«У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь»

Караван историйЗнаменитости

Михаил Полицеймако: «Если что-то не сделано, это приводит меня в неистовство»

Беседовал Олег Перанов

«Бывает, некоторые коллеги говорят: «О, ты сейчас как папа посмотрел». Или: «Ой, у тебя голос прямо как у мамы». Родители в меня очень много вкладывали: и музыкальная школа, и английский язык, и спортивные секции. У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь, и это тоже благодаря родителям, хотя они за меня никого никогда не просили. Нет, все сам».

— Михаил, в сентябре исполнился год, как ушла из жизни ваша мама — актриса Марина Полицеймако. Помню, когда не так давно отмечали юбилей Таганки, в которой она проработала всю жизнь, вы сетовали, что из театра прислали ей только какую-то кружечку с символикой...

— С одной стороны, я понимаю, что любой театр — это живой организм, который рождается, живет, процветает, потом увядает и умирает. И то наследие, которое осталось, — оно в учебниках. И старики, которые положили жизнь на свой театр, по большому счету уже не нужны. А хотелось бы к ним большего внимания. Потому что пожилой человек одинок — сидит дома, ничего не делает. В нашем случае маму окружали мы, вместе же жили. Да, это, безусловно, тяжело, но по крайней мере она не чувствовала себя одиноко. Я не то чтобы сетовал на невнимание к маме, просто за нее как бы бился. Хотя очень благодарен Таганке за то, что достойно устроили прощание с ней в театре. Благодарен за то, что ее похоронили с папой (народный артист России Семен Фарада. — Прим. ред.), как она и хотела.

Михаил Полицеймако с отцом Семеном Фарадой, 1979 год. Фото: архив «7 Дней»

— Недавно был на спектакле в другом театре, где играл пожилой известный артист. Признаюсь, со стороны выглядело это печально: он еле говорит и двигается, плохо слышит. Стоит ли актеру вот в таком состоянии выходить на сцену?

— Но ведь кто-то не может жить без этого! Тем более если он один. Что ему делать дома?! Тут все зависит от конкретного человека. Например, моя мама, когда ей исполнилось 82 года, сказала: «Знаешь, Миша, я, наверное, больше не пойду в театр, мне тяжело». И еще четыре года прожила: с удовольствием ездила на дачу, занималась с методистом движением.

Даже когда в последнее время мама давала интервью, перед встречей всегда приводила себя в порядок: красила губы, причесывалась, нарядно одевалась. И если ее куда-то приглашали и она понимала, что не сможет выглядеть достойно, она отказывалась. Например, когда ее позвали на вечер памяти однокурсника в театральный институт имени Щукина, она сказала: «Извините, к сожалению, на четвертый этаж я уже не поднимусь, поэтому не приду». Хотя, думаю, она много интересного могла бы рассказать.

Признаюсь, тоска по маме растет с каждым днем, я скучаю по ней. Она прожила очень достойную, счастливую жизнь, несмотря на все те перипетии, которые у нее были в начале судьбы, — и первый брак, и переезд в Москву, безденежье, безумная любовь к театру Любимова, отказ от съемок ради театральных ролей, раздел Театра на Таганке. Да еще позднее рождение меня. Родить ребенка в советское время в 38 лет — это подвиг. Может быть, поэтому родители меня так безумно любили.

Бабушка Михаила Полицеймако — Евгения Фиш. Фото: архив «7 Дней»

— Вам было пять лет, когда вы впервые вышли на сцену в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»?

— Нет, это был юбилей артиста Готлиба Ронинсона, мы с папой вышли на сцену, вручили подарок. Уже позже в «Десяти днях...» я бегал в массовке за натянутой белой тканью. Помню, как я переживал за маму, когда она играла в спектакле «Павшие и живые». Мама выходила в роли матери Багрицкого, она читала какое-то стихотворение, а сзади артист прикладом ее толкал. Это меня так возмутило! За кулисами я подошел к этому артисту и сказал: «Чего вы так больно мою маму толкаете?! Охренели?!» Он посмеялся надо мной, сказал: «Да я же играю, небольно ее бью». Еще помню, как папа надо мной пошутил. Мне тогда было лет восемь, я оказался на спектакле «Полтора квадратных метра». Сижу в первом ряду. Мой папа выходил в небольшой роли страшного злого чиновника, который допрашивал мою маму. И вот в конце первого акта после этого допроса героиня Марины Полицеймако падает в обморок. Далее на сцене затемнение, и потом антракт. Так вот вдруг в этой темноте я слышу голос моего папы, который подошел к краю сцены: «Миша, подними маму!» Конечно, я растерялся, а затем засмеялся. Папа вообще был хулиганом.

Михаил Полицеймако с мамой Мариной Полицеймако. Фото: архив «7 Дней»

— Чувство юмора передается вместе с генами, как считаете? А может, его можно воспитать?

— Все на примере, все в семье. Когда я был маленький, папа шутил, я слушал. Сейчас я шучу, дети слушают, они же все сразу перенимают, они наматывают. Вообще, считаю, чувство юмора или есть, или его нет. Гены... Возможно. Вот, например, я наблюдаю по своим детям: Миля где-то напоминает мне мою маму, Соня где-то вдруг напоминает мне моего папу, когда как скажет что-то.

— Кстати, однажды в интервью ваша мама заметила, что внешне вы похожи больше на нее, а трудолюбием, отношением к профессии, ответственностью — в отца...

— Ну я могу сказать, если мне отрастить сейчас усы и похудеть килограмм на двадцать, то я буду очень похож на папу. Однажды я снимался в роли, где мне приклеили усы, посмотрел в зеркало — вылитый папа.

Бывает, некоторые коллеги говорят: «О, ты сейчас как папа посмотрел». Или: «Ой, у тебя голос прямо как у мамы». Родители в меня очень много вкладывали: музыкальная школа, и английский язык, и спортивные секции. У меня было все расписано. И я легко вошел во взрослую жизнь, и это тоже благодаря родителям, хотя они за меня никого никогда не просили и никогда не было такого момента, что папа говорил бы какому-то режиссеру: «Сними моего сына». Нет, все сам.

— Это правда, что мама расстроилась, когда узнала, что вы поступили не в ее родную «Щуку», а в ГИТИС?

— Нет, просто они переживали, правильно ли я выбрал эту профессию, не валяю ли дурака. И когда я стал уходить в институт в восемь утра и приходить оттуда домой в двенадцать ночи, они успокоились, поняли, что это призвание. А ведь это очень важно, когда человек горит своим делом... Я вот сейчас снимаюсь в одном проекте, съемки проходят в офисе, где люди приходят на работу в девять утра и уходят в шесть вечера. Выходные — суббота и воскресенье. Все так правильно... Для меня это ад, кошмар! А эти люди, которые привыкли к раз меренному образу жизни, смотрят на меня как на сумасшедшего или больного. Ведь наша работа круглосуточная, без какого-то определенного графика. Утром — репетиция, потом — съемка, вечером — спектакль, потом — в поезд и на гастроли или на другую съемку. Неважно, суббота это, воскресенье или среда.

Был случай со спектаклем «Вредные привычки», в котором я играю. У них отвалился артист, и они позвонили мне за три дня до премьеры в истерике, просят: введись в спектакль. Я лишь попросил прислать мне пьесу и видео репетиций. А спектакль идет два с половиной часа, в течение которых мы (Сергей Шакуров, Даня Спиваковский и я) со сцены даже не уходим... Я пришел на репетицию. На меня продюсер смотрела, как будто я сумасшедший: как я смог за три дня выучить роль?! Премьеру отыграли прекрасно.

Михаил Полицеймако с женой Ларисой, мамой Марией Полицеймако и отцом Семеном Фарадой, 2008 год. Фото: архив «7 Дней»

Или вот недавно прилетаю с гастролей с Камчатки, сажусь в машину, которая везет меня в Тулу на спектакль. И вот водитель тоже удивлялся: как у меня сил хватает?! Я сумасшедший или что-то употребляю?! Потому что невозможно отработать на Камчатке с разницей в девять часов, прилететь в Москву, сесть в машину и поехать играть спектакль в Тулу.

Артист — это не только отдельная, большая профессия, это целый образ жизни. Когда еще был жив, но очень болел худрук театра «Шалом» Александр Левенбук, мне предлагали занять его место. Я туда приехал, пообщался — очень милые ребята, прекрасный ремонт в театре. Но руководить — это все-таки не мое. Потому что мне каждый раз нужны новые впечатления, новые партнеры, а вариться в одном котле — не в моем характере. Хотя понимаю, прогнозировать, что будет с человеком через пять лет, сложно. Я знаю примеры (и положительные, и отрицательные), как люди кардинально меняются. Но я стараюсь на это не обращать внимания, поэтому я человек не склочный и безобидный.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира» Кристина Кретова и Игорь Цвирко: «В моде у нас не было и нет кумира»

Модный разговор с прима-балериной Кристиной Кретовой и премьером Игорем Цвирко

Караван историй
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
В поисках «духовной оседлости» В поисках «духовной оседлости»

Начало перестройки отражалось и в локальных дискуссиях

Дилетант
Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие Пора в дорогу, старина: 7 книг, которые помогут настроиться на путешествие

Подборка книг о разных городах, заповедных местах и самой сути туризма

Правила жизни
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов 5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов

Книги, которые помогают по-другому взглянуть на лидерство, воспитание и себя

Inc.
«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя «Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Почему экономных девушек критикуют, что провоцирует внимание к женским тратам

Forbes
Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды Как долго человек может задерживать дыхание? Хорватский фридайвер побил все рекорды

Те две минуты, на которые можно задержать дыхание под водой, — это предел?

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
«Усиливать регулирование не нужно» «Усиливать регулирование не нужно»

Глава «Билайна» Сергей Анохин о направлениях роста бизнеса телеком-операторов

Эксперт
Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП

Ученые разработали новый состав масла для автоматических коробок передач

ТехИнсайдер
Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа Маньяк ждет казни, пришельцы в Англии и другие романы августа

Четыре романа, в которые можно окунуться с головой

Ведомости
«Вместо тремора — бодрость и спокойствие»: почему люди стали чаще выбирать чай вместо кофе «Вместо тремора — бодрость и спокойствие»: почему люди стали чаще выбирать чай вместо кофе

Почему люди меняют свои привычки и действительно ли чай может заменить кофе

Правила жизни
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
De_Dust 2 и Ярнам: как локации в играх становятся легендарными De_Dust 2 и Ярнам: как локации в играх становятся легендарными

В чем секрет легендарных гейм-локаций? Как удается создавать эти «места силы»?

Maxim
Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз

Почему джаз становится все более актуальным и как его «распробовать» новичку

Forbes
Белеет робот одинокий Белеет робот одинокий

Какими будут МРТК, основой которых должны стать безэкипажные катера

Ведомости
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино

Творческий путь Луки Гуаданьино: о главных его работах

Правила жизни
Большое плавание Большое плавание

Экскурсия по «Планете Океан»

Weekend
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Открыть в приложении