История актрисы, сыгравшей Мальвину в детской сказке

Караван историйЗнаменитости

Татьяна Проценко. Сказка Мальвины

Как-то во ВГИКе подошел один из сокурсников: "Узнал, что ты играла Мальвину в "Приключениях Буратино". Так вот, никому никогда об этом не рассказывай, потому что сыграла очень плохо".

Записала Виктория Катаева

Фото: Сергей Гаврилов. Стиль: Светлана Румянцева. Визаж и прическа: Оксана Тасуева. Продюсер: Екатерина Шутылева. На Татьяне: платье Imago

Я родилась и выросла в Москве. Иногда мы семьей путешествовали по разным городам Советского Союза. В тот год отправились в Минск — к моей крестной тете Рае. В купе поезда с нами ехала женщина и внимательно смотрела на меня, пока я играла в куклы. «Можно с вами поговорить? — обратилась она к маме. — Давайте выйдем в коридор».

Когда вернулись, мама сказала:

— Танечка, тебя приглашают сыграть в кино. Помнишь сказку «Золотой ключик»? Ты могла бы попробовать стать Мальвиной.

Я радостно захлопала в ладоши:

— Ура! — это была моя любимая героиня.

Попутчица оказалась ассистентом режиссера Леонида Нечаева. Позже меня пытались «уличить» во лжи, утверждая, что роль я получила по блату. Дело в том, что мой папа Анатолий Иванович окончил сценарный факультет ВГИКа и к тому времени возглавлял управление документальных фильмов Госкино СССР. «Все ясно — папа тебя в кино и пристроил, — заявляли, узнав об этом факте моей биографии, некоторые. — И нечего сочинять про поезд!» Я пыталась оправдываться, но потом махнула рукой: бесполезно доказывать. Папа-то как раз выступал против моих съемок. Объяснял мне и маме: «Вы не понимаете, во что ввязываетесь. Кино — это нагрузки, совсем не детские. А если нашему цыпленочку понравится сниматься и она станет актрисой? Профессия ужасно сложная, зависимая. Столько сломанных судеб!» Папа меня обожал, я — его единственный ребенок, конечно, ему очень хотелось видеть меня счастливой.

В шесть лет меня заприметила помощник режиссера «Приключений Буратино» и пригласила попробоваться на роль Мальвины. Мама не возражала, а папа сначала был против, но в итоге разрешил. Фото: из архива Т. Проценко

Мама Алла Васильевна, работавшая диспетчером в аэропорту Внуково, не знала подводных камней «важнейшего из всех искусств», к папиному мнению прислушалась. Именно потому что они очень сильно меня любили и видели, как мне хочется стать Мальвиной, в конечном счете он разрешил.

И начались бесконечные поездки в Белоруссию и Крым. Возили меня мама и бабушки-тетушки. Работа заняла больше года. Мы, малышня, сдружились со всей съемочной группой, а с режиссером — настолько, что называли его папа Леня. Он был теплым человеком и безусловно киноволшебником! Работать с детьми сложно, это особый талант. Честь и хвала Нечаеву и всей съемочной группе, особенно ассистентам по актерам. Ведь маленьких артистов в фильм «Приключения Буратино» искали по всем городам СССР. Меня заприметили в поезде, минчан Диму Иосифова — на катке, а Рому Столкарца — в трамвае. Томаса Аугустинаса нашли в Вильнюсе. Это огромное мастерство — разглядеть в незнакомом человеке, тем более ребенке, киногероя.

Атмосфера на съемках была абсолютно сказочной: яркие декорации, весь реквизит настоящий. Если в сценарии были прописаны «чай и вишневое варенье на столе у Мальвины», то их и ставили, никаких муляжей. Одна из сцен занимала буквально три секунды экранного времени: девочка с голубыми волосами несет кипяченое молоко. В следующем кадре Пьеро с Буратино идут на полянку, Мальвина, увидев их, от неожиданности всплескивает руками, кувшин падает, и молоко проливается на ее ножки. Казалось бы, мелочь, можно обойтись без молока. Но если не взаправду, разве зритель поверит? Тем более дети, они всегда чувствуют подвох.

С Гришей Светлорусовым — Арлекино, Димой Иосифовым — Буратино, Ромой Столкарцем — Пьеро и Томасом Аугустинасом — Артемоном. Фото: кадр из фильма «Приключения Буратино»/киностудия «Беларусьфильм»

Прекрасно помню, как меня мучили целый день ради другой коротенькой сцены. Мальвина посадила Буратино в чулан, потом заглядывает туда и спрашивает, плача:

— Мой друг, вы раскаиваетесь?

Буратино отвечает дерзко:

— Очень мне надо — раскаиваться!

Воспитатель обязан проявлять твердость, и хулигана следует наказать. Поэтому Мальвина говорит:

— В таком случае вам придется здесь просидеть до утра.

Снимали сценку целый день! С утра пораньше меня загримировали, одели и посадили в уголке павильона. Уже и порисовала, и книжку с картинками полистала, и поела. Терпение на исходе, а все сижу. Сейчас понимаю, что нарочно мурыжили: от уставшего ребенка легче добиться слез, которые необходимы в кадре. Наконец подходит папа Леня. Репетируем сцену. «На второй реплике, Танечка, ты должна перестать плакать», — велит Нечаев. Ничего себе задача для семилетнего ребенка: разрыдаться, а потом перестать.

Но у меня и с первым никак не получалось: не плачу — и все тут! Принесли баночку с глицерином. Гример закапала мне его в глаза. «Не то! — морщится папа Леня. — Слезы есть, а эмоций — ноль». «Давай луковицу разрезанную ей к лицу поднесем!» — предложил кто-то. Принесли. Я чихнула, брызнули слезы. Но Нечаеву опять не понравилось.

Долго со мной бились. Леонид Алексеевич задумчиво походил по площадке, вернулся и неожиданно как начал ругаться:

— Таня, ты что себе позволяешь?! Мы все стоим над тобой, просим сыграть сцену! И без толку. Ты же в кино хотела, ты актриса или нет?!

Никто и никогда прежде не повышал на меня голос. Родители пылинки сдували. Я девочка нежная, а тут такое. От обиды из глаз полились настоящие ручьи. Папа Леня тут же взмахнул рукой: снимаем! Кричит:

— Таня, давай первую реплику.

Я выдавила из себя:

— Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь?

А после слов «...придется просидеть до утра» буквально сползла на землю в полуобморочном состоянии. Меня подхватили чьи-то сильные руки. Слышу голос папы Лени:

— Умничка, молодец, вот теперь — как надо!

Фото: кадр из фильма «Приключения Буратино»/киностудия «Беларусьфильм»

Передо мной будто в тумане плыли лица: оператор, костюмер, гример. Кто-то обнимает, целует, несколько рук гладят по голове, суют конфету: «Возьми, не плачь, все получилось...»

В тот день я начала смутно понимать, о чем говорил папа: жизнь артиста далеко не сказка. Когда на тебя кричит взрослый, к которому относишься со всей искренностью детской души, это сильный стресс. Но и такие методы работы были у великого, без преувеличения, режиссера-сказочника.

Другим доставалось больше. Особенно Диме Иосифову, ведь он играл главную роль. Его и вверх ногами подвешивали в сценке, где лиса Алиса и кот Базилио нападают на Буратино. И в огромный глиняный кувшин сажали. Карабас швыряет в него кружку, и по харчевне разлетаются острые осколки. А если бы какой-нибудь угодил в Димку? Он ведь споткнулся в самый ответственный момент! Если присмотреться, в кадре можно заметить, как Буратино чуть не заваливается с тяжелым глиняным горлышком на шее. «Кувшин был в единственном экземпляре, и снять требовалось с одного дубля», — рассказывал Леонид Алексеевич, когда мы спустя годы встретились и вспоминали съемки. Кстати, он сам бросал в него железную кружку. Только позже осознал, какому безумному риску подвергал Диму, и испытал ужас: ребенок ведь мог покалечиться, а то и погибнуть. Тогда же не использовали компьютерную графику и спецэффекты, все делали взаправду. Помните лягушек в пруду черепахи Тортилы? Эти небольшие роли исполняли девочки из минской студии синхронного плавания. Эпизоды с ними снимали в начале ноября, раньше не успели. Вода ледяная, на улице чуть ли не снег идет, а «лягушки» изображают летнее настроение. Нечаев рассказывал, что потом юные артистки все до одной заболели.

И Рина Васильевна Зеленая играла черепаху Тортилу в настоящем пруду. Для сцены собрали автомобильные покрышки, связали их, сверху водрузили бутафорское кресло. На него поместили актрису, которой было уже за семьдесят. «Трон Тортилы» по пруду на замаскированной веревке тащили рабочие с берега. Непрочная конструкция тряслась от малейшего дуновения ветра. Нечаев молился, чтобы она не завалилась и Рина Васильевна не оказалась в воде. К счастью, обошлось. Леонид Алексеевич рассказывал, что в разгар работы над фильмом Зеленой доставили срочную телеграмму — умерла ее любимая сестра. Но съемки не отменишь, людей нельзя подвести. Лишь завершив работу, она уехала в Москву на похороны. Такова изнанка актерской профессии.

Рина Зеленая играла черепаху Тортилу, лягушек изображали девочки из студии синхронного плавания. Юные артистки все потом заболели — снимали-то сцену в начале ноября... Фото: Киностудия «Беларусьфильм»/В. Лупейко//ТАСС/ съемки фильма «Приключения Буратино»

Джузеппе играл Юрий Васильевич Катин-Ярцев. В финале он исполняет куплет веселой песенки: «Я убедился нынче сам, что надо верить чудесам», а мы, дети, танцуем рядом. На площадке я удивилась, почему Джузеппе так странно улыбается и лицо у него стало землистого цвета. Съемки закончились, а через несколько минут приехала скорая. Выбежали врачи, Юрия Васильевича положили на носилки, запахло лекарствами. Потом я услышала слово «инфаркт». Актер перенес его на ногах, в кадре. Когда Джузеппе поет, на его лице заметна гримаса с трудом сдерживаемой боли.

Юрий Васильевич Катин-Ярцев — Джузеппе перенес инфаркт прямо на съемочной площадке. Фото: Mosfilm/Legion-media/кадр из фильма «Незваный друг»

Это все-таки было особое поколение артистов и людей. Мы, дети, на съемках со звездами, к сожалению, общались совсем немного. Ни с Владимиром Басовым, ни с Риной Зеленой совместных сцен у меня не было. И с Роланом Быковым и Еленой Санаевой — всего одна. Запомнился эпизод с Николаем Гринько. Он был высоченным, немногословным, очень сдержанным. Когда в конце фильма Гринько — папа Карло взял меня за руку, она буквально утонула в его огромной сухой твердой ладони.

Все мы обожали Владимира Абрамовича Этуша. Исполнитель роли Карабаса угощал нас конфетами: «Ребята, налетайте!» — и высыпал из карманов горсть карамелек. Мы совсем не боялись такого Барабаса, да режиссер и не ставил ему задачу быть страшным. В нашей сказке злодеи комичные. Мне кажется, у Этуша, при всем его таланте, не получилось бы сыграть злодея, ведь он по характеру добряк из добряков. Кстати, в своих мемуарах «И я там был» народный артист посвятил мне несколько строчек. Я произвела на него трогательное впечатление. Владимир Абрамович вспоминает наше знакомство в Ялте. Его привезли на съемочную площадку, показали Мальвину. Этуш пишет: девочка поднимает на меня свои пушистые ресницы и смотрит огромными глазами. Подумал: как же точно угадали с образом, вправду Мальвина — маленькая женщина.

С Владимиром Этушем — Карабасом-Барабасом. Фото: кадр из фильма «Приключения Буратино»/киностудия «Беларусьфильм»

В один из дней ассистент говорит: «Пойдем, познакомлю с Артемоном». У меня сердце запрыгало от нетерпения: сейчас встречусь с настоящим пуделем! Подводят мальчика. «Вот, — сообщают, — Артемон». Я чуть не заплакала! А Томас начал за мной ухаживать. То букетик цветов преподнесет, то конфету: «Танечка, это тебе». Я благодарила — воспитанная же девочка. Но в глубине души злилась: казалось, не будь этого галантного Томаса Аугустинаса из Прибалтики, дали бы мне настоящего пуделя!

А вот Пьеро — Рома Столкарц — очень нравился. Он так трогательно пел фальцетом «Не нужна мне малина, не страшна мне ангина. Лишь бы только Мальвина обожала меня одного». За кадром взрослые просили Ромку по сто раз: «Спой про малину, порепетируй». Судя по унылому выражению лица, он уже ненавидел и малину, и Мальвину и мечтал лишь об одном — убежать подальше. Муки оказались напрасными: в фильме песенку исполняет профессиональный певец.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Миндадзе и Катя Шагалова. Подлинная история мисс Бетти Александр Миндадзе и Катя Шагалова. Подлинная история мисс Бетти

По большому счету Галина Орлова оказалась актрисой одной роли

Караван историй
Альтернативы облачным хранилищам Альтернативы облачным хранилищам

Создаем локальное хранилище личной информации с доступом через Интернет

CHIP
Елена Проклова: «На отношения нет времени» Елена Проклова: «На отношения нет времени»

Почему Елена Проклова живет с мужем, с которым развелась три года назад

StarHit
Рисунки на полях Рисунки на полях

На финале лиги чемпионов УЕФА-2018 засветился робот, рисующий разметку

Популярная механика
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
Даосские практики: как повысить уверенность в себе Даосские практики: как повысить уверенность в себе

Уверенность зависит от количества энергии и специфики ее циркуляции по телу

Psychologies
2 героя, 1 интернет, 0 рублей! 2 героя, 1 интернет, 0 рублей!

Что общего у популярного блогера и редактора глянцевого журнала?

Maxim
Околофутбола Околофутбола

Что слышат ученые в реве толпы на стадионе

Русский репортер
Нефтяные реки, стальные берега: крупнейшие компании России по версии Forbes Нефтяные реки, стальные берега: крупнейшие компании России по версии Forbes

В рейтинг Forbes Global 2000 в этом году вошло 25 российских компаний

Forbes
«Говорить о пенсиях надо издалека» «Говорить о пенсиях надо издалека»

«Огонек» посмотрел на ситуацию с пенсионной реформой глазами социолога

Огонёк
Константин Воробьёв Константин Воробьёв

Константин Воробьёв как зеркало русской военной прозы

Дилетант
Артемий Панарин: «Однажды я провел всю ночь один в лесу. Жесть как страшно!» Артемий Панарин: «Однажды я провел всю ночь один в лесу. Жесть как страшно!»

Интервью с хоккеистом сборной России и «Коламбуса» Артемием Панарином

Maxim
Наталия Атаманова. Вкус жизни Наталия Атаманова. Вкус жизни

Наталия Атаманова вспоминает своего отца, знаменитого мультипликатора СССР

Караван историй
«Расстались, но живем вместе»: правила выживания «Расстались, но живем вместе»: правила выживания

После развода мы вынуждены делить кров с бывшим партнером

Psychologies
Нефтяные рынки: риски или новые возможности Нефтяные рынки: риски или новые возможности

В обозримом будущем нефть и газ останутся стержнем энергетики и экономики

Эксперт
Комментаторы «Матч ТВ» Михаил Моссаковский и Денис Казанский: «Дзюба заслужил место в основе» Комментаторы «Матч ТВ» Михаил Моссаковский и Денис Казанский: «Дзюба заслужил место в основе»

Кто станет главной звездой матча Россия – Египет

Maxim
Искусство в биткойнах Искусство в биткойнах

Блокчейн-технологии в арт-инвестировании

Robb Report
Форма решает все: как выбрать солнцезащитные очки Форма решает все: как выбрать солнцезащитные очки

Лето — время купить новые солнцезащитные очки

Esquire
Будут танцы Будут танцы

Сибирячка Нина Кравиц, девушка-диджей номер один в мире

Vogue
Кубок по стилю: как футбол и другие виды спорта повлияли на моду Кубок по стилю: как футбол и другие виды спорта повлияли на моду

Когда хочется добавить в свой образ что-то спортивное и модное

Cosmopolitan
Кузница миллиардеров: где учились богатейшие люди России Кузница миллиардеров: где учились богатейшие люди России

В чьих стенах в свое время корпели будущие миллионеры и миллиардеры

Forbes
Время зажигать! Время зажигать!

Советы по приготовлению мяса на гриле

Playboy
Уйти в минус Уйти в минус

Самые передовые и действенные методики для коррекции силуэта

Glamour
Дмитрий Афиногенов рассказал, что ждет сочинских болельщиков Дмитрий Афиногенов рассказал, что ждет сочинских болельщиков

О развлечениях в Сочи и о том, что приготовили для болельщиков к ЧМ-2018

Maxim
Фальшивая реальность: как работает программа замены лиц Фальшивая реальность: как работает программа замены лиц

Приложение, позволяющее с легкостью подставлять другие лица в видео

CHIP
Граница привязанности Граница привязанности

Почему некоторые люди легко меняют друзей

СНОБ
Лучшие шутки о росте цен на бензин Лучшие шутки о росте цен на бензин

Российские автомобилисты устали отчаиваться и нашли в себе силы для едкой иронии

Maxim
Увязли в стабильности Увязли в стабильности

Высоких цен на нефть и девальвации уже не хватает, чтобы подтолкнуть экономику

Эксперт
Леонид Слуцкий в эфире Первого канала стал объектом для приколов в Интернете Леонид Слуцкий в эфире Первого канала стал объектом для приколов в Интернете

MAXIM в формате дайджеста рассказывает о матчах на чемпионате мира по футболу

Maxim
Леонид Гозман: Просто, как бублик. Как государство потеряло доверие народа Леонид Гозман: Просто, как бублик. Как государство потеряло доверие народа

Единственное, во что граждане верят, — это в возможность родной страны обмануть

СНОБ
Открыть в приложении