Евгений и Марта Ткачук: «Любовь — это кислород»
«Первую зарплату, с «Мишки Япончика», я потратил на трех жеребцов».
«Когда мы познакомились, кони меня особо не смутили. Рассуждали мы примерно так: «Ну есть три коня — это здорово. А что дальше?» — «Давай театр делать». — «Угу, давай». Вот мы и делаем театр».
Вы вместе уже много лет. Интересно, как вы познакомились?
Евгений: Мы познакомились в интернете. Общались примерно год, даже больше. Я жил в Москве, она в Петербурге. А потом, когда поехал на съемки в Питер, мы решили встретиться. Все, что происходило в этот день, — череда безумных и геройских поступков. Началось еще с поезда. Мы никогда не виделись, но я попросил Марту: «Купи мне зубную щетку и пасту». И она купила мою любимую, зеленую. Утро, кафе, попугаи-неразлучники, гостиница «Русь», где я тогда остановился, — все это символы нашей совместной истории. А мне ведь казалось, что вот попьем кофе, посидим и разбежимся.
Во время второй нашей встречи мы гуляли по Петергофу. Задержались на полтора дня и именно там поняли, что нужны друг другу. И на Ольгином пруду, рядом с храмом Петра и Павла, на иве, которая стелилась над водой, поцеловались в первый раз...
Поженились мы 11 лет назад, а венчались в 2019 году — там же, в Петергофе, в храме Петра и Павла. Вопреки моим ожиданиям, было легко, свободно, тепло и в то же время трепетно. Мы под каким-то божественным колпаком вдруг ощутили себя. Такая была уверенность в том, что Бог с нами, нас не отпустит, не бросит.
— Вы считаете, ваша встреча — это судьба или случайное совпадение, ваш личный выбор?
Евгений: Когда мы называем такие большие серьезные вещи какими-то совпадениями, то как будто принижаем их достоинство.
Марта: Когда мы встретились, действительно не было ощущения, что это какая-то великая любовь с первого взгляда, Провидение или вмешательство высших сил. Но при этом нас как будто куда-то неотвратимо вело. Ты встречаешься с человеком, не понимая, почему, зачем. Потом ты еще раз с ним встречаешься, так же ничего не понимая. А через пару месяцев уже живешь у него. (Смеется.) А еще через пару — у вас семья. События как будто чуть быстрее происходили, чем их осознание. У нас с Женей все очень быстро случилось. И мне кажется, нам просто надо было встретиться, чтобы потом пойти вместе, создать семью, родить детей.
— Женя в одном из интервью говорил, что был неприкаянным в тот период жизни, а тут почувствовал нужность и прикаянность, именно так он это сформулировал. А какой были вы, кроме того что выглядели в день знакомства не очень, так как сожгли солярием лицо?
Марта: Мне было 25 лет, и на тот момент у меня была какая-то затянувшаяся темная полоса. Не происходило никаких трагических событий, но внутренне я была в плохом состоянии, как в тупике: не знала, куда идти, с кем, что делать в жизни. Будто нет рядом близких людей и все исчезли — такое ощущение тотального одиночества. Я с двумя котами сидела одна дома и праздновала свой день рождения 21 марта. Это еще и день весеннего равноденствия.
Евгений: И Новый год в Армении.
Марта: Как раз в этот день мы впервые списались с Женей. Почему-то я написала ему, неизвестному мне человеку, но известному артисту, о том, что у меня день рождения и я сижу с двумя котами. А он ответил тепло и небанально о том, что вообще думает про день рождения, про новый виток. Я ощутила родство душ... Этот день для нас стал судьбоносным, значимым.
Мы начали общаться, но встретились только через год с небольшим. И при первой встрече стали общаться легко, непринужденно, без барьеров и стеснения, точно так же, как общаемся сейчас, когда знаем друг друга досконально. Я сразу поняла, что Жене нужна рука помощи по жизни и человек рядом. И мне такой человек был нужен.
— Женя, вы же переписывались около года. Скажите, о чем были эти разговоры?
Евгений: Мы обсуждали все подряд — прошедший день, музыку, какие-то приколы, хохмы. Не было тем, которые были бы не охвачены.
Марта: Женя, например, мог написать: «Я сейчас вылетаю и потерял паспорт. Как ты думаешь, где он?» А я ни разу не была у него дома, не знаю, где может быть документ. Он пишет: «Блин, ну подумай, где я мог его оставить!» И мы начинали онлайн искать его паспорт, чтобы он смог вылететь.
— Смешно.
Марта: Или он почему-то очень долго думал, что я немка, потому что у меня немецкое имя, или что меня, может быть, вообще не так зовут. В общем, какие-то фантазийные истории у нас были.
Евгений: А у Марты нет немецких корней. У нее есть финские.
Марта: У меня бабушка живет в Финляндии.
— А когда вы выяснили, что не то что однофамильцы, но у ваших предков были схожие фамилии — Потехины и Шутеевы? Если обращаться к корням, то ваши семьи занимались одним и тем же делом, возможно, были скоморохами.
Евгений: Года полтора-два назад мы это узнали. И меня новость очень взбодрила, я обалдел. Но в принципе мышление, отношение к жизни, к справедливости главным образом, внимание, умение быстро воспринимать у нас схожее, поэтому неудивительно, что мы так быстро и близко сошлись. И скорее всего, судя по фамилиям, наши предки были скоморохи.
Марта: Да, мы активно занимаемся этой темой в нашем театре «ВелесО». Когда узнали, это действительно было опять каким-то судьбоносным моментом, когда твое занятие еще транслируется где-то у тебя в роду, когда-то кто-то действительно, наверное, этим занимался.
Евгений: Сто процентов занимались. Потехины и Шутеевы — абсолютно артельные фамилии.
— Женя достался вам с приданым. У него же уже были кони?
Евгений: Да. Они появились после первой зарплаты, с «Мишки Япончика». Я потратил гонорар на трех жеребцов.
Марта: Когда мы познакомились с Женей, я сразу поняла, что он непростой парень.
— Женя, а кто придумал называть вас «Куклачев с большими амбициями»? Не вы ли, Марта?
Марта: Это Леша Фролов, артист, большой наш друг.
Евгений: Нет, это Даша Румянцева, актриса, придумала.
Марта: Нет, Фролов!
— Вот и семейная ссора в прямом эфире.
Марта: В общем, автор неизвестен, но шутка плотно вошла в обиход... Эти три коня меня особо не смутили, потому что Женя — большая планета, которая не изучена до сих пор, мне кажется, никем, даже мной. Поэтому какие-то такие вещи в принципе воспринимаются нормально. Рассуждали мы примерно так: «Ну есть три коня — это здорово. А что дальше?» — «Давай театр делать». — «Угу, давай». Вот мы и делаем театр.
— Сколько лет?
Евгений: Десятый год.
— То есть «ВелесО» живет примерно столько же, сколько ваша семья. В одном интервью, Женя, вы говорили, что на Марте 90 процентов задач, которые нужно в нем делать. Но у вас самый непростой театр России, где работают вместе и люди, и кони. Это невероятная ответственность, постоянно нужны какие-то деньги на все — от корма до ветеринаров, необходимы особые условия для приемлемого существования.
Евгений: Театр у нас не имеет аналогов, поэтому, когда возникает какая-то задача, никто не знает, как ее осуществить. И все, собственно, так и говорят: «Ой, а как это сделать? Я не знаю...» А Марта просто берет и делает.
Например, мы долго искали тренера, который помог бы нам построить работу таким образом, чтобы стало возможно играть с конями драматургию. И в какой-то момент Марта тоже начала искать. Оказалось, что тренер рядом с «ВелесО» и у нее своя школа.
Марта: Любые задачи, которые поступают в театр, и их распределение проходит через меня. Это непросто, потому что театр у нас специфический, и тут большая ответственность перед нашими уже восемью жеребцами, перед людьми, которые сейчас задействованы как артисты и работники. Конечно, самый большой вопрос — это поиск финансов. Как выстроить репертуар, мероприятия так, чтобы мы хоть чуть-чуть заработали, где найти какое-то финансирование на ближайшие выплаты. Потому что все идет из нашего бюджета, конечно.
— Получается, основной бюджет семьи уходит на коней?
Марта: Сейчас нет, но поначалу так и было. Я года два, наверное, привыкала к тому, что мы тратим огромные личные деньги на театр, а потом смирилась. Пришло принятие того, что является Жениным горением и его делом. И я все это разделяю. Но поначалу его фанатичное увлечение театром, погружение на сто процентов в то, что он делает, способно даже напугать. Иногда я задумываюсь о том, что занятость Жени забирает его полностью, но осознаю, что он не простой человек, он — достояние нашей культуры, он — гениальный артист...
