Дмитрий Вдовин: как в Большом театре готовят новые поколения певцов

Караван историйРепортаж

Дмитрий Вдовин: «Масштабы Большого требуют от вокалиста особых качеств»

Заслуженный деятель искусств России

Беседовала Инна Фомина

Фото: Екатерина Христова/Большой театр, Rustock/Vostock Photo

Как в Большом театре готовят новые поколения певцов, рассказывает руководитель его Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин.

— Дмитрий Юрьевич, для чего в Большом театре была создана Молодежная оперная программа (МОП)?

— Потому что выпускники консерватории — и певцы, и пианисты-концертмейстеры — недостаточно готовы к работе в театре. МОП нужна, чтобы дать молодому музыканту те качества, знания и умения, которые он в силу разных причин недополучил в вузе. Если говорить о вокалистах, то у всех выпускников отсутствует сценический опыт. Но есть еще и индивидуальные отличия.

У кого-то блестящие данные, но не хватает техники, с кем-то мало занимались актерскими навыками, у кого-то есть психологические проблемы. Часто ребята не владеют разными вокальными стилями, а ведь Моцарт и Вагнер, Чайковский и Прокофьев — это отдельные музыкальные стихии. И еще одна повсеместная проблема — иностранные языки, вокальная дикция. Последние десятилетия нормой стало исполнение опер в оригинале. И теперь вокалисту надо хорошо владеть минимум тремя языками: итальянским, немецким и французским.

Если же говорить о пианистах, то с солистами у нас в стране дело обстоит хорошо. Но подготовка пианистов, которые работают в театрах с певцами над репертуаром, поставлена слабо. Такие специалисты должны хорошо знать ходовой оперный репертуар, легко ориентироваться в незнакомом материале, знать возможности разных голосов и иностранные языки, разбираться в вокальных стилях, знать, где обычно в конкретной опере делаются сокращения (купюры), уметь играть с дирижером «по руке». Нужны и вокальные навыки, чтобы на репетициях подпевать за отсутствующих артистов. В консерваториях всем этим не занимаются.

В общем, проблем у выпускников вузов, пришедших в театры, много. Над их преодолением и работает наша команда постоянных педагогов и приглашенных коучей. Кстати, специалистов в таких областях у нас в стране не так много и их выращивание — тоже одна из задач МОП. В общем, если коротко, МОП — это сконцентрированные в одном месте отобранные по всей стране молодые певцы и пианисты и курирующие их мастера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении