«Магический реализм» Оуэна Уилсона
На счету этого загадочного актера много известных, полюбившихся зрителю фильмов: «Ночь в музее», «Мисс Переполох», «Семейка Тененбаум», «Полночь в Париже», «Французский вестник». В тридцать с небольшим он получил номинацию на «Оскар», но как сценарист. А появление в фильме «Marry Me» вместе с Дженнифер Лопес окончательно возвело его в пантеон «узнаваемых и первых». При этом все признают, что у Оуэна много странностей и «описать его сложно». Он и правда похож на всех своих романтичных чудаковатых героев. И это — прекрасно!
Сломанный нос стал не «препятствием» а «фирменным знаком»
Так приятно, что, говоря о детстве этого актера, не приходится перечислять стандартные ужасные истории, наложившие отпечаток на детскую психику. Оуэн благополучен и любим. Он был средним из трех сыновей. Кстати, классического сюжета конкуренции между братьями тоже не было. Они дружат и поддерживают друг друга и сейчас. Отец Оуэна Боб был телевизионным менеджером и специалистом по рекламе. Он всегда мечтал, чтобы сыновья получили хорошее образование, и много лет откладывал деньги на колледж. Мальчики Уилсон росли в комфорте и хорошо ладили друг с другом, и, как Оуэн отмечает в интервью, «родители никогда нам не досаждали». А вот он родителям очень досаждал! Потрясающее чувство юмора, позже отразившееся в его сценариях и актерских работах, постоянно толкало на какие-то выходки. Он обожал устраивать розыгрыши, подговаривал одноклассников на какие-то проказы. А еще — много дрался. Вот уж не заподозришь, глядя теперь на его «библиотечный» вид. Но откуда сломанный нос? Оттуда! Вот ведь поворот судьбы. Большинство людей ходили бы по пластическим хирургам, пытаясь исправить «недостаток». А Оуэн как-то даже не обращал внимания на «дефект», но именно он стал его отличительной чертой для зрителя. «Мужика с таким шнобелем — не забудешь!» — пишут люди в соцсетях.
Накануне выпускных экзаменов Оуэн украл книгу с решениями у преподавателя геометрии и раздал ответы одноклассникам. За этот проступок вместо диплома об окончании он получил «увольнительную» и сдавал экзамены в другой школе. Потом поступил в военный институт — вовсе не по настоянию родителей, а из какого-то романтизма. Братья вспоминали, как навещали его в обстановке, приближенной к боевой, и были удивлены, что он хорошо вписался. «Я сам решил туда податься, никто меня не заставлял, — вспоминал актер. — Но я его не окончил. Переоценил свои способности. Зато поступил в университет на филологический факультет и там получил диплом. Тогда же в классе драматургии познакомился с будущим режиссером Уэсом Андерсоном...»
Молодые люди стали друзьями, они вместе посещали занятия по драматургии, а потом стали соседями по комнате. Друзья задумали написать совместный сценарий, так появился фильм под названием «Бутылочная ракета», который вышел в 1996 году. Одной из причин успеха стало то, что они уговорили сыграть роль второго плана известного актера Джеймса Каана. Друзья показали первоначальную, снятую буквально «на коленке» картину Джеймсу Бруксу, который оценил творчество молодых людей и дал 5 миллионов долларов на то, чтобы из короткометражки получилось полноценное кино. В 1996 году обновленная «Бутылочная ракета» вышла на экраны и имела успех, который буквально окрылил друзей. Оуэн направился в Голливуд. Там молодого человека задействовали в комедиях на второстепенных ролях. Интересно, что сначала его путь был спокойным, последовательным и идущим вверх по прямой. Без резких взлетов, но и без падений. Никто не упал в обморок от «красоты» молодого актера. Но его и не браковали из-за, например, нестандартной внешности. А главное, он нравился людям, с ним было комфортно общаться. Все его успехи — это результат отношений с людьми.
Продвижению карьеры способствовала встреча с режиссером и актером Беном Стиллером. Также актера стали приглашать в проекты «Анаконда», «Призрак дома на холме», «Знакомство с родителями»... Кроме того, артист появился в фантастическом блокбастере «Армагеддон». А потом начались и более заметные успехи. В 2000 году Уилсон снялся вместе с Джеки Чаном в комическом фильме «Шанхайский полдень». Лента заработала в прокате почти 100 миллионов долларов. Сам Уилсон уже давно не был бедным человеком. Еще после первого успеха как сценариста он купил первый дом. И это тоже удивительно. Очевидно, что актер, соглашаясь на роль, не руководствуется только заработком. Иначе бы он не снялся в таком количестве странных фильмов, которые заведомо «не для всех». Но при этом деньги всегда сопутствуют ему, как бы «само собой».
В 2001 году актер перевоплотился в мужчину-модель Хэнсела в комедии «Образцовый самец». По словам Стиллера, он написал эту роль для Уилсона и никого другого на нее не рассматривал. По версии журнала Premiere, кинолента стала одной из 50 величайших комедий всех времен. В том же году актер подтвердил свой талант как сценарист и продюсер. Вместе со старым другом Андерсоном они выпустили картину «Семейка Тененбаум». На этот раз им не пришлось мучительно разыскивать актеров для своего фильма. Они сами выбирали. А Оуэн пригласил в команду братьев Эндрю и Люка, которые тоже стали актерами. Этот фильм принес Уилсону номинацию на «Оскар» как сценаристу. Как актер он еще ни разу не номинировался на эту премию. Но, как говорится, победителей не судят. И потом, Уилсон с тех пор всерьез считает себя писателем и сценаристом. А не только актером. «Думаю, тот факт, что я много читал в детстве, специализировался на английском и должен был много читать в колледже, помог мне как актеру и, конечно, как писателю, — рассуждает он. — У меня было чувство диалога и истории. И мне очень повезло, что мои родители оба творческие люди. Я был окружен действительно неординарными, творческими людьми, которые были отличным примером».