Геннадий Смирнов выбрал актерскую профессию в раннем детстве

Караван историйЗнаменитости

Геннадий Смирнов. Обаятельный негодяй

Когда вышла картина «2 дня», Дуне позвонил знакомый высокий чиновник: «Ты Гену Смирнова, что ли, познакомила с этим?» И фамилию называет. «Да нет, он его не знает». - «Быть не может, у него интонации, жесты - один в один. Даже смеется точно так же».

Беседовала Наталья Черных

Фото: Андрей Федечко

Вот что значит правильно поставить артисту задачу! С Дуней Смирновой договорились, что для моего персонажа герой Федора Бондарчука — кумир и для обожаемого Петра Сергеевича он сделает все что угодно. Слушаться будет, заботиться как о маленьком ребенке. После этого роль начала выстраиваться сама, и подглядывать ни за кем не надо. Я так прямо и смотрел на площадке на своего «начальника» влюбленными глазами: какой прекрасный, мудрый и честный человек!

В первую картину Дуни попал совершенно случайно. Позвонила агент: «Сходи на пробы фильма «Связь». Правда это не роль, а групповка — нужны друзья главного героя, зато — Смирнова!» У Пореченкова там есть сцена, где он с друзьями выпивает и рассказывает, как страдает от любви. Пришел, познакомились, я рассказал какой-то анекдот, Дуня подхватила... Стали вместе хохотать, так с 2005 года до сих пор и хохочем.

С Евгением Муравичем в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо», 2012 год. Фото: А. Даничев/РИА Новости/На съемках фильма «Кококо»

Вот — случайная встреча, изменившая всю мою жизнь. В итоге я сыграл не в групповке, дали роль Рината, хотя на него уже был утвержден московский артист. Этот фильм я люблю, пересматривал его несколько раз. Там потрясающая Анна Михалкова и невероятный Михаил Пореченков. Все же привыкли видеть его с автоматом, а в «Связи» он и нежный, и ранимый, и при этом все равно мужественный, этого почти никто не умеет играть. Сильный мужик, но страдающий от любви, которого можно расколоть на маленькие кусочки, разбить как чашку. У Дуни многие артисты начинают раскрываться по-другому и играть то, к чему зритель не привык.

В «Кококо» герой писался уже на меня. Дуня с Аней Пармас сочиняют сценарии под конкретных актеров. Главных героинь придумывали для Ани Михалковой и Яны Трояновой. А я — директор Кунсткамеры, дальше про характер можно не объяснять. Все они — современная русская интеллигенция, немного потерянная, которой хочется перемен, но она не знает, как этого добиться. И даже каких именно перемен — тоже не очень хорошо понимает. Играть было легко — мое окружение из таких людей и состоит. Такая образованная, интеллигентная петербургская публика.

К слову, нас с Дуней периодически женят или называют родственниками. Наверное у меня очень редкая фамилия, раз люди думают, что все Смирновы непременно связаны между собой. Как-то читал в Интернете пост некой дамы про семейственность в кино: мол, папа протежирует дочку, а дочка — брата Геннадия. Однажды семейной парой назвали, когда снялись для светской хроники глянцевого журнала. Было весело! Это ведь тоже своего рода театр.

Будущую профессию я выбрал, кажется, еще даже не начав говорить. Но главное все-таки случилось в поезде, когда мама везла нас с братом в Геленджик. На море мы отдыхали каждое лето, мама копила весь год деньги, вкалывая на двух работах. Мне было пять, соседками в купе оказались две учительницы — художественной школы и музыкальной. Ребенком я был активным, даже чересчур, всю дорогу веселил купе песнями и плясками. В Геленджике поселились вместе с новыми приятельницами, и я продолжил концерты.

Видимо, в ноты попадал, поскольку к концу отпуска Любовь Васильевна, у которой потом и учился, сказала маме: «Лариса, ребенку нужно к нам!» И в 1978 году в возрасте шести лет ребенка повели поступать в музыкальную школу. Я спел перед комиссией «Крейсер «Аврора», и меня приняли. Стал играть на пианино, а мама — гордиться сыном. Как она втиснула большой черный «Красный Октябрь» в тринадцатиметровую комнату в коммуналке, где мы жили втроем, до сих пор не понимаю.

И песня на вступительных экзаменах, и то, что музыкалка располагалась на Ленинградской улице — было, наверное, намеком судьбы. Но тогда я его не понял. И мысли не возникло, что буду жить в Ленинграде. Я рос в Вологде, в Завокзальном микрорайоне рядом с железнодорожными путями. С одной стороны дороги — локомотивное депо, где работали дедушка с бабушкой, с другой — вагонное, там много лет трудилась мама, а потом и старший брат.

В «Кококо» главных героинь сыграли Аня Михалкова и Яна Троянова. А я — директор Кунсткамеры, дальше про характер можно не объяснять. Все персонажи — современная русская интеллигенция, немного потерянная, которой хочется перемен, но она не знает, как этого добиться. Играть было легко — мое окружение из таких людей и состоит. Фото: И. Базарский/Кинокомпания СТВ

— И как там жилось — у железной дороги?

— Дом наш на улице Можайского, кажется, еще довоенной постройки: деревянный, двухэтажный, с большими и темными коммунальными квартирами. Никакой, конечно, горячей воды и ванны. Зато у каждой семьи свой газовый баллон, заправлять который ездили на станцию. Помню, как радовался, когда меня брали с собой — это ведь значило, что я взрослый!

Развлекались с ребятами на железнодорожных путях, хотя ходить туда строго запрещалось. Но если можно положить монетку на рельсы и дождаться, когда по ней проедет состав — какие запреты удержат? Зимой во дворе строили снежную крепость, штурмовали ее и защищали, домой возвращались с головы до ног в ледышках.

Конечно, как и всем мальчишкам, дворовая жизнь мне нравилась больше, чем учеба. Но класса до седьмого оценки я получал приличные. А потом окружающая жизнь вдруг стала любопытнее учебников — и школу я окончил с шестью тройками, да и те, думаю, натянули.

В конце восьмидесятых стали печатать столько интересного! Я выписывал журналы, покупал газеты — денег, кстати, у мамы не просил, работал каждое лето почтальоном — и читал запоем: по ночам дома, а днем на уроках.

Учительница математики и завуч Тамара Порфирьевна иногда брала у меня почитать «Московские новости», во время контрольной садилась рядом и спрашивала: «Ну как тебе последняя статья про Ельцина?» Мы начинали обсуждать, дискутировать, и под шумок она помогала решать задачи.

Учителя вообще мне многое прощали, потому что «зачем ему химия, он все равно в артисты собрался». Я же участвовал во всех вечерах, концертах, КВН, а с восьмого класса ходил в народный театр при городском Доме культуры. Играл маленькие роли, зато старшие помогли подготовиться к поступлению в театральный. Наши спектакли «Ромео и Джульетта» и «Восстание роботов» по Карелу Чапеку помню до сих пор.

— И почему решил рвануть именно в Ленинград?

— Хотя Москва была ближе — восемь часов на поезде, а до Ленинграда — тринадцать, тянуло почему-то именно в Ленинград. Я бывал на Красной площади, и она на меня никакого впечатления не произвела. Ну если только Ленин в Мавзолее. А вот когда в шестом классе увидел крейсер «Аврору» — просто замер. Влюбился в город, от которого осталось ощущение яркого солнца и совершенно удивительных людей, казалось, они даже одеты как-то иначе. (Насчет солнца жизнь потом жестоко разочаровала.)

Осенью класс писал сочинение на тему «Как я провел лето». Я честно рассказал про Ленинград, куда мы с мамой ездили вообще-то за продуктами — в Вологде же был вечный дефицит, признался, какое оглушительное впечатление произвел на меня город: троллейбусы, трамваи, автомобили, люди, Невский проспект — невероятно широкий и огромный. Едем в троллейбусе, идет дождь, и сквозь капли на стекле мелькают вывески «Булочная», «Ткани», «Дом книги» — много всего и все очень быстро.

Мой восторг не оценили и поставили тройку: «Ты ездил в Ленинград и не увидел ничего, кроме магазинов?» Наверное, перед тем как стоять в очереди за колбасой, ребенку неплохо было бы сходить в Эрмитаж. Я очень обиделся. Ведь написал совершенно искренне! Тем более что мама действительно очень старалась: мы ездили и в Петергоф, и в Пушкин, в Эрмитаж, кстати, она тоже меня сводила.

В общем, когда после школы уехал поступать в ЛГИТМиК, Ленинград уже не был для меня чужим. Надел все лучшее — в кедах, шортах и какой-то пестрой рубашке заявился на прослушивание. Я бы на месте педагогов выгнал такого красавца сразу.

Фото: Андрей Федечко

— Но тебя все-таки взяли. Чем блеснул?

— Уже не помню все, что читал, только стихотворение Евтушенко «Афганский муравей», взятое из журнала «Огонек». До сих пор подозреваю, что Тамара Михайловна Абросимова взяла меня только потому, что я из Вологды. В войну она была там в эвакуации и не забыла, с какой добротой относились к ней люди. Во время учебы Тамара Михайловна по первому «Здравствуйте!» могла определить, ездил я домой на выходные или нет. Вологодский говор очень мягкий, обаятельный, за пару часов незаметно возвращается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Матти Фридман: Безродные шпионы Матти Фридман: Безродные шпионы

Отрывок из книги Матти Фридмана о создании разведывательной службы Израиля

СНОБ
Константин Воробьев и Ольга Самошина. «Ни в парше, ни в парче, а так, вообче» Константин Воробьев и Ольга Самошина. «Ни в парше, ни в парче, а так, вообче»

Они поженились восемнадцатилетними, на втором курсе театрального института

Караван историй
Тонкие нервные волокна не позволили людям с аутизмом ощутить тепло Тонкие нервные волокна не позволили людям с аутизмом ощутить тепло

Симптомы аутизма связаны с недостатком тонких нервных волокон под кожей

N+1
Беата Маковская. Одесский дворик Беата Маковская. Одесский дворик

Беата Маковская: «Я не думала, что после «Ликвидации» проснусь знаменитой»

Коллекция. Караван историй
Ана де Армас. Девушка Бонда с фигурой Монро Ана де Армас. Девушка Бонда с фигурой Монро

Сегодня Ана де Армас — одна из самых востребованных голливудских актрис

Караван историй
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
7 необычных видов древнего оружия, о которых ты, скорее всего, даже не слышал 7 необычных видов древнего оружия, о которых ты, скорее всего, даже не слышал

Удивительно, как изобретательны были наши предки!

Maxim
Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер

Чтобы вырастить микрозелень, потребуется всего несколько дней

Караван историй
45 лет назад советский космический аппарат «Венера-9» приземлился на Венере и сделал ее фотоснимки 45 лет назад советский космический аппарат «Венера-9» приземлился на Венере и сделал ее фотоснимки

Первый искусственный аппарат на поверхности другой планеты

Maxim
Венера в зените Венера в зените

Лучшие способы улучшить или попросту вернуть ощущения от секса

Vogue
Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной

Создатель «Доброшрифта»: можно ли зарабатывать на благотворительности

Forbes
Как выйти из безопасного режима на Андроид Как выйти из безопасного режима на Андроид

Что делать, если Safe Mode на андроиде включился автоматически?

CHIP
Правила жизни Никиты Михалкова Правила жизни Никиты Михалкова

Правила жизни режиссера и «бесогона» Никиты Михалкова

Esquire
Из кино — в жизнь: 7 главных трендов мужской моды с комментариями экспертов по стилю Из кино — в жизнь: 7 главных трендов мужской моды с комментариями экспертов по стилю

Хочешь выглядеть максимально круто?

Playboy
Вышел Star Wars Squadrons – ностальгический симулятор космических боев во вселенной «Звездных войн» Вышел Star Wars Squadrons – ностальгический симулятор космических боев во вселенной «Звездных войн»

Star Wars Squadrons словно провалился в 2020 год из 1993 (это комплимент)

GQ
Бычки вымели хвостами сперму конкурентов из гнезд Бычки вымели хвостами сперму конкурентов из гнезд

Это первый пример удаления спермы соперников у видов с внешним оплодотворением

N+1
Земфира Земфира

Земфира и её громкие высказывания

ЖАРА Magazine
«Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни». Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности «Хуже, чем плохой брак, нет ничего в жизни». Людмила Улицкая — о любви, низкой самооценке и жизни в условиях неопределенности

Отрывок из книги «Детский недетский вопрос» — интервью с Людмилой Улицкой

Forbes
10 необычных BMW 10 необычных BMW

Десять редких «бумеров», которые никогда не появлялись на наших дорогах

Популярная механика
Это наша история Это наша история

Некоторые люди несут в себе память о травмах своих предков

Psychologies
Панчь, Британия Панчь, Британия

Драма о поисках идентичности на просторах бывшей Британской империи в жанре рэпа

Weekend
Во что я верю Во что я верю

За 25 лет в бьюти-индустрии многое изменилось

Домашний Очаг
Порно и смешно Порно и смешно

Василий Степанов о фильме «Глубже!» как энциклопедии русской жизни

Weekend
За ним стояли в очереди по полгода — «Форд-Фокус», который сделал иномарки доступными За ним стояли в очереди по полгода — «Форд-Фокус», который сделал иномарки доступными

И папа катался, и мама каталась…

Maxim
Непереводимость дистанции Непереводимость дистанции

Игорь Гулин о поэзии Луизы Глик

Weekend
Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил Как научиться врать и не краснеть: 8 основных правил

Мастерство вранья подчас достигается годами усердных тренировок

Playboy
Пакет не нужен! Краткая история того, как в наших домах появились пакеты с пакетами Пакет не нужен! Краткая история того, как в наших домах появились пакеты с пакетами

История пакетов: от бумажных до пластиковых

Maxim
«Время живых машин. Биологическая революция в технологиях» «Время живых машин. Биологическая революция в технологиях»

Отрывок из книги Сьюзан Хокфилд о том, как биология и инженерия изменят мир

N+1
B-12: вертолет-гигант, который не летал B-12: вертолет-гигант, который не летал

Как сложилась судьба винтокрылого гиганта В-12

Популярная механика
Открыть в приложении