История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историйИстория

Искусство жить красиво

Около трех часов ночи четырнадцатого декабря 1901 года к Тверской пожарной части подлетел на лихаче городовой и вызвав брандмейстера, взволнованно сообщил о сильном пожаре в только что отстроенной гостинице «Метрополь»...

Автор: Нина Белова

Огонь заметили в вентиляционном канале одного из апартаментов гостиницы. Растерявшиеся постояльцы и персонал бросились его тушить, в суматохе забыв оповестить о случившемся пожарную команду. Между тем пламя набирало силу. Загорелись ковры, устилавшие коридоры отеля, обшивка стен в номерах и вестибюлях. Удушливый дым стремительно заполнял лестничные пролеты.

Со всех концов города к месту бедствия мчались пожарные команды. Привели в действие пять паровых труб и ручные насосы, но огонь не сдавался. У пожарных не оказалось в достаточном количестве высоких лестниц — взбирались по связанным малярным стремянкам. Чуть позже были выдвинуты две двенадцатисаженные лестницы и на крышу поднялись более тридцати пожарных. Неожиданно перекрытия рухнули, столбы дыма и пламени взвились в небо.

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, огромная роскошная концертная зала, надворные постройки выгорели; крыша, исключая переднего фасада, провалилась, а равно и обрушились потолки один за другим». Ходили слухи, что пожар возник неслучайно и кто-то крупно нажился на страховке...

Огонь бушевал двое суток. Как свидетельствовали очевидцы, «все четыре верхних этажа, концертная зала, надворные постройки выгорели; обрушились потолки»

Проектирование гостиничного комплекса «Метрополь» на Театральной площади началось за два года до наступления ХХ века. Именно тогда Санкт-Петербургское страховое общество приобрело для перестройки старую гостиницу в самом центре Первопрестольной. Москвичи издавна называли ее Челыши по фамилии бывшего владельца — купца первой гильдии Павла Челышева.

Отцом-основателем и главным спонсором нового строительства стал успешный железнодорожный магнат Савва Иванович Мамонтов. В Москве его знали как человека азартного, увлекающегося, энергичного, мецената и покровителя искусств, прозванного современниками Саввой Великолепным и Московским Медичи.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, залами для танцевальных вечеров, художественными галереями, спортивными залами, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом. И все это он предлагал оформить в стиле модерн — последней европейской «фишки».

В новой постройке Савва планировал разместить свое любимое детище — частную оперу, на сцене которой блистал молодой Федор Шаляпин. Огромный шестиярусный театр должен был превзойти и Венскую оперу, и соседний Большой театр, в котором насчитывалось 1750 мест. Мамонтов же говорил о зрительном зале в 3100 мест.

Мамонтов задумал вовсе не гостиницу, а грандиозный культурно-досуговый центр, какого еще не знала Москва, — с театром, художественными галереями, катком на крыше, отелем, ресторанами и зимним садом

«Савва всегда замахивается на что-то грандиозное», — усмехнулся модный московский архитектор Лев Кекушев и отправился за границу, чтобы ознакомиться с первоисточниками. Именно его бюро получило престижный заказ. Вернувшись, Лев Николаевич и его команда приступили к созданию проекта и его реализации.

Но Савву явно что-то не устраивало, и на фасады «Метрополя» был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие лучшие из лучших архитекторов. По иронии судьбы конкурс выиграл Лев Кекушев. Однако заказчик предпочел Вильяма Валькота, проект которого занял четвертое место.

Потрясенный несправедливостью, Кекушев тяжело переживал поражение. «Савва, похоже, заболел англоманией», — иронизировал он. Выбор Мамонтова вызвал недоумение у многих. Как мог Валькот, никому не известный британец одесского разлива, потеснить такую знаменитость, как Кекушев? Ему всего двадцать четыре, он еще никак себя не проявил и ничего не создал. Рассматривать Валькота в качестве руководителя огромной стройки было по меньшей мере легкомысленно. Да и о его проекте отзывы были так себе: «Три этажа совершенно голых стен очень скучны; пятый этаж, покрытый сплошь изразцами, напротив, чересчур богат». Но Савва никого не хотел слушать. Он знал, что делал. Проект Валькота больше подходил для его задумок...

Савве Ивановичу хотелось продемонстрировать Москве искусство наступающего ХХ века — символизм и модерн, которые тогда входили в моду. Постройка большого здания в самом центре города предоставляла прекрасную возможность громко заявить о новых образах и формах в сфере художественного декора — ведь у модерна был свой язык. Фасады гостиницы Мамонтов воспринимал как полотна, на которые можно наносить «рисунки» — объемные рельефы, керамические панно, стеклянные витражи, флорентийскую мозаику, металлическую ковку.

Самой грандиозной идеей Саввы Великолепного было желание одеть здание в многоцветную глазурованную плиточную облицовку и тем самым украсить его «вечными красками». Двадцать три майоликовых панно с «Принцессой Грёзой» во главе появились на фасадах в 1902—1903-м годах.

Через пару лет после того как панно «Метрополя» предстали взору москвичей, майоликовые вставки Врубеля украсят здание Ярославского вокзала, а по фасаду Третьяковской галереи протянется керамический фриз Виктора Васнецова. Модерн сумеет выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни — от экстерьера зданий до предметов быта. Как иронизировал Всеволод Мейерхольд, модерн «теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах».

Барельефы для «Метрополя» Савва заказал двадцативосьмилетнему скульптору Николаю Андрееву. Тот только что возвратился из Парижа, где работал в мастерской Родена. Фигурный фриз, опоясывающий здание, станет первым серьезным проектом молодого скульптора и блестящим элементом наружного декора «Метрополя». Хотя вереница полуобнаженных мужчин и женщин с их томной, эротичной пластикой многими воспринималась как дерзость и попрание всех норм.

Майоликовое панно «Поклонение природе»

Работы были в разгаре, когда случилось то, чего никто не мог ожидать: Мамонтова арестовали по обвинению в крупных растратах. Пешком под конвоем знаменитого «миллионщика» на потребу глазеющей публики провели через всю Москву от Сухаревки до Таганской тюрьмы. Однако в суде случился казус: выдающийся адвокат Федор Плевако сумел доказать, что Мамонтов не имел корысти, а руководствовался лишь интересами дела. Присяжные его оправдали, и Мамонтов был отпущен, но разорен — все его активы пошли на погашение долгов.

После страшного пожара 1901 года казалось, что на этой истории можно поставить точку, но «Метрополь», словно сказочная птица феникс, возродился из пепла. Гостиничный комплекс был отстроен заново и торжественно открыт зимой 1905 года. Анонс в газетах гласил: «С 20-го сего февраля открывается в доме С.-Петербургского общества страхований на Театральной площади гостиница и ресторан «Метрополь». Завтраки, обеды и ужины. Известный парижский оркестр салонной музыки под управлением г. Жоржа».

«Метрополь» соответствовал самым высоким мировым стандартам комфорта, которые предъявлял ХХ век. В номерах предусматривались вентиляция и система отопления, телефоны и горячая вода, отдельная туалетная комната с ванной и ватерклозетом. Имелись даже холодильники — хотя лишь в виде емкостей, наполняемых льдом.

Гостиница сразу сделалась чрезвычайно популярной у состоятельных господ и богемы. Остановившийся в «Метрополе» весной того же года поэт Михаил Кузмин — петербуржец и известный эстет — писал другу: «Я в неистовом восторге от гостиницы... Она поражает вкусом, где каждая дверная ручка — художественна, нет ничего наляпанного, масса света, легкость и простота всей мебели, дающая интимность и вместе с тем какой-то помпейский вид».

Публика восхищалась элегантностью отделки и атмосферой утонченного богатства. Тон задавал просторный вестибюль парадного входа с фантастической красоты люстрой в стиле ар-нуво. Стены были облицованы ониксом, пол выложен графитом из Мексики. Лестницу охраняли римские волчицы из уральского змеевика. Уже на входе посетителям давали понять: они попали в гранд-отель для избранных.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Исследование: на Чукотке гендерное равенство выше, чем в среднем по России Исследование: на Чукотке гендерное равенство выше, чем в среднем по России

Какая в разных регионах России ситуация с гендерным равенством?

Forbes
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка» Артем Ларин: «Игнорирование ESG может обернуться потерей рынка»

Что такое ESG-повестка, и как бизнесу внедрить ее в свои процессы?

РБК
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
«Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после «Ашрам Шамбалы». Часть 3: Как сбежать из секты и устроить свою жизнь после

Как удалось поймать гуру «Ашрам Шамбалы» и почему секта на этом не закончилась

СНОБ
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies
Как меняются отношения после рождения ребенка Как меняются отношения после рождения ребенка

Как победить кризис в отношениях после рождения ребенка?

Лиза
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Назло невестке: как жена Александра III сделала первую пластику на Руси Назло невестке: как жена Александра III сделала первую пластику на Руси

Мария Федоровна стала первой, кто сделал пластическую операцию в Империи

Cosmopolitan
Мирдза Мартинсоне: Мирдза Мартинсоне:

Сегодня Мирдзе Мартинсоне ей остро не хватает только одного - любимой работы

Караван историй
«Этот секс был волшебным!»: что такое сексуальная магия «Этот секс был волшебным!»: что такое сексуальная магия

Как через секс «сливались с богом» монахи и можно ли забеременеть от сатаны.

Psychologies
Константин Борисов: Моя миссия — менять качество жизни в стране через осознанную и мягкую работу с людьми и командами Константин Борисов: Моя миссия — менять качество жизни в стране через осознанную и мягкую работу с людьми и командами

Основатель премии Team Awards: о чем его книга и где искать внутреннюю тишину

СНОБ
Черный углерод в ледяных кернах указал на время прибытия маори в Новую Зеландию Черный углерод в ледяных кернах указал на время прибытия маори в Новую Зеландию

Около 1297 года произошел резкий рост выбросов черного углерода

N+1
Угадай мелодию: самые известные песни из фильмов (ты их точно слышала!) Угадай мелодию: самые известные песни из фильмов (ты их точно слышала!)

Правильно подобранный саундтрек значительно способствует известности фильма

Cosmopolitan
Эконом минус Эконом минус

О неудачных попытках женщины сэкономить

Cosmopolitan
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Дуриан, картошка, яд жабы и другие странные афродизиаки

Maxim
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц «Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц

Как музыканту найти контракт в Китае и с каким трудностями можно столкнуться?

VC.RU
Все о матери Все о матери

Пенелопа Крус — об опыте материнства и традиционных ценностях

Glamour
Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви Природа искусства. Хизер Роуз: Музей современной любви

Отрывок из книги Хизер Роуз "Музей современной любви" о познании себя

СНОБ
Екатерина Попова о 10 вещах, которые не должна делать женщина после 30 лет Екатерина Попова о 10 вещах, которые не должна делать женщина после 30 лет

К 30 годам женщина должна перестать делать эти вещи

VOICE
Гуантанамо Гуантанамо

Гуантанамо — тюрьма США на Кубе для иностранцев, обвиняемых в терроризме

Дилетант
MARKUL – о грехах, скандальных выходках и новом альбоме MARKUL – о грехах, скандальных выходках и новом альбоме

MARKUL об уходе с Booking Machine и своем теневом образе

GQ
Когда машины научатся слушать музыку Когда машины научатся слушать музыку

История о том, как симфонический оркестр уместился в ноутбуке

GQ
Дзен без стен Дзен без стен

Как грамотно обустроить квартиру-студию

Лиза
Какие ваши годы Какие ваши годы

Какие факторы определяют отношение к возрасту

Grazia
Мы не сидим сложа руки Мы не сидим сложа руки

Лучший декоратор вашего дома — это вы сами

Tatler
10 пугающих видов оружия для контроля толпы 10 пугающих видов оружия для контроля толпы

Оружие для контроля толпы – зачастую не менее беспощадное, чем народный гнев

Популярная механика
Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра Весить 80 кг при росте 165 см - норма! Врачи требуют пересмотра

Избавляясь от "лишних" килограммов, каждая пятая женщина наносит ущерб здоровью

Cosmopolitan
5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы 5 признаков того, что вы все еще страдаете от детской травмы

Нанесенная в детстве травма неизбежно оставляет следы

Psychologies
Открыть в приложении