Плучек все-таки оттащил меня от кино. А Андрюшка Миронов меня ругал

Караван историйЗнаменитости

Наталия Защипина: «С Сатирой связана вся моя жизнь!»

«Так сложилась моя судьба, что с четырех лет я снималась с прославленными на всю страну актерами: Фаиной Раневской, Тамарой Макаровой, Павлом Кадочниковым, Верой Марецкой. За роль в фильме «У них есть Родина» мне, одиннадцатилетней школьнице, в Кремле вручили медаль «За трудовое отличие». Мое фото напечатали все газеты. . .»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: SovkinoArchive/ Vostock Photo

Я жила в самом центре Москвы, на улице Горького, в доме, где Елисеевский магазин. Прямо над ним у нас была квартира. Мой дедушка был главным инженером Елисеевского магазина по холодильным установкам. Благодаря своей должности он и получил там жилье.

Мама была преподавателем музыки в музыкальной школе, а папа у меня погиб в первые дни войны. Мама вышла второй раз замуж, когда мне было шесть лет. У меня был отчим, замечательный человек Исаак Яковлевич, я очень его любила, и он ко мне относился потрясающе: обо мне заботился, кормил, поил, растил. Все было прекрасно.

Бабушка меня одевала как куколку. Она была настоящей рукодельницей, прекрасно шила, вязала, помню, не расставалась с клубком шерсти и спицами. Она, например, сшила мне нарядное платьице по колено. И на мои короткие волосы приколола бант такого же цвета. И мы с бабушкой пошли гулять на Петровский бульвар. Я была очень бойким ребенком, бегала по скверику, кричала, пела и, кстати, очень чисто говорила. К детской песочнице подошла ассистент режиссера. Она искала среди детей героиню для фильма «Жила-была девочка». Я ей сразу приглянулась, и она выбрала меня. Так я и попала в кино...

Но так получилось, что моя жизнь в кино закончилась вместе с детством. Самое смешное, что, несмотря на длинный список ролей, меня ни в один театральный вуз не брали. Педагоги говорили: «Вы уже в кино снимались, вас там испортили, придется переучивать. Идите лучше во ВГИК, а в театральном вам делать нечего, вы уже киношная актриса».

Наталия Защипина с бабушкой Александрой Селиверстовной, 40-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

— А у вас в послужном списке сколько было фильмов?

— Сейчас посчитаю. «Жила-была девочка», «Слон и веревочка», «Первоклассница», «У них есть Родина», «Дети партизана», «В степи»... В общем, много. Я была тогда очень популярная девочка, и, понятно, педагогам не хотелось такую в студентки брать: мол, она уже хлебнула этого всего и знает, как и почему. Они же берут свеженьких девочек, чтобы научить профессии.

Когда я пришла во ВГИК, там набирала курс Ольга Ивановна Пыжова. Она была очень строгим педагогом. И тоже категорически была против съемок в кино. Я поняла, что шансов поступить у меня нет.

И тут мне улыбнулась удача. Совершенно случайно в Серебряном Бору на пляже я встретила Сергея Аполлинариевича Герасимова. А его я знала, потому что снималась в фильме «Первоклассница» с его женой Тамарой Федоровной Макаровой. Она играла учительницу, а я первоклассницу Марусю Орлову. Мы очень тесно общались во время съемок. Сергей Аполлинариевич приезжал к жене, мы все вместе чай пили.

Забавно, но девочки, которые вместе со мной играли в «Первокласснице», так и называли Тамару Макарову — Анной Ивановной, как учительницу. Они любили ее, ходили за ней по пятам и задавали массу вопросов.

Так вот, встречаю Герасимова на пляже.

— Ну как, кума, твои дела?

— Сергей Аполлинариевич, вот так кумой и останусь, не берут меня нигде, ни в театр, ни в кино.

— Как это не берут?

— Все твердят одно: я испорчена кинематографом.

Герасимов задумался: «Ладно, вот что я могу сделать... К Пыжовой так просто не подкатишь, это ученица Станиславского, народная артистка. Мы вот что сделаем: я попрошу в деканате, чтобы ты пришла на туры, прочитала программу, как все, но они ни слова Пыжовой не будут говорить о том, что ты снималась в кино.

Сказано — сделано! Я пришла на тур, все прочитала, и Пыжова меня сразу взяла к себе.

Наталия Защипина и Нина Иванова в фильме «Жила-была девочка», 1944 год. Фото: из архива Киностудии им. М. Горького

— Ольга Ивановна вас не узнала?

— Откуда? Она что, будет смотреть детские фильмы? Пыжова совсем про меня ничего не знала, тем более что ей по просьбе Герасимова ничего в деканате не сказали.

Она узнала о моем «темном» прошлом случайно. Где-то на втором курсе сидим в аудитории. В дверь постучались.

— Защипина, забери наконец свои письма, тут мешки лежат. Не пройти...

Пыжова удивилась: «Почему тебе письма мешками приходят?» А ей девочка из деканата объяснила: «Вы что, Ольга Ивановна, не знали? Наташа же снимается в кино». Так вся правда и открылась. Ольга Ивановна вздохнула: «Ну что ж мне с тобой делать, я тебя уже полюбила». И действительно, я была у нее одной из лучших учениц.

Со мной учились Наталия Кустинская, Тамара Семина, Таня Бестаева. Все три красавицы в будущем стали известными актрисами. Так что у нас курс был очень яркий. Всех растаскивали по кино, но Ольга Ивановна никого никуда не отпускала. Нам было запрещено в кино сниматься.

Такое положение было во всех театральных училищах, потому что студентам надо было учиться, готовиться к сдаче экзаменов. Ведь тогда фильм снимали почти год, долго перед съемками репетировали, это сейчас за неделю все готово. Это правило распространялось и на институт кинематографии. Там актерское мастерство преподавали по системе театра, никакого специального обучения для кино не было.

Я училась с большим удовольствием. Ольга Ивановна умела всех распределить по полочкам, кто чего достоин, кто на что годится. В дипломном спектакле я играла Люську в «Беге». Очень был хороший спектакль, и музыку к нему сам Таривердиев писал. Мама не интересовалась моими студенческими работами. Она была против моей актерской карьеры. Я ведь окончила музыкальную школу при консерватории по классу рояля и очень хорошо играла. Мама мне говорила так: «Учись! В кино выкрасят и выбросят, а надо иметь профессию. Подумаешь, тебя сняли в кино! Ну и что, сегодня сняли, а завтра забыли, а ты никто и ничто». Она хотела, чтобы я была музыкантом.

Но я очень не любила сидеть часами за инструментом, разучивать гаммы. Когда я уже стала самостоятельной личностью, первое, что сделала, продала пианино.

А в Театре сатиры мама спектакли с удовольствием смотрела. Иногда хвалила: «Хорошо сыграла, да и спектакль мне понравился». А порой она приходила и возмущалась: «Ой, что у вас ставят, жуть какая-то, тоска зеленая».

Наталия Защипина с отчимом Исааком Левиным и Фаиной Раневской, 50-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

— Как вы после ВГИКа в Сатиру попали?

— На меня пришли заявки с киностудии «Мосфильм» и со студии Горького. Но я хотела в театр, потому что Ольга Ивановна Пыжова привила нам всем любовь к сцене. Она растила из нас театральных актрис.

Для показа мы с ребятами отрепетировали сценку из Брехта, я там играла старуху, которая была начальником обоза, ее потом играла Пельтцер в кино. И отправились показываться во все театры. Меня пригласили в два театра: в Ермоловский и в Сатиру, но я, конечно, выбрала Сатиру. Попала я туда без всякого блата, просто понравилась главному режиссеру театра Валентину Плучеку.

Почему я выбрала Сатиру? Во-первых, личность Валентина Плучека. Все знали, что он прекрасный режиссер. А во-вторых, мне казалось, что в Сатире я буду петь и танцевать. Я ведь очень хорошо пела. У меня был замечательный голос.

И я не ошиблась в своем выборе. В Сатире я столько партий вокальных спела! Простакову, Лизу Синичкину. Кстати, недавно по случаю праздника в честь годовщины Победы у нас был вечер в театре. И я спела с оркестром балладу Лизы Синичкиной из спектакля «Гурий Львович Синичкин»...

— А вы помните, как вы в первый раз переступили порог театра?

— Осенью на сборе труппы Валентин Николаевич представил меня коллегам: «Вот наша новая молодая актриса, кинодива, но не волнуйтесь, ее отпускать на съемки не собираюсь, будет работать, как все». Никто в Театре сатиры о моей кинокарьере и не подозревал. Кому надо было смотреть фильм «Первоклассница», что вы, смеетесь!

Вся моя слава осталась в детстве. Обо мне тогда и в газетах писали. Все узнали про меня после того, как фильм «У них есть Родина» получил Сталинскую премию. Мне не дали, потому что педагогический совет кинематографа, Министерство культуры решили, что девочке в десять лет государственную премию давать нельзя, это непедагогично.

Наталия Защипина с мамой Клавдией Васильевной и наградой за роль в фильме «У них есть Родина», 50-е годы. Фото: из архива Н. Защипиной

Награждение проходило в Кремле. За мной прислали черную правительственную машину. Через все залы меня сопровождал почетный караул. Все это было очень торжественно, председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник вручил мне медаль «За трудовое отличие».

Одета я была как примерная советская девочка. На мне была черная юбочка в складку на бретельках, белая шелковая блузочка и пионерский галстук. Еще у меня были длинные косички ниже плеч с бантами, мне их мама заплела.

Я ни капельки не волновалась, ничего еще тогда не соображала. Когда мне вручили эту медаль, я села обратно на место в кресло. С одного бока от меня сидела Тамара Федоровна Макарова, а с другого — актер Геловани, который в кино играл Сталина. Тамара Федоровна стала прикреплять мне медаль к бретельке от юбки. Тут, конечно, все корреспонденты подбежали и стали снимать, как сама Макарова мне цепляет медаль. Это фото потом появилось во всех газетах и журналах. Еще бы! Такое событие — маленькая девочка впервые получает медаль в Кремле!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...» Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историй
Красота на пальцах Красота на пальцах

Лучшие драгоценности в кино, сделавшие драматический сюжет лучше

Правила жизни
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Люся Чеботина: «Сегодня себя я ощущаю на все сто!» Люся Чеботина: «Сегодня себя я ощущаю на все сто!»

Как меняется жизнь, когда начинаешь принимать себя? Отвечает Люся Чеботина

Добрые советы
Не так страшен чертеж Не так страшен чертеж

Сергей Кузнецов о важности эмоций в архитектуре и неизбежности плотной застройки

Men Today
Алексей Чадов: «Балабанов держал меня в ежовых рукавицах, это его метод, чтобы актер нервничал» Алексей Чадов: «Балабанов держал меня в ежовых рукавицах, это его метод, чтобы актер нервничал»

Это был абсолютно мужской, очень недетский, пацанский вызов

Караван историй
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают Почему кошек ни в коем случае нельзя брать за шкирку? Ведь мамы-кошки именно так и делают

Что чувствует кот, подвешенный за шкирку и почему делать так нельзя?

ТехИнсайдер
Проклятье отсталости и разворот фортуны Проклятье отсталости и разворот фортуны

Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

Монокль
Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»? Юра Борисов и Макар Хлебников пускаются в бега под хит «Кино». Какой получилась драма «Кончится лето»?

Владимир Мункуев и Максим Арбугаев создают мужскую версию «Тельмы и Луизы»

Правила жизни
Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука Вторая сверхзвуковая: когда гражданские самолеты смогут летать быстрее звука

Сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на новом уровне технологий

ТехИнсайдер
«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»

Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками

N+1
Франция заморская Франция заморская

«А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?»

Дилетант
«Самое важное в проекте – это оценка зрителей» «Самое важное в проекте – это оценка зрителей»

Как создавать сложные проекты и как устроена индустрия сериалов

Правила жизни
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие

Почему древние китайские монеты выглядят так необычно?

ТехИнсайдер
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Даниил Шульгин — звезда дизайна с уклоном в трэш-эстетику и древесный художник

Собака.ru
Печальная история Бланш Бэрроу: «вынужденной» сообщницы Бонни и Клайда Печальная история Бланш Бэрроу: «вынужденной» сообщницы Бонни и Клайда

Бланш Бэрроу: кто она такая и как познакомилась с Бонни и Клайдом?

ТехИнсайдер
Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике» Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историй
Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю Почему интернет перестает быть свободным и переходит к гиперконтролю

Какой будет новая этика для мессенджеров в условиях гиперконтроля интернета

Forbes
Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа Как сделать полотенца снова мягкими и пушистыми: 4 действенных способа

Что делать, если полотенца со временем стали жесткими (точно не выбрасывать!)

ТехИнсайдер
Кашель, прощай! Кашель, прощай!

Разнообразие причин кашля вызывает и разнообразие видов. Какие есть?

Лиза
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию

Как, никого не обидев, освободиться от влияния родителя

Psychologies
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Рождение матрешки Рождение матрешки

Секреты создания матрешек от фабрики из Сергиева Посада

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении