Знаменитый латвийский актер Гирт Яковлев отмечает восьмидесятилетний юбилей

Караван историйЗнаменитости

Гирт Яковлев: "Чувствую себя молодым, но время неумолимо"

Любимца прекрасной половины бывшего Советского Союза коллеги за взрывной нрав и отзывчивость прозвали Динамитом и Скорой Помощью. Еще он - ходячий анекдот и вечный розыгрыш. В июле знаменитый латвийский актер отмечает восьмидесятилетний юбилей.

Беседовала Элина Чуянова

Фото: Archive Sovexportfilm/Global Look Press

едавно пересматривала «Смерть под парусом» с вашим участием. В экранизации детективного романа Чарльза Перси Сноу собрался великолепный актерский ансамбль — Марианна Вертинская, Лембит Ульфсак, Мирдза Мартинсоне...

— Да, команда сложилась классная, веселая, мы много времени проводили вместе и подружились. Съемки проходили в Латвии, яхта ходила по разным рекам с типично латвийскими пейзажами, которые, впрочем, вполне сошли за английские. Помню, решили искупаться, поплавали, вышли на берег, а все ноги синие. Оказалось, в речку какой-то завод сбрасывает отходы. Не знаю, что за отрава в воде была, но нас всех потом в баню повели отмываться.

— В детстве меня впечатлил фильм «Прощание с Петербургом», где вы сыграли Штрауса.

— Эта картина для меня знаковая. Там происходили разные совпадения интересные... Случилось все в Ленинграде. Мы с Вией Артмане были на каких-то пробах, шли по коридорам «Ленфильма», и вдруг ко мне обратилась незнакомая дама:

— Извините, пожалуйста, вы, случайно, не актер?

— Актер.

— Хочу познакомить вас с одним человеком...

Заходим в кабинет, там сидит важный господин. Буквально с порога он начинает излагать замысел ленты о композиторе Иоганне Штраусе. Я сразу усомнился, что подойду, ведь ничего не понимаю в музыке. В общем, поговорили и я уехал, поскольку параллельно снимался на Рижской киностудии в фильме «В тени смерти». Вскоре меня вызывают в Ленинград на переговоры и пробы.

Режиссер «В тени смерти» Гунар Пиесис бурно запротестовал: «Я его не отпускаю! Вся группа в сборе, надо снимать...» Закончилось тем, что наша уважаемая Эльза Радзиня (кстати, в «Смерти под парусом» она выступила в роли чопорной экономки) на каком-то высоком собрании с трибуны возмущенно заметила:

— Вот актеру Яковлеву сделали прекрасное предложение сыграть Штрауса, он может прославить Латвию, но Пиесис его не отпускает.

— Пусть едет, — ответил Гунар, — но ни одного свободного дня ему не дам, пусть сам выкручивается.

Разозлил я его тогда сильно.

После того как утвердили на роль Штрауса, пришлось осваивать азы дирижирования. Тренировался до изнеможения, пока смычок в руке не запел, а вот озвучивать героя отказался — не мог позволить себе говорить с акцентом. Это сделал Александр Демьяненко. Фото: Ленфильм/Кадр из фильма «Прощание с Петербургом»

После того как утвердили на роль Штрауса, пришлось осваивать азы дирижирования. Тренировался до изнеможения, пока смычок в руке не запел, а вот озвучивать героя отказался. Не мог позволить себе говорить с акцентом, когда в кадре рядом с композитором — его секретарь с аристократическим русским языком в исполнении Меркурьева. Было бы просто смешно. Озвучивал меня Александр Демьяненко.

Фильм шел с оглушительным успехом по всему Союзу. Помню свою огромную морду на афишах Арбата, у кинотеатра «Октябрь». Просто с ума сойти! В дни премьеры мы как раз были на гастролях в Москве и как все купили билеты в кино. Перед сеансом друг Улдис Думпис все порывался вылезти на сцену и представить меня зрителям. Я еле сдержал его порывы, иначе умер бы на месте от страха.

«Прощание с Петербургом» показывали и в других странах — в Венгрии, Польше, Германии, Чехословакии, Австрии. Кто мог подумать, что Штраус так выстрелит, да еще на весь соцлагерь плюс на родине композитора?! Какой-то критик даже написал: «И актера нашли не хуже Омара Шарифа».

Около года назад по ТВ показывали документальный фильм про знаменитого дирижера Мариса Янсонса. Смотрю на экран и вдруг буквально столбенею — это же я стою и дирижирую в Петербурге симфоническим оркестром! Авторы взяли для иллюстрации кадры из «Прощания...». Надо же было оказаться вместе с легендарным Янсонсом в таком важном для его жизни фильме!

— Пик вашей актерской карьеры пришелся на советское время. Сегодня в Латвии поминать добром ту эпоху — чуть ли не моветон...

— Какое я имею право отказываться от своего прошлого? Тогда и от себя надо отказаться! Это было прекрасное время. Я играл чекистов и коммунистов столько же раз, сколько офицеров вермахта и прочих фашистов. Снимался в кино не только в Латвии, но и в России, Белоруссии, на Украине. Объездил весь Союз, Европу, побывал в Америке, Колумбии, Мексике, Венесуэле, Египте, Китае. Был председателем Союза театральных деятелей. Грех жаловаться.

Кроме того, есть же такие соблазнительные бумажки, которые ты за свою работу получаешь. Без этих бумажек жить невозможно. Я занимался тем, что умел и любил, а мне платили хорошие деньги. Никаких комплексов по данному поводу не испытываю.

На эти бумажки можно было построить хороший дом, но у меня от деда с тридцатых годов остался — крепкий, деревянный. Мы в нем всей семьей жили. Теперь дочь Лиене там обосновалась. Если бы в начале семидесятых друг Думпис не сказал «Идем покупать машину», я бы и ее не купил. А так он взял «запорожец», я — «жигули». У нас вообще все как-то параллельно в жизни, всегда рядом. Часто играли вместе в фильмах, постановках, и до сих пор играем.

В роли сподвижника Дзержинского Якова Петерса в фильме Сергея Тарасова «Петерс», 1972 год. Фото: Vostock Photo

Некоторое время наши семьи даже жили в одном доме на Видземском взморье в Вецаки, дети росли вместе. Бегали по пляжу, находили пустые пивные банки, тащили их домой и украшали полки. Улдис, помню, собирал одноразовые стаканчики — сегодня мы их сразу выбрасываем, а тогда он эти стаканчики мыл и ставил в них цветы. Кошмар, если подумать. Но было здорово!

— Как вы пришли в актерскую профессию? Ваши родители, насколько знаю, не были связаны с театром.

— Мама всю жизнь проработала на кондитерском предприятии «17 июня», до 1940 года это была шоколадная фабрика Вильгельма Кюзе. От простой работницы выросла до начальника цеха, получила персональную пенсию. Этот статус открывал доступ к столам заказов, что оказалось весьма ценно в эпоху дефицита, к хорошей медицине в спецполиклинике, к пятидесятипроцентной скидке на лекарства.

У отца жизнь была сложной. Он работал на ВЭФе регулировщиком. Когда началась война, на заводе организовалось общество самообороны, им даже винтовки выдавали. Потом вся эта каша началась, он попал в тюрьму, затем оказался в концлагере Саласпилс. В послевоенные годы работал в управлении книготорговли, был начальником экспедиторов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пять поколений парфюмеров Пять поколений парфюмеров

Пьер-Франсуа-Паскаля Герлена успеха добился сам

Караван историй
Заговорить как Путин и Дудь: как устроено приложение-пародист, созданное при участии Бекмамбетова Заговорить как Путин и Дудь: как устроено приложение-пародист, созданное при участии Бекмамбетова

Сможет ли «Фишка» приложения Parodist научиться зарабатывать?

Forbes
Сиреневые сады Леонида Колесникова Сиреневые сады Леонида Колесникова

Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историй
Ford представил совершенно новый внедорожник Ford представил совершенно новый внедорожник

Наконец что-то годное от «Голубого овала»…

Maxim
Евгений Воловенко. Зеленый луч Евгений Воловенко. Зеленый луч

Евгений Воловенко: «Если поймать зеленый луч, можно рассчитывать на счастье»

Караван историй
Nautilus (США): когда ваш мозг влюблен Nautilus (США): когда ваш мозг влюблен

Антрополог Хелен Фишер рассказывает нам о биологии любви

ИноСМИ
Олег Нестеров. Как в последний раз Олег Нестеров. Как в последний раз

Интервью с Олегом Нестеровым

Караван историй
Зубатые и усатые киты независимо приобрели сходные черты Зубатые и усатые киты независимо приобрели сходные черты

Ученые нашли почти полный скелет крупного дельфина Ankylorhiza tiedemani

N+1
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Правила жизни Джима Моррисона Правила жизни Джима Моррисона

Музыкант, умер в 1971 году в возрасте 27 лет

Esquire
Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Когда «плохие слова» хороши для психики Когда «плохие слова» хороши для психики

Ругаться — это плохо или хорошо?

Psychologies
Почему женщины изменяют? Почему женщины изменяют?

О причудливой психологии неверности рассказывает Михаил Лабковский

Cosmopolitan
Путешествие-побег: можно ли уйти от боли Путешествие-побег: можно ли уйти от боли

Как пережить потерю

Psychologies
Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех

Почему на харассмент нельзя «просто не обращать внимания»

Cosmopolitan
«Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь» «Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь»

Анна Плетнёва о красоте, гармонии с собой и новом альбоме

OK!
Двойные штрафы с камер: власти объяснили, в чем дело Двойные штрафы с камер: власти объяснили, в чем дело

Власти объяснили странные штрафы

РБК
Красивые и стройные ноги: советы тренера, которые помогут добиться результата Красивые и стройные ноги: советы тренера, которые помогут добиться результата

Стройные ноги требуют немало усилий

Cosmopolitan
Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов

Столетняя война брендов - это не противостояние вкусов, а чистейший маркетинг

Популярная механика
Как продлить жизнь любимым вещам: 26 простых лайфхаков Как продлить жизнь любимым вещам: 26 простых лайфхаков

Учимся бережнее относиться к вещам

Cosmopolitan
Ключ от гробницы Ключ от гробницы

Как мы учимся лечить болезнь Стивена Хокинга

N+1
Болезнь Рэдклифа, проблемы с законом и другие шокирующие факты о Болезнь Рэдклифа, проблемы с законом и другие шокирующие факты о

Собрали самые интересные факты о поттериане

Cosmopolitan
Крысы оказались подвержены эффекту свидетеля Крысы оказались подвержены эффекту свидетеля

В присутствии наблюдателей животные не склонны помогать попавшим в беду

N+1
История об укрывательстве евреев во время Великой Отечественной войны История об укрывательстве евреев во время Великой Отечественной войны

История Кочерова Анатолия, пережившего Холокост

СНОБ
После нас: что будет с Землей, если человечество вымрет После нас: что будет с Землей, если человечество вымрет

Эксперты уверены, что конец человечества просто неизбежен

Популярная механика
12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык 12 способов преодолеть лень и выучить иностранный язык

Лень учить иностранные языки? Значит, вы выбрали неправильный подход

Psychologies
Джоконда для зумеров: мировые музеи жаждут молодой крови Джоконда для зумеров: мировые музеи жаждут молодой крови

Как заинтересовать искусством самых молодых?

Forbes
Неприкосновенный запас Неприкосновенный запас

Полная ревизия на случай повторения неприятной ситуации

GQ
Медийные лица и русская классика Медийные лица и русская классика

Тележурналистика за годы целевой пропаганды заметно деградировала

СНОБ
FOGO: почему карантин закончился, а страх выходить из дома остался FOGO: почему карантин закончился, а страх выходить из дома остался

Почему новая фобия горожан называется FOGO?

РБК
Открыть в приложении