Сестры Фэннинг. Такие разные. Такие похожие
Дети-актеры часто становятся жертвами собственной ранней популярности. Поначалу с ними носятся, раздувая славу вундеркиндов и пророча блестящее будущее, а потом списывают со счетов и отправляют в забвение, разочарованно покачивая головами: мол, а ведь какие подавали надежды... Можно пересчитать по пальцам случаи, когда маленький актер вырастал в настоящую звезду и его талант с годами только креп. Дакота и Эль Фэннинг - из таких.
Сестры начали актерскую карьеру совсем маленькими — и не просто благополучно преодолели опасный этап слишком ранней известности, но и впоследствии в полной мере оправдали ожидания публики и критиков. Сегодня за плечами каждой — десятки фильмов, получивших признание и награды. Но Эль и Дакота не соревнуются друг с другом, они — члены одной команды. Может, дело в том, что родом они из семьи спортсменов?
Маленький городок Коньерс в штате Джорджия по сей день хранит ленивое очарование «Унесенных ветром». Живет тут всего-то пятнадцать тысяч человек, и несмотря на двухвековую историю, никакими особенными достопримечательностями он похвастаться не может — ну разве что футбольным клубом. Однако спустя два десятка лет познавшая мировую славу Дакота Фэннинг до сих пор ностальгирует по городу детства и говорит младшей сестре, что они в Голливуде не навсегда: мол, просто находимся в длительной командировке в Лос-Анджелесе и в один прекрасный день непременно вернемся в родную Джорджию. Но Эль, смотрящая в будущее более трезво, возражает: нет, теперь мы здесь и это наша жизнь, мы туда никогда не вернемся.
Они родились в спортивной семье. Мама Хизер Джой Аррингтон училась в колледже благодаря теннисной стипендии, блистала на кортах. Папа Стивен Фэннинг играл в бейсбол, выступал за «Сент-Луис Кардиналс». Дедушка Рик Аррингтон был защитником в футбольной команде «Филадельфия Иглз», тетя работала репортером популярного спортивного телеканала. Образцовая американская семья — впрочем, как все американские семьи, имеющая европейские корни: в жилах Фэннингов течет английская, немецкая, французская и ирландская кровь.
Старшая дочь Фэннингов Дакота родилась двадцать третьего февраля 1994 года, младшая Эль — девятого апреля 1998-го. Сегодня их знают именно под этими именами — как Дакоту и Эль, а между тем имена эти — вторые, средние. Просто урожденная Ханна Дакота Фэннинг решила не быть Ханной, а Мэри Эль Фэннинг с детства терпеть не могла обращение Мэри. В свое время так же поступила их мама Хизер Джой, став просто Джой.
Баптисты-южане — особая общность, целая философия, и это наследие остается большой частью жизни Фэннингов даже вдали от Джорджии. Южные традиции, южные манеры — это значит, как говорят сестры Фэннинг, не показывать свое грязное белье посторонним. Бабушка девочек, сдержанная плавная пожилая красавица с неистребимым южным акцентом, всегда была оплотом традиций и строго требовала от внучек им следовать. Еще она любила кино — старое, времен собственных детства и юности. Вивьен Ли, ценимая южанами за роль Скарлетт в «Унесенных ветром», в семье чтилась едва ли не как родственница.
Им всем отлично жилось в Коньерсе, они дружили с соседями, ходили в баптистскую церковь и жарили барбекю на заднем дворе. Так бы все и шло, если бы у старшей дочки Фэннингов не обнаружился талант. Вот только не тот, о котором грезили мама и папа. Дакота, конечно, играла в теннис с двух лет, и все ждали, что малышка пойдет по материнским стопам. Если бы дедушкам, бабушкам и родителям удалось настоять на своем, она, вероятно, вполне преуспела бы на корте. Но их девочка хотела на сцену... Не сразу, но старшие смирились, что она пойдет иным путем.
Дакотой в семье вообще гордились — в два года научилась читать, в четыре, когда мама ждала младшую сестренку, подражала ей, засовывая подушку под платье. Позже в эту игру включилась и малышка Эль, весьма правдоподобно изображая младенца. Дакота верховодила, младшей сестре и в голову не приходило ей противоречить, и игры их всегда удивительным образом строились вокруг киногероев или знаменитостей: девочки подолгу ими притворялись, порой буквально сводя с ума родителей.
Если движение нельзя остановить, его нужно возглавить — рассудили родители. Поэтому Дакоту отдали в театральную студию неподалеку, каждую неделю она играла в очередной постановке, и вскоре преподаватели настоятельно рекомендовали папе с мамой нанять девочке агента. В 1999-м Фэннинги отправились в Лос-Анджелес по совету того самого агента, чтобы их пятилетняя старшенькая попытала счастья на первых пробах. Вернуться домой планировали через шесть недель. Но тут Дакоту взяли в рекламу стирального порошка, и... Фэннинги больше не вернулись домой.
Стив навсегда забыл о мячах, перчатках, битах и базах и устроился продавцом электроники в Лос-Анджелесе, а позже открыл магазин. Дакота, пополнив ряды одаренных голливудских детей, делала раннюю карьеру, начав с эпизода в «Скорой помощи», а затем путешествовав по множеству культовых сериалов вроде «Практики», «C.S.I.: Место преступления», «Элли Макбил», «Друзей». Роли эти, кстати, всегда подразумевали серьезный драматический потенциал — даже в «Скорой помощи» шестилетняя девочка сыграла жертву автокатастрофы, больную лейкемией, а в дальнейшем в основном — главных героинь в детстве.
Дакоте выпала дорожка, уже проторенная многими до нее. Коммерческая работа в рекламе привела к телесериалам, телесериалы — к кино. Прослушивание в «Я — Сэм» стало прорывным. В кастинге участвовало множество девочек, но ни одной не удалось уловить тончайший эмоциональный ритм роли. Потом вошла Дакота и режиссеры ахнули: откуда-то она с самого начала знала все, что следовало знать ее героине. Иногда девочка немного пугала взрослых необычной не по годам аурой мудрости и и этим выделялась среди других детей-актеров. Спилберг даже назвал ее «старой душой». Спустя годы актриса скажет: мол, все дело в том, что родители никогда не говорили с ней как с ребенком, такой подход в воспитании казался им совершенно нормальным.
Сами родители растерянно следили за тем, как их дочь снимается у самых именитых режиссеров в компании прославленных актеров. Первая роль в большом кино — дочь героя Шона Пенна в «Я — Сэм», и вот восьмилетнюю девчонку номинируют на премию Гильдии киноактеров, самую юную актрису в истории этой награды, а параллельно Ассоциация кинокритиков вещательных компаний удостаивает ее титула «Лучшая молодая актриса». Спустя год Дакота играет в «Похищенном» (сериал продюсировал Спилберг), а мама и папа пополняют семейный альбом вырезками из газет с хвалебными рецензиями.
Обаятельная маленькая блондинка то играет в «Стильной штучке» юную версию Риз Уизерспун, то блистает в «Городских девчонках», не уступая Бриттани Мерфи. В 2004 году ее партнер в «Гневе» — Дензел Вашингтон, в 2005-м в «Мечтателе» — Курт Рассел (игравший ее отца Курт потом сказал, что эта девчушка — лучшая партнерша за всю его карьеру), в «Игре в прятки» — Роберт Де Ниро, в «Войне миров» — Том Круз. Затем она «выстреливает» в фильме «Девять жизней» в девятиминутной сцене с Гленн Клоуз, и та не скупится на похвалы. Озвучивает мультфильмы «Лило и Стич 2» и «Коралина в Стране Кошмаров», играет в «Паутине Шарлотты».
Глубокие пучины Голливуда с их скрытыми течениями обоснованно кажутся пугающими новичкам, которые входят в них взрослыми. Дакота же сразу почувствовала себя в этой стихии как рыба в воде, потому что была маленькой, а значит любопытной и бесстрашной. За десять дней до своего шестилетия она впервые оказалась среди декораций, криков помрежей, разметок на полу и тут же решила, что все это самая веселая вещь на свете. Реклама, телевидение, кино — достаточно было услышать «Камера, мотор!», чтобы испытать радостное предвкушение игры.
Девочка была достаточно мала, чтобы слово «игра» значило не только перевоплощение, но и приключение, развлечение. Съемочные площадки стали ее песочницами. Вот только за эти детские и одновременно вполне взрослые игры еще и платили. В 2006 году двенадцатилетняя Дакота стала самым молодым членом Академии кинематографических искусств и наук в истории и с заработком в четыре миллиона долларов заняла четвертое место в списке Forbes среди звезд до двадцати одного года. Впрочем, гонорары так никогда и не стали ее главным мотиватором.