Актриса Наталья Гвоздикова вспоминает о Любови Полищук

Караван историйЗнаменитости

Наталья Гвоздикова. Как молоды мы были...

Полищук считалась ведущей артисткой театра "Эрмитаж". Ее романтические отношения с главным режиссером ни для кого не были секретом. Люба его очень любила, мечтала выйти замуж. Но жена Левитина Оля Остроумова тогда родила второго ребенка и он остался в семье. Полищук это тяжело переживала.

Записала Марина Порк

Фото: Е. Сухова/7 дней

По молодости лет я не понимала, насколько точно строки поэта Роберта Рождественского будут отражать состояние моей души:

Воспоминания глядят в глаза,
Воспоминаний обмануть нельзя.
Они по самой сути —
Мои друзья и судьи...

Сегодня я хочу поделиться ими с читателями. Грех жаловаться: судьба постоянно сводила меня с очень интересными людьми — на съемочных площадках, концертах... Особенно много друзей я обрела, участвуя в популярной программе «Товарищ кино». Попали мы в нее с мужем Евгением Жариковым после того, как в 1977 году снялись в многосерийном фильме о нашей милиции «Рожденная революцией», стали лауреатами Государственной премии и нами заинтересовалось Бюро пропаганды советского киноискусства.

После того как в 1977 году мы с мужем Евгением Жариковым снялись в многосерийном фильме «Рожденная революцией», нас пригласили в популярную программу «Товарищ кино», которая устраивала концерты артистов по всей стране. Фото: КП/Global Look Press

Мы приглянулись режиссеру этих сводных концертов Юрию Николаевичу Левицкому и их потрясающему директору Матвею Абрамовичу Кацнельсону. На таких вечерах сначала показывали фрагменты из фильмов, а после на сцену выходили артисты — читали стихи, монологи, пели, показывали концертные номера, посвященные кино.

Концерты неизменно собирали аншлаги, поскольку желающих увидеть звезд вживую находилось немало в любом городе. К артистам нередко присоединялись певцы, например великолепный Ермек Серкебаев, известные композиторы, много писавшие для кино, — Френкель, Баснер, Аедоницкий, Богословский, Бабаджанян, Саульский... Были с нами и балетные — любимые ученики Галины Улановой Малика Сабирова и Музаффар Бурханов. Помню, «Умирающего лебедя» великолепно исполняла Лена Рябинкина. Зрители тепло встречали «Кармен-сюиту».

Майя Михайловна, понятно, на такие гастроли не ездила, но ее партнер Сережа Радченко показывал потрясающий номер: он выступал на сцене, а на большом экране шли кадры с танцующей Плисецкой. Мы работали под живой оркестр, что не сравнится ни с какой самой качественной фонограммой. На экраны тогда только вышел фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Вальс из него проходил на ура, тем более что за роялем сидел сочинивший его Евгений Дога. Поскольку он из Молдавии, поначалу композитора объявляли как Эужена.

Со стороны может показаться, что все артисты как одна семья. Но это совсем не так, часто они пересекаются всего на несколько дней во время съемок — и все. А вот на гастролях совсем другое дело. Пока группа колесила по стране, участники близко знакомились друг с другом, вместе отмечали дни рождения, ставили смешные капустники, хотя давали по три, а то и пять концертов в день. Конечно, кто-то кого-то недолюбливал, но ссор не помню. Никто никогда не скандалил, как нередко бывает у эстрадников, из-за очередности выступлений. Первым ты выступал или двадцать первым, в финале вместе со всеми выходил на поклон, это было железное правило. Зрители устраивали овацию, аплодировали стоя, несли подарки.

Наталья Фатеева, Любовь Полищук и я в ожидании выхода на сцену. Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Нередко нас принимали первые лица республик. Меня совершенно поразил Гейдар Алиев: когда приезжали в Баку, он непременно устраивал в нашу честь роскошный прием, на который приглашал множество гостей. При этом ни разу не перепутал, как кого зовут, — у него была уникальная память. Под занавес такого приема всех артистов одаривали, каждый непременно уносил корзину с фруктами.

В стране тогда жилось нелегко: просто купить продукты в магазине и накрыть стол не представлялось возможным, так что к гастрольным поездкам готовились заранее, кооперировались. Композитор Фрадкин очень нежно относился ко мне и Жене, Людмила Улицкая сочинила для нас одиннадцатиминутный номер, который начинался и заканчивался его песней «А годы летят». Фрадкин звонил и спрашивал:

— Что берем в поезд?

— Марк Григорьевич, вот рыбу фарширую.

— О, ты еще и еврейская жена! Тогда иду в «Березку» (были такие валютные магазины, куда допускались обладатели чеков Внешпосылторга), покупаю бутылку хорошей водки.

— Купите, пожалуйста, еще ливерной яичной колбасы.

Выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев возил с собой огромные коробки снеди. Накрывал столы у себя в люксе и приглашал тех, кто ему приятен. Мы с Жариковым, попавшие в число избранных, часто над ним подтрунивали. Дело в том, что Эсамбаев ничего не ел, только выпивал: он очень заботился о своей осиной талии, боялся поправиться.

После выступлений артисты часто устраивали посиделки. Например у Махмуда Эсамбаева. Фото: Г. Темкин/из архива Н. Гвоздиковой

Конечно, выручали продуктовые рынки, но не всегда было время туда сбегать, поэтому после концерта шли в гостиничный буфет, а там шаром покати! Однажды помог Николай Рыбников, позвал в ресторан: «Ребята, там сегодня гуляла свадьба, может, что-то осталось?» Девчонки-официантки, увидев артистов, забегали и, как в «Вокзале для двоих», стали предлагать «не объедки, а остатки, а это принципиальная разница»: «Вот нетронутый салат, вот котлета по-киевски, берите, ешьте». Голодными не отпустили никого.

Если в период поста кто-то переходил на овощи-фрукты, Николай Афанасьевич Крючков недоумевал: «Ну вы дурные! В стране и так есть нечего, а они еще и сами на морковке да яблоках сидят!»

На одном из таких концертов сошлись с Полищук. Помню, автобус доставил артистов в гостиницу. Расходиться по номерам не хотелось, решили с друзьями через полчаса собраться у нас. Рядом была Люба. Говорю ей:

— Ты тоже приходи.

— Спасибо.

В тот вечер мы и подружились. Она сразу становилась своей в любой компании, в ней не было пафоса, желания показать: я — звезда!

С Любиным мужем художником Сережей Цигалем — другая история. Сначала Женя познакомился с его отцом. Жариков по линии Союза обществ дружбы отправился в Испанию. Вернувшись, поделился: «В нашей делегации был художник Виктор Ефимович Цигаль, потрясающе интересный человек, столько всего знает! А какой скромный!»

Позже Сережа вспоминал: отцу присвоили звание народного художника Российской Федерации за три года до смерти. Они тогда отдыхали в Коктебеле. Сергей налил по рюмке, подошел к Виктору Ефимовичу:

— Давай праздновать!

А отец ответил:

— Дорога ложка к обеду.

Более счастливо профессиональная судьба сложилась у его брата, скульптора-монументалиста Владимира Ефимовича Цигаля — народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, чьи памятники стоят в разных городах мира. Правда, по словам Сережи, отец не сильно переживал, что признание пришло поздно, по большому счету ему было на это наплевать, он просто делал свою работу.

Воевал, дошел до Берлина, остались потрясающие военные рисунки и зарисовки. Вокруг одной картины Цигаля разразился серьезный скандал: он изобразил водителя, молодого парня, заснувшим за баранкой. Как ни смешно звучит, Виктора Ефимовича тогда осудили за правду жизни, которую подсмотрел живописец. Его работы хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковке.

Женой Виктора Ефимовича была Мирэль Яковлевна Шагинян. Тоже художник, многие картины которой посвящены Черному континенту — она шестнадцать раз ездила в Африку. В свое время ее мать, известная писательница Мариэтта Шагинян, в честь окончания дочерью Суриковского института (к слову, Мирэль Яковлевна училась у Александра Дейнеки) подарила ей домик в Коктебеле, в котором потом выросло не одно поколение их большой семьи. Стоил он как пара туфель на шпильке.

В юности и мне довелось побывать у них в гостях. Абрам Роом снимал в Крыму фильм «Яков Богомолов» (в прокат он вышел под названием «Преждевременный человек»). Декорации выстроили прямо на берегу моря, главных персонажей играли Анастасия Вертинская, Игорь Кваша, Нина Шацкая, Валентин Смирнитский... Требовалась девушка на роль прислуги, позвали меня. Отказать знаменитому создателю «Гранатового браслета» я не могла. Приехала, сняли эпизод. Через день вызвал Роом: «Девочка, очень жаль, но нам нужна простушка, а ты на экране составляешь конкуренцию Вертинской. Совсем непонятно, кто из вас прислуга! Так что снимать тебя не буду, однако в знак благодарности, что тут же прилетела на съемки, предлагаю: оставайся в Коктебеле, отдыхай, купайся, все оплатим».

Главную роль в фильме «Преждевременный человек» Абрама Роома играла Анастасия Вертинская... Фото: Г. Тер-Ованесов/Global Look Press
...меня же позвали на роль горничной. Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Жена Абрама Матвеевича актриса Ольга Жизнева (зрители помнят ее по роли матери героя Вячеслава Тихонова в картине «Доживем до понедельника») тоже отнеслась ко мне по-доброму. Однажды она предложила: «Хочешь познакомиться с Мариэттой Шагинян?» Еще бы не хотеть! И Ольга Андреевна привела меня в дом, где позже я неоднократно проводила время в компании Любы и Сережи, пила вино, ела потрясающее мясо, приготовленное Цигалем, щелкала семечки...

Дом напоминал декорацию из фильма «Казаки»: снаружи выглядел как одноэтажная хибарка, обнесенная забором из камешков, а внутри, застеленный вязаными коврами, был очень уютным. В тот раз в гостях у Шагинян собралось много известных гостей, но мое внимание было приковано только к Мариэтте Сергеевне: ее глаза буквально притягивали. А какой она была рассказчицей! Я сидела не шелохнувшись, впитывая каждое слово.

Окончив ВГИК, я вышла замуж за Жарикова, родила Федора. Как-то муж приехал домой и говорит: «Предложили три путевки в Коктебель, в дом отдыха «Голубой залив». Женя, сын литератора, неоднократно бывал в детстве в Доме творчества писателей и очень полюбил Коктебель. Я обрадовалась:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даниил Воробьев Даниил Воробьев

Встречайте — Даниил Воробьев, у которого почти сто работ в кино

Караван историй
Девочка созрела Девочка созрела

Девятнадцатилетняя Эль Фэннинг стремительно хорошеет

Vogue
Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ

Меня многие вещи раздражают в нашем мироустройстве, поэтому я и злой

Караван историй
Варвары-германцы против империи Варвары-германцы против империи

Покорить дикие племена Германии не смогли даже великие полководцы Рима

Дилетант
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Карл Фаберже. Подарок с секретом Карл Фаберже. Подарок с секретом

Удивительное искусство Карла Фаберже

Караван историй
Renault Koleos Renault Koleos

Новый флагманский кроссовер французского бренда

Quattroruote
«Дети не должны быть психологами для родителей, которые разводятся» «Дети не должны быть психологами для родителей, которые разводятся»

Развод родителей — тяжелый момент для детей, который может поставить под удар их равновесие. Но может и предоставить им возможность роста. Мы поговорили об этом с психологом и психотерапевтом Анной Оливьеро Феррарис, автором книги «С детьми не разведешься».

Psychologies
Елизавета Арзамасова Елизавета Арзамасова

Актриса, которую мы любим не только за «Папиных дочек»

Домашний Очаг
Царь в голове Царь в голове

Очерк Юлии Гусаровой о рэпере Pharaoh

СНОБ
Рос ли дуб у Лукоморья? Рос ли дуб у Лукоморья?

Что это за место и где оно находилось?

Дилетант
Актуальный луг сезона Актуальный луг сезона

Анастасия Стежко – тот случай, когда актриса не только талантлива, но и одаренна

Maxim
«Наши отношения я бы назвал семейными» «Наши отношения я бы назвал семейными»

Интервью с Ильей Авербухом

Добрые советы
(Не)боль­шая перемена (Не)боль­шая перемена

Полина Гагарина рассказывает о материнстве и планах на будущее

Glamour
Философы, или Великая оргия Философы, или Великая оргия

Пьеса Валерия Печейкина

Esquire
Происшествие в будуаре Происшествие в будуаре

Валерия Гавриловская из программы «ЧП» на «НТВ»

Maxim
Из «ударника» в космос Из «ударника» в космос

Шалва Бреус откровенно рассказал «Снобу» о жизни, искусстве и политике

СНОБ
Звез­да по имени Звез­да по имени

Как дочь Майкла Джексона планирует менять мир

Glamour
Ливио Каза Ливио Каза

Рассказ Паоло Соррентино

Esquire
Пон Чжун Хо о работе с Тильдой Суинтон: «Она заряжает «ядерной энергией» Пон Чжун Хо о работе с Тильдой Суинтон: «Она заряжает «ядерной энергией»

Невероятная история о маленькой девочке и ее гигантской свинье Окче

Правила жизни
В главных ролях В главных ролях

Аманда и Бруклин Судано, дочери королевы диско Донны Саммер

Vogue
Пого­во­рим об этом Пого­во­рим об этом

Вся правда об интимном омоложении

Glamour
Skoda Octavia – Mazda3 Skoda Octavia – Mazda3

Выбирая автомобиль среднего класса, стоит присмотреться к обеим моделям

АвтоМир
Школьные годы – чудесные? Школьные годы – чудесные?

В какие школы дети идут с удовольствием

Psychologies
Как спланировать летний отдых без стресса Как спланировать летний отдых без стресса

Летний отпуск — мы ждем его весь год. Но чем ближе заветная дата, тем больше мы нервничаем: удастся ли спланировать путешествие так, чтобы всем было удобно и интересно. Выясняем, как уменьшить уровень стресса и облегчить подготовку к поездке.

Psychologies
Разрешение на отцовство Разрешение на отцовство

Эссе Фредерика Бегбедера

Esquire
“Мы должны научиться получать удовольствие” “Мы должны научиться получать удовольствие”

Михай Чиксентмихайи о состоянии «потока»

Psychologies
Большая энциклопедия джентльмена. Том XV Большая энциклопедия джентльмена. Том XV

22 правила поведения на собственной свадьбе

GQ
Михаил Козырев Михаил Козырев

Надо же, такой молодой, а уже пятьдесят!

Maxim
Везти себя прилично Везти себя прилично

В чем мужчине следует ехать в отпуск

GQ
Открыть в приложении