Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением

Караван историйРепортаж

Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем

Ирина Зайчик

Фото: В. Лупейко/ТАСС

«Как-то идем мы с Риной по Большому Харитоньевскому переулку мимо дома в лесах. По деревянным настилам лихо бегает мальчик лет шести. «Боже мой, — помню, удивилась Рина, — где же его родители?» Когда мы поравнялись с шалуном, он вдруг нагнулся и сквозь деревянные балки ловко сдернул с Рины кокетливую шляпку-нашлепочку, которую в семье окрестили «крышкой». Тетя подняла голову, мальчик, мгновенно узнав ее, растерялся: «Ой, Ринка!» и аккуратно водрузил шляпку на место», — рассказывала племянница актрисы Тамара Элиава.

— Рину я хорошо помню с пяти лет. Тетя меня называла Татулей, а я ее просто Риной. Она была очень стройной, элегантной, веселой и все время острила. Когда Рина вышла замуж за моего дядю, ее сразу же полюбила вся семья. Мы часто ездили друг к другу в гости: Рина и дядя — к нам в Ленинград, а мы — в Москву. Рина влетала в квартиру и моментально сажала меня на колени, я же пыталась выскользнуть, потому что очень не любила, когда меня тискали.

— Это правда, что Рину Васильевну обожали дети?

— Ее знала вся детвора. Телевизоров в ту пору еще не было, зато из черной тарелки репродуктора в каждой квартире звучал «детский» голосок Рины Зеленой. А потом по фильмам ее узнала и полюбила вся страна: даже в глухой деревне совсем древние старушки знали, кто такая Рина Зеленая. Когда мы шли по улицам, ей вслед громко кричала ребятня: «Рина! Рина!» В метро она ездила обязательно с газетой — пряталась за ней, делая вид, что читает. Конечно, встречались и очень милые поклонники, вежливые. А бывало, налетят на любимую актрису с криками восхищения — и давай ее обнимать, целовать! А она этого страшно пугалась. Машины с шофером у нее не было, а отпускать одну ее мы боялись, поэтому Рину всегда кто-то сопровождал.

Рина была очень дружна с детской писательницей Агнией Барто. Однажды Барто, которая часто советовалась с подругой и читала ей новые стихи, забежав в Рине, застала только старушку-домработницу. Агния прошлась по квартире и, случайно выглянув на балкон, обнаружила там детскую коляску. А в ней — всеми забытого моего племянника Никиту! Его мама, сценарист Валентина Спирина, жена моего брата, ушла на просмотр в Дом кино и оставила спящего малыша в коляске на балконе. А было холодно. Барто спасла Никитку, а потом написала колыбельную его маме: «Спи, Никита, до утра. В гости нам бежать пора. Папа твой давно убег. Дома только старый дед. Он сердит, что Рины нет!»

Как-то Зеленая и Агния Барто (Рина называла ее просто Ганькой) решили впервые в жизни написать сценарий. У Рины уже был кое-какой опыт: однажды она даже выступила у известной писательницы как редактор. Сценарий «Подкидыша» не стоял в плане «Мосфильма», но, когда его прочло начальство, детище Зеленой и Барто тут же приняли в производство.

Когда сочинялся «Подкидыш», естественно, подруги долго и азартно спорили, так как обе считали себя большими знатоками детской души. Зато полюбовно решили, что роли взрослых в фильме исполнят самые замечательные актеры. Рина предложила своих друзей: Раневскую и Плятта. Кстати, до этого ни тот ни другая в кино не снимались. Раневская, надо сказать, согласилась сыграть эпизод исключительно по дружбе. И поплатилась! О, как она жестоко поплатилась! Так, по вине Рины после выхода фильма на экран бедная Фаина Георгиевна буквально не могла шагу ступить по улице. Придуманная Риной фраза «Муля, не нервируй меня!» настолько полюбилась зрителям, что за Раневской носились ватаги мальчишек и громко вопили: «Здравствуй, Муля! Муля, не нервируй меня!» Раневская бесновалась, но ничего уже поделать не могла. «Пострадавшая» оборачивалась и кричала на всю улицу: «Дети, постройтесь в шеренгу парами и идите в жопу!» — но это только подливало масло в огонь ее славы.

Колоритную домработницу Арину Рина сыграла по производственной необходимости. Свою болтливую, с «говорком» героиню она списала с домработницы, которой всегда восхищалась. Ее фразу «У нас вот так... старушка одна зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нету!» цитируют до сих пор. Рина, снимаясь, всегда что-то придумывала, и режиссеры с удовольствием разрешали ей «произвол».

Рина Зеленая в фильме «Подкидыш», 1939 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

— С Раневской они были близкими подругами?

— Не помню, чтобы они так уж много времени проводили вместе, вроде и не снимались, да и на концертах не встречались. Но общались всегда как самые закадычные подруги. Как-то, помню, звонит Раневская: «Татка, поставь, пожалуйста, чайник, чтобы к моему приезду была горячая грелка. И сделай мне какую-нибудь кашку жиденькую. Лучше манную. Я у тебя на «Красной стреле» полежу». Так у нас назывался Ринин старинный жесткий диван красного дерева. Вечером за Риной и Фаиной Георгиевной должен был заехать Осип Абдулов, чтобы отвезти дам на концерт. После каши Раневская легла, как обычно, с грелкой на диван отдохнуть. В этот момент звонит из театра Рина (кстати, она звонила домой постоянно, где бы ни находилась):

— Тата, как там дома?

— Все хорошо. У нас Раневская лежит.

— Ты опять ее пустила! — «ругала» меня тетя.

Можно сказать, что обе подруги были необыкновенными «модницами» и умудрялись перещеголять друг друга. Например, Раневская целый год проходила в клетчатом мужском пиджаке, а Рина долго носила пальто, сшитое из серого солдатского одеяла. И все сокрушалась: «Вот помру — и никто не узнает, какой у меня был прекрасный вкус!»

В Театре имени Станиславского работала некая Леночка, очень хороший модельер. Я попросила ее сделать несколько костюмов для Рины. Когда Лена пришла снимать мерки, тетя пошутила: «Так, где будем делать талию?» Эта Ринина шутка моментально стала крылатой. Когда первый костюм был готов, Рина покружилась в нем перед зеркалом и гордо заявила, что в этом мундире она теперь может спокойно умереть! Кстати, костюм с тех пор в семье так и называли — «Риночкин мундир».

— Чем занимался ваш дядя?

— Муж Рины, известный архитектор Константин Тихонович Топуридзе, был человеком потрясающей эрудиции. Если в энциклопедии отсутствовала нужная информация, его друзья всегда знали, к кому обратиться.

Раневская тоже довольно часто звонила дяде: «Котэ, а как это называется? А где это находится?» И так далее. Рину, которой самой всегда хотелось что-нибудь спросить у собственного мужа, это ужасно злило. Однажды она не стерпела и выхватила у Котэ трубку: «Фаиночка, вы обнаглели! Он мне тоже нужен. И я хочу у него все спрашивать, а вы его у меня отнимаете!»

До Константина Тихоновича Рина Васильевна была замужем за очень известным московским юристом Владимиром Блюменфельдом. Этот очаровательный человек стал впоследствии большим другом всей нашей семьи. Приходил в гости с прелестной дочкой, даже когда Рины не было дома, дарил дяде редкие книги. Блюменфельд был гораздо старше Рины, она вышла замуж 18-летней и, вероятно, поэтому относилась к нему больше как к другу. Видимо, разница в возрасте давала о себе знать: Рина, как озорной ребенок, любила шутить, разыгрывать, словом, эдакий непоседливый чертенок — и вскоре они разошлись. После развода с Блюменфельдом у Рины закрутился красивый роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Она часто рассказывала о нем нам с мамой. Лучше и умнее этого человека для Рины тогда не было на свете! Но влюбленные часто расставались: Кольцов постоянно ездил в командировки: в Женеву, в Италию, в Испанию... Кроме того, он был женат, а Рина Васильевна в силу порядочности не стала бы разбивать чужую семью. Когда Кольцов надолго уехал в Испанию, она поняла: больше так продолжаться не может. По счастливой случайности в тот момент встретила моего дядю и убедилась, что ее идеал мужчины еще существует.

Рина Зеленая на отдыхе. Фото: Домбровский/из архива Т. Элиавы

Константин Тихонович Топуридзе, автор знаменитых фонтанов на ВДНХ — «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок», был выдвинут на Сталинскую премию, но Иосиф Виссарионович умер, и на этом все закончилось. Хрущев же и вовсе хотел снести все фонтаны. Слава богу, наверху вовремя передумали. Рина очень гордилась мужем. Дядя был главным архитектором Ленинского района Москвы (это от Кремля до юго-западной части Ломоносовского проспекта) и одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Между прочим, тем, что удалось сохранить Новодевичьи пруды, москвичи обязаны именно Топуридзе. На одном из совещаний в Кремле дядя так горячо доказывал Брежневу и его окружению, что безнравственно уничтожать парк, засыпать пруды, в которых отражаются стены и купола монастыря, и строить дома для ЦК, что генсек под впечатлением его выступления произнес: «Этот парень любит свое дело, к его мнению стоит прислушаться».

Рину почти сразу познакомили с первой дядиной женой. (Котэ разошелся с ней еще до знакомства с Риной Васильевной, так что соперничества не было.) Рина называла ее «наша первая жена» и часто забирала детей Котэ от первого брака в Москву. Она много сил приложила, чтобы пасынки не пошли по стопам отца, но оба мальчика все-таки стали архитекторами. Даже внучка Константина Тихоновича, моя племянница Катя Топуридзе, тоже архитектор! Младший сын Котэ после войны долго жил с нами в Москве. В семь лет он, получив очередной нагоняй, покаялся: «Знаешь, Рина, я так долго не шалил во время блокады, что сейчас шалости просто сами лезут из меня!» (Кстати, эту фразу взял в свою книгу «От двух до пяти» друг Рины Корней Чуковский.) Старший, Роман, был настоящим другом Рины. Он писал ей с фронта письма: «Дорогой Рине, снаружи Зеленой, внутри золотой, от сына, идущего на фронт». Всю жизнь Рина Васильевна не оставляла своих мальчиков и заботилась о них.

К моменту знакомства с Котэ Зеленая работала в одном из питерских театров. У них с дядей был общий круг знакомых, но они почему-то никак не могли пересечься: например Рина приходит в гости к Ираклию Андроникову, а дядя только что ушел. Странно: ходили-ходили по одним тропкам, но ни разу не столкнулись. Наконец однажды случайно встретились и уже никогда не расставались.

Их знакомство произошло в Абхазии, можно сказать, на другом конце света. Приятель-журналист как-то подвел к Зеленой красивого мужчину и представил: «Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда Котэ Топуридзе». Рина говорила: «Так в моей жизни образовалась новая профессия — жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!» Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с дядей, они прожили вместе 40 лет. «Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить», — не уставала восхищаться она своим мужем.

Рина Зелена с племянницей Тамарой Элиавой. Фото: из архива Т. Элиавы

— Кто входил в число друзей семьи Топуридзе — Зеленой?

— Ученые, архитекторы, писатели, поэты, художники, композиторы — словом, серьезные, умные, талантливые люди. Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением. Дядя как раз к таким и относился. Зеленая, экстравагантная на сцене, в жизни была абсолютно не богемной. Театральные посиделки после спектаклей не очень-то ее привлекали. Она терпеть не могла актерских тусовок, сборищ. Сплетни и околотеатральные досужие разговоры ее тоже никогда не интересовали.

Как-то в конце войны, когда все было безумно дорого, у нас, еще на Немировича-Данченко, собрались гости. Один из приглашенных на обед, известный авиаконструктор, выделялся на общем фоне подчеркнутой элегантностью: дорогой костюм, ослепительно белая накрахмаленная рубашка и сияющая бритая голова. Вдруг кто-то из гостей, передавая кофе, нечаянно опрокинул чашку ему на голову! Все почему-то захохотали. Ринина подруга сострила: «Боже, это так дорого! Лучше бы я сама выпила!» На что Рина, вытирая салфеткой бритый череп авиаконструктора, отвечает ей в тон: «Не беспокойтесь, он не ошпарился, он же стальной!» Потом добавляет: «Вот видите, блестит по-прежнему!» Пострадавший хохотал больше всех.

С этой же квартирой связана еще одна забавная история. Как-то компания гостей, зайдя в подъезд Рины и Котэ, под большими парадными лестницами почему-то не заметила лифта (а этажи в доме высокие). Вдобавок, поднимаясь на седьмой этаж по огромным мраморным пролетам, гости запутались в переходах. Словом, еле добрались до квартиры, а когда наконец отдышались, Ирина Щеголева, любимая подруга Рины и жена знаменитого художника Натана Альтмана, обмахиваясь веером, в сердцах воскликнула: «Господи! Какой же дурак построил такой дом? Хотела бы я посмотреть ему в глаза!» И тут из кресла поднимается архитектор Георгий Ипполитович Луцкий, красный от смеха, и кланяется Ирине: «Разрешите представиться. Я и есть тот самый дурак!»

Из актеров, кроме Раневской, Рина очень любила Плятта. Часто у нас дома они репетировали номера для какого-нибудь капустника.

Помню, Плятт и Рина разучивали песенку. «Марь Ванна, Марь Ванна, до чего ж вы хороши! Марь Ванна, Марь Ванна, я люблю вас от души!» — пел Ростислав Янович. Тетя, притопывая, подхватывала, за ней в пляс пускался и Плятт. За этой вакханалией с книжного шкафа наблюдал кот. В конце концов шум ему надоел, и он стал методично сбрасывать на пол фигурки, любовно сделанные из фольги Риной. Они изображали сцену бала у Екатерины II. Разрезвившиеся артисты, заметив кошачий «протест», громко смеялись. «Ну, Славушка, значит, нам пора закругляться! — остановившись, сказала Рина. — Зритель устал». Кот вообще трепетно относился к тете. Иногда Рина приходила очень поздно. Домашние, зная, что ее обязательно проводят до квартиры, спокойно ложились спать. Один кот не смыкал глаз и ждал хозяйку у двери. Она появлялась — и тогда кот с чувством выполненного долга отправлялся спать.

Фото: из архива Т. Элиавы

— Это правда, что Рина Васильевна была знакома с Маяковским?

— Однажды в 1926 году Маяковский пригласил ее сыграть с ним партию на бильярде. Дело было в Ялте. До этого они изредка виделись в Петрограде на литературных вечерах. Почему-то Владимир Владимирович всегда выделял Рину и как-то по-доброму с ней беседовал. Уже тогда Рина преклонялась перед поэтом, необыкновенно робела и тушевалась в его присутствии. А тут идущий по ялтинской набережной Маяковский вдруг неожиданно схватил Рину за руку: «Пошли в бильярдную!» Она и пошла... Он, явно чем-то расстроенный, молча вышагивал семимильными шагами, Рина старательно семенила рядом. В бильярдной было полно народу: курортники, поэты, актеры. А столов мало, и все безропотно ждут своей очереди сразиться. Между прочим, Маяковский был виртуозным игроком. Поэтому мало кто соглашался составить ему партию, да и его условия были больно жестоки: проиграл — ползи под столом на карачках. «Играем американку, — раздается громовой бас Маяковского. — Рина должна положить два шара, а я — тринадцать. Если выиграю, все присутствующие ставят мне по бутылке вина. Если Рина — я всем по бутылке». Получив такую фору, Рина практически не могла проиграть! Маяковский, прищурив глаз, внимательно разглядывает расположение шаров, аккуратно мелит кий и бьет. Раз! Два! Три! На десятом делает ошибку. Невероятно! Рина эту партию, к своему сожалению, выиграла. В зале аплодируют, а проигравший угощает всех вином и довольно улыбается. Настроение у Маяковского заметно улучшилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Американский психолог создал настольную игру «Публикуйся или умри» Американский психолог создал настольную игру «Публикуйся или умри»

Как настольная игра может помочь аспирантам справиться с выгоранием

N+1
Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение» Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историй
Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов

Почему мы на самом деле используем слова-паразиты?

Psychologies
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Только итальянцы? Вот как люди из разных стран используют жесты во время рассказа историй! Только итальянцы? Вот как люди из разных стран используют жесты во время рассказа историй!

Правда ли, что некоторые культуры жестикулируют больше, чем другие?

ТехИнсайдер
Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству» Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству»

Юрий Мефодьевич никогда не вел себя как звезда

Караван историй
Биохакинг на экспорт: как запустить медицинский бизнес на постсоветском пространстве Биохакинг на экспорт: как запустить медицинский бизнес на постсоветском пространстве

Как сеть клиник биохакинга Biorise запустила франшизу в Казахстане и Армении

Forbes
Кипятить воду несколько раз: вредно или нет? Кипятить воду несколько раз: вредно или нет?

Насколько вредна повторно кипяченная вода

CHIP
Все суета Все суета

Какие предметы использовали художники в качестве символов быстротечности жизни?

Вокруг света
Как сохранить в доме порядок, если вы больше не доверяете горничным Как сохранить в доме порядок, если вы больше не доверяете горничным

Как быстро привести дом в порядок?

GQ
«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать» «В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизни
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Адель Вейгель: «Не считаю, что только профессионалы должны заниматься музыкой» Адель Вейгель: «Не считаю, что только профессионалы должны заниматься музыкой»

Адель Вейгель — о том, как ей удалось залететь в топ с первой песни

ЖАРА Magazine
Ветер с Юга дул Ветер с Юга дул

Краткая история «Унесенных ветром» в 50 пунктах

Weekend
«Болячки прикладывали прямо к экрану»: псевдоцелители и «натуропаты» в новейшей истории России «Болячки прикладывали прямо к экрану»: псевдоцелители и «натуропаты» в новейшей истории России

«Целители», которые обещали людям из СССР лекарство от всех болезней

Правила жизни
Не подходи ко мне! Не подходи ко мне!

Если муж раздражает: почему так происходит и что с этим делать

Лиза
Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости Советы от разработчиков: 5 способов помочь ребенку избавиться от игровой зависимости

Как заинтересовать ребенка чем-то кроме компьютерных игр?

ТехИнсайдер
Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы

Как правильно открывать для себя пушкинские места в тверской глубинке?

Forbes
Нужно ли рассказывать всю правду о себе партнеру: 3 истории Нужно ли рассказывать всю правду о себе партнеру: 3 истории

Три истории, которые доказывают: иногда не стоит раскрывать всю правду партнеру

Psychologies
Полина Оганичева Полина Оганичева

Звезда международных съемок и показов трижды становилась героиней обложек

Grazia
Выбраться из сетей Выбраться из сетей

Типичные ситуации агрессивного поведения взрослых и детей: как их решить?

Psychologies
Рыбалка изменила поведение сендеронгов в период спаривания Рыбалка изменила поведение сендеронгов в период спаривания

Ученые наблюдали за поведением самцов сендеронгов в период спаривания

N+1
«Железный купол» для флота «Железный купол» для флота

История создания израильской противоракетной системы ближнего рубежа

Обозрение армии и флота
Фридрих великий Фридрих великий

Как забытый немецкий романтик стал современным художником

Weekend
Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков Парень молодой: лучшие фильмы про холостяков

Лучшие фильмы о тех, кто выбрал свободу от отношений

Правила жизни
«Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо «Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо

«Смерч 2»: больше, чем захватывающий фильм-катастрофа

Forbes
На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений На средневековых предметах и росписях из Китая нашли желтые краски из растений

В средневековом Китае использовали краски из гарцинии и китайского бархата

N+1
Елей: лей-лей, не жaлей Елей: лей-лей, не жaлей

В каких ситуациях вне храма может помочь чудодейственное масло — елей

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении