Мариинский Театр: храм искусства на берегу канала
Спектаклями Мариинки каждый вечер восхищаются жители и гости Санкт-Петербурга. А историческое здание театра давно стало одним из символов города на Неве...
Площадь, на которой сейчас находится старая сцена Мариинского театра, и до появления на ней храма оперы и балета была в числе «развлекательных точек» столицы царской России. Недаром одно из ее ранних названий — Карусельная (в те времена каруселями называли амфитеатр для конных игр). Собственно театральная история этого места началась в 1783 году, когда Екатерина Великая издала указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами» в Санкт-Петербурге и Москве. И 5 октября недалеко от Крюкова канала торжественно открыли театр, который за огромные размеры назвали Большим Каменным. От этой даты и идет отсчет сезонов Мариинки, хотя в то время театр и назывался по-другому, и работал не в привычном нам здании, а в строении, которое располагается напротив, на другой стороне площади.
«Здание Большого Каменного театра построили по проекту Антонио Ринальди, — рассказывает заведующая архивной службой Мариинского театра Ольга Олеговна Овечкина. — Оно поражало современников своими масштабами и великолепной отделкой. А сцена была оборудована по последнему слову тогдашней театральной техники. В самом начале XIX века его капитально перестроил архитектор Тома де Томон. А в 1811 году случился пожар, сильно повредивший внутреннее убранство и фасад. Только через семь лет отреставрированный театр открылся вновь».
Репертуар «послепожарной» эпохи включал много мировых «хитов» — «Волшебную флейту» и «Похищение из сераля» Моцарта, «Севильского цирюльника» Россини. Одной из самых любимых публикой опер был «Иван Сусанин», но не шедевр Глинки, который появится позже, а произведение на тот же сюжет композитора Катерино Кавоса.
Этот музыкант родился в Венеции, еще молодым человеком переехал в Россию и начал работать для императорских театров. Кавос стал штатным композитором и капельмейстером (дирижером), уделял большое внимание воспитанию певцов, был автором ряда реформ. Так, по его настоянию в 1803 году русская оперная труппа была отделена от драматической (до этого привычного нам деления на жанры в театральном искусстве не было и на одной сцене шли и музыкальные, и драматические постановки).
Премьера «Ивана Сусанина» Кавоса, первой историко-героической русской оперы, состоялась в 1815 году. На волне патриотических настроений после войны с Наполеоном ее приняли на ура. Кстати, финал у произведения был оптимистическим: Сусанин завел отряд польских захватчиков в глухой лес, а сам смог сбежать и даже отпраздновал свое чудесное спасение с односельчанами. В опере Глинки, получившей название «Жизнь за царя», крестьянин совершит подвиг и погибнет, а история обретет подлинный трагедийный пафос.
Поразительно, но Кавос, в отличие от своего московского «визави» Верстовского, определявшего музыкальную политику Большого театра, не ревновал к таланту молодого Глинки. Итальянец не только принял оперу-«конкурентку» к постановке, но и продирижировал ее премьерой 27 ноября 1836 года. Эта дата теперь считается днем рождения русской классической оперы. Долгие годы оба сочинения шли на одной сцене, в обоих партию Сусанина исполнял знаменитый бас Осип Петров (кстати, ученик Кавоса), причем публика отдавала предпочтение творению... итальянца. Но история все расставила по своим местам. Шедевр Глинки регулярно идет в театрах, нередко им открывают сезоны Большой и Мариинский. А сочинение Кавоса теперь вспоминают только как «тезку» оперы Глинки...
«В 1836 году премьерой оперы «Жизнь за царя» Большой Каменный театр открылся после очередной реконструкции, которую провел архитектор Альберт Кавос — сын Катерино, — подчеркивает Ольга Овечкина. — Он заменил купольное перекрытие зала на плоское, разместил над потолком зал для росписи декораций, убрал колонны, которые мешали обзору и нарушали акустику. А ровно через шесть лет после премьеры первой оперы Глинки в Большом Каменном театре прошла премьера второй — «Руслана и Людмилы». Двух этих названий было бы довольно, чтобы наш театр вошел в историю русской культуры. Но в Большом Каменном звучало множество шедевров — Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди...»
Однако даже после реконструкции театр не мог вместить все постановки, выпускаемые Дирекцией императорских театров. Спектакли также давали на сцене Александринки и в Театре-цирке, который построили напротив Большого Каменного театра, как раз на месте нынешней Мариинки. По замыслу дирекции, в нем должны были проходить как конные представления, так и драматические спектакли. Поэтому Альберт Кавос, которому доверили и это строительство, спроектировал здание с манежем и сценой. Необходимость содержания в театре лошадей определила его форму с одноэтажными флигелями-крыльями, где располагались конюшни.
