало тяжелым испытанием для всех, кто над ним работал: Василия Ливанова, Евгения Урбанского, Иннокентия Смоктуновского, а особенно для Татьяны Самойловой. Полгода киногруппа жила в Сибири, терпела холод и бытовую неустроенность. Здоровье Самойловой, и так не слишком крепкое, было подорвано. Да и сам Калатозов уже почти ничего не снимал. Распалась кинокоманда, в которой Самойлова была талисманом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Григорий Распутин. Грешный старец у трона Российской империи Григорий Распутин. Грешный старец у трона Российской империи

Почему "грязный деревенский мужик" получил такую неограниченную власть

Караван историй
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК

У Веры было много талантов, один из них — это умение дружить

Караван историй
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Яна Сексте: Яна Сексте:

Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историй
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Умный сон: 17 правил на каждую ночь Умный сон: 17 правил на каждую ночь

Как наладить свой сон?

Новый очаг
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Елена Николаева: «Я шагнула в пропасть добровольно» Елена Николаева: «Я шагнула в пропасть добровольно»

Думала: «Господи, неужели я сейчас так по-дурацки погибну в какой-то Ницце?»

Коллекция. Караван историй
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Открыть в приложении