Удивительное искусство Карла Фаберже

Караван историйКультура

Карл Фаберже. Подарок с секретом

Пасхальные сувениры изготавливались в атмосфере строжайшей тайны даже от заказчика. На настойчивые расспросы императоров Фаберже лишь уклончиво отвечал: "Ваше Величество будет довольно..."

Нина Белова

Фото: В. Качалова/фотобанк Лори/Legion-media

Карл Густавович вышел из дома на Большой Морской и привычно зашагал в сторону Дворцовой площади. Весна 1913 года теплом не радовала — сырой холодок оттепели пронизывал насквозь. Фаберже поднял воротник драпового пальто и закутался в теплый шарф. Но настроение все равно было приподнятое — как всегда, когда он относил во дворец очередной пасхальный сувенир.

Николай II ожидал ювелира в своих апартаментах Зимнего дворца, которые называл квартирой, — домом императорская семья уже давно считала Александровский дворец в Царском Селе. Но протокольные церемонии по-прежнему проводились в столице. И сегодня, в Страстную пятницу, государь опять «по долгу службы» приехал в Петербург.

Каждый год перед Пасхой Романовы с нетерпением предвкушали, чем на сей раз удивит придумщик Фаберже. Но придворный ювелир не торопился. Бережно открыл футляр из полированного белого падуба, осторожно достал хрупкую вещицу, положил на ладонь и протянул императору.

«Вот это да-а-а! — воскликнул изумленно государь, глядя на ледяное яйцо. Императору показалось, что оно холодное на ощупь. — Карл Густавович, вы просто волшебник!» Николай даже немного разочаровался, когда узнал, что прозрачная скорлупа выточена из горного хрусталя и украшена искусной резьбой, — столь совершенной была имитация льда в пасхальном подарке. Внутри, едва различимая сквозь морозный туман, пряталась платиновая корзиночка с белыми подснежниками.

Золотую «Корзинку с ландышами» нижегородские купцы преподнесли императрице Александре Федоровне на коронацию. Фото: Granger / Bridgeman Images/fotodom

Из дворца Карл возвращался в прекрасном расположении духа. Большая Морская кипела в предпраздничных хлопотах: проезжую часть заполняли экипажи, по тротуарам прогуливались солидные господа, дамы под вуалями, собаки на цепочках. Торговый дом «О-Гурмэ» предлагал «устрицы во льду» из Остенде и лангустов из Парижа, цветочные магазины — срезанные розы из Ниццы. Тяжелыми кремовыми шторами отгородился от всей этой уличной суеты модный ресторан «Кюба» — место встреч балетоманов и золотой молодежи. В 1900 году на гранитной облицовке дома номер двадцать четыре появилась надпись, начертанная золотыми буквами, — FABERGE. Этот особняк стал для Карла всем: на верхнем этаже ювелир жил, на нижних — торговал и работал.

Фото: Faberge London

А начиналось все в 1842 году, когда его отец, онемеченный француз Густав Петер Фаберже, в подвальчике дома одиннадцать на углу Большой Морской и Кирпичного переулка открыл скромную мастерскую по изготовлению и ремонту золотых изделий. Место было оживленное, фамилия — звучная: мода на французское в России не переводилась. Отец передал сыну свои познания в ювелирном деле и дал возможность попутешествовать по Европе. В Париже, Дрездене, Флоренции Карл осваивал навыки мастерства. Вернувшись в Петербург, он в двадцать шесть лет возглавил семейное предприятие и благодаря недюжинной энергии, богатой фантазии и отменной практической сметке превратил его в одну из ведущих ювелирных компаний Российской империи.

Фото: фото репродукции портрета К. Фаберже работы заслуженного художника Украины В. Брикульца, 2010/предоставлено В. Скурловым

Пройдя через ворота лицевого флигеля, Фаберже толкнул солидную дверь и по широкой лестнице, освещенной тремя ярусами окон с витражами в дубовых переплетах, поднялся на второй этаж — там находились мастерские, где его с нетерпением ждали.

Царские пасхальные заказы хоть и были очень выгодны, но хлопот доставляли немало. Работу, начинавшуюся вскоре после Христова Воскресения, с трудом заканчивали к Страстной неделе следующего года. Дни перед сдачей становились вовсе сумасшедшими: мастера опасались не успеть или, не приведи господь, что-то в последний момент испортить. И до возвращения Фаберже из Зимнего все оставались на своих местах — вдруг потребуется срочно внести исправления.

При появлении Карла Густавовича в мастерской воцарилась абсолютная тишина. Мастер Пауль Бломериус — он отвечал за заказ в этом году — передвинул на лоб лупу и вопросительно взглянул на хозяина. А придумавшая «Зимнее» Альма Пиль даже не решилась поднять голову. Фаберже подошел к девушке, взял ее руку и поднес к губам: «Вы — умница!» Все с облегчением выдохнули, засмеялись и заговорили одновременно. «Победа, друзья мои, большая победа, — вместе со всеми радовался Фаберже. — Государь в восторге от нашего ледяного яйца».

Автором шедевра стала Альма Пиль, первая и единственная женщина-ювелир в фирме Фаберже.
Фото: из книги Ulla Tillander-Godenhielm Faberge N Suomalaiset Mestarit (faberge’s Finnish Masters). Helsinki: Tammi, 2011

В семейном деле Альма Пиль начала работать в 1909 году, когда дядюшка Альберт Хольмстрем, возглавлявший в компании мастерскую драгоценных камней, взял ее рисовальщицей. Однако вместо того, чтобы выполнять эскизы, Альма составляла товарные книги, рассчитывала расход материала, заносила в архив созданные изделия. Надеяться на что-то иное не приходилось — на протяжении веков ювелирное дело считалось сугубо мужской профессией. Но однажды в свободную минутку она набросала несколько эскизов. «Что это?» — раздался над головой грозный окрик дяди. Испуганная художница вскочила и рассыпала рисунки. Подобрав листочки, Хольмстрем, едва взглянув, унес их с собой в магазин. А через некоторое время вернулся со словами «Они их заказали». Так Альма Пиль стала первой и единственной женщиной-ювелиром в фирме Фаберже.

Большое и дружное семейство Хольмстрем частенько собиралось на воскресные обеды у дядюшки Альберта. Кухня в этом доме считалась одной из лучших в Петербурге благодаря «кухонному деспоту» Василисе — бывшей стряпухе Петра Ильича Чайковского. Сама же Альма больше всего на свете любила рисовать.

Но в этот солнечный январский день 1911 года она с грустью смотрела в окно. Художница получила первый серьезный заказ от Фаберже, но огромный, сроки — минимальные, а в голове — ни одной мысли...

Два дня назад Карл Густавович неожиданно вызвал ее к себе. В кабинете он был не один — на диване сидел солидный господин с усталым лицом, седеющей бородкой и пронзительными синими глазами. «Эммануил Людвигович, позвольте вам представить нашего молодого мастера Альму Пиль, — познакомил присутствующих Фаберже. — Мадемуазель Альма, господин Эммануил Нобель».

Девушка взглянула на гостя и дрожащей рукой поправила маленькую шапочку на пышных волосах. Она очень волновалась. Глава российской нефтяной империи, племянник знаменитого Альфреда Нобеля был одним из самых влиятельных и постоянных клиентов Фаберже. В мастерских всегда было в работе несколько его вещей, и он время от времени приходил их осматривать.

Частные заказы клиентов из финансового и промышленного мира в последнее время приобретали все большее значение. Работать с текстильными и нефтяными королями было значительно приятнее, чем со снобами из высшего света. Они не вмешивались в творческий процесс, лишь называли примерную стоимость подарка и указывали, кому он предназначается.

На этот раз Эммануил Нобель просил изготовить сорок брошей, намереваясь преподнести сувениры женам иностранных партнеров. «У меня две просьбы: украшения должны иметь абсолютно оригинальный дизайн и быть недорогими, чтобы никто не оценил эти милые знаки внимания как взятки», — с улыбкой уточнил Нобель. Так у Альмы появился шанс себя проявить.

Холодная петербургская зима выбелила инеем окна дома Хольмстремов в загородном Шувалове, и солнечный свет, льющийся через морозные стекла, оставлял на них узоры из многочисленных снежинок. «Они куда интереснее настоящих цветов. И какая точность! Ни единой неправильной линии. Ах, если б они только не таяли!» — вспомнилась Альме любимая с детства «Снежная королева» Андерсена.

«Снежинки, ну конечно! Вот оно — решение!» — обрадовалась художница. А поскольку в природе не бывает двух одинаковых, она сумела нарисовать сорок неповторимых эскизов. Каждая брошь отличалась оригинальностью рисунка узорчатых линий. Их изготовили из сплава золота с серебром, сверху покрыли платиной и украсили мелкими бриллиантами, дополнившими композицию эффектом ледяного сияния.

Нефтепромышленника вещицы очаровали еще на стадии эскизов. И он расширил заказ! Всю зиму Альма разрабатывала «морозную тему»: на подарочных коробках, в которые упаковывали браслеты, кулоны, броши и брелоки, было написано: «Снежинки из России». Рассказывали, что в кармане у Нобеля всегда лежала такая коробочка — чтобы иметь возможность в любой момент подарить понравившейся даме. Не исключено, что именно он посоветовал привлечь молодую художницу к созданию яйца к Пасхе 1913 года...

Воскресным утром император отправился в Аничков дворец, чтобы вручить пасхальный подарок матери. В столовой уже был сервирован праздничный завтрак.

— Ты один, дорогой? А где же Аликс? — удивилась Мария Федоровна.

— К сожалению, она скверно себя чувствует и осталась дома.

Вдовствующая императрица знала нерасположение к себе невестки, ее нежелание лишний раз встречаться, но благоразумно скрыла обиду.

— Милая мама, позволь преподнести тебе великолепное творение нашего придворного мастера, — вынув яйцо из футляра, государь осторожно поставил его на маленький столик.

— Ники, это какая-то зимняя сказка!

— Яйцо так и называется — «Зимнее». Я уже привык к тому, что Фаберже придумывает что-то замечательное, но на этот раз он превзошел самого себя. Старик сказал, что яйцо изготовлено из горного хрусталя — материала очень хрупкого. Для того чтобы выполнить на нем имитацию морозного узора, скорлупки помещали под воду и там наносили резьбу.

— Он просто гений! Знаешь, когда я сделала у Фаберже свою первую покупку? На выставке в Москве в 1882 году. Приобрела тогда запонки с изображением цикад.

В 1913 году он преподнес императорской семье яйцо «Зимнее». Фото: Courtesy of Tatiana Faberge

Вдовствующая императрица благодаря огромному числу родственников во всех европейских домах была в известной степени и коммивояжером изделий Фаберже. Если, например, требовалось подарить что-то сестре Александре — королеве Великобритании, она покупала «вещицу» у Карла Густавовича. От монаршей семьи такими «безделушками» заразилась вся британская знать.

В 1903 году в Лондоне, сначала на Дувр-стрит, а затем на фешенебельной Нью-Бонд — любимом месте прогулок столичных модников, которых иначе как «бездельниками с Бонд-стрит» не называли, открылись бутики фирмы. Англичане пришли в восторг, а русская вдовствующая императрица рассердилась. Она писала сестре перед Рождеством: «Дорогая Александра! У меня волосы стоят дыбом. Сейчас праздник, а я не знаю, что тебе подарить. После того как глупый Фаберже у вас открыл магазин, вы сами теперь все имеете».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все по полочкам: полезные лайфхаки для гардероба Все по полочкам: полезные лайфхаки для гардероба

Как содержать шкаф в чистоте и вместить как можно больше предметов гардероба

Караван историй
Сво­бод­ная жен­щи­на Востока Сво­бод­ная жен­щи­на Востока

Жена правителя Дубая принцесса Хайя в коротких платьях и без намека на смирение

Tatler
Окраинная бескрайность Окраинная бескрайность

Александр Гронский: меланхолия урбанистического пейзажа

Weekend
Восстанавливаем забытый пароль Восстанавливаем забытый пароль

С помощью правильных советов и утилит

CHIP
Моя история Моя история

«Декларация прав и обязанностей дилетанта»

Дилетант
Дис­ко­те­ка, авария Дис­ко­те­ка, авария

Интервью с новыми звездами Голливуда — Энселом Элгортом и Лили Джеймс

Glamour
Рос ли дуб у Лукоморья? Рос ли дуб у Лукоморья?

Что это за место и где оно находилось?

Дилетант
Юрий Шлыков и Наталия Санько: Счастье — быть вместе Юрий Шлыков и Наталия Санько: Счастье — быть вместе

Он — ведущий актер Вахтанговского театра, она — верная соратница

Караван историй
“Нам необходимо вернуться к ручному труду” “Нам необходимо вернуться к ручному труду”

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»?

Psychologies
USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок

Помогаем разобраться в обозначениях современных стандартов USB

CHIP
Как все успеть после родов: тайм-менеджмент для молодых мам Как все успеть после родов: тайм-менеджмент для молодых мам

Если правильно организовать свой быт, проблему нехватки времени можно решить

9 месяцев
Екатерина Волкова: «Если искры не летят, то какая же это любовь?!» Екатерина Волкова: «Если искры не летят, то какая же это любовь?!»

Интервью с Екатериной Волковой

Лиза
Мокбастеры. Как подделывают кино Мокбастеры. Как подделывают кино

«Трансморферы», «День независимых», «Эра хоббитов» и «Терминаторы»

Мир Фантастики
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Путешествие на XXX Путешествие на XXX

Алексей Яблоков нашел новое применение эротическим фильмам

GQ
Самый главный экспонат Самый главный экспонат

Откровенный разговор с Сергеем Шнуровым

Cosmopolitan
IPhone на колесиках IPhone на колесиках

Смартджет объединяет в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов

Популярная механика
Toyota Prius Toyota Prius

Самый популярный в мире гибридный автомобиль сменил поколение

АвтоМир
Больше радости! Больше радости!

7 способов почувствовать себя счастливой

Cosmopolitan
Возвышение Возвышение

Кто сможет заменить человечество?

Мир Фантастики
Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство

Нелегкая судьба Павла Федотова

Караван историй
Аристократ станка Аристократ станка

Француз Лоран Илер пророчит новую жизнь балету в Театре им. Станиславского

Vogue
10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса 10 лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Дэниэл Дэй-Льюис может претендовать на звание лучшего актера своего поколения

Правила жизни
Иванов день Иванов день

Интервью с Иваном Дорном

Cosmopolitan
София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма

Режиссер рассказывает истории о лучших музыкальных моментах своих фильмов

Правила жизни
Увольняют? Не сдавайся без боя! Увольняют? Не сдавайся без боя!

Самые распространенные ситуации и лучшие способы самозащиты

Лиза
Кража с обломом Кража с обломом

Самые нелепые и смехотворные преступления последних лет

Maxim
Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV

25 правил общения со знаменитыми людьми

GQ
Холодный расчет Джека Стормса Холодный расчет Джека Стормса

Мимолетные вспышки застывших в стекле фейерверков – результат точного расчета

Популярная механика
Исихазм и Солярис Исихазм и Солярис

Почему фантастика — обычное дело. Если ты как ребенок

Русский репортер
Открыть в приложении