Был Третьяков человеком непафосным, избегал публичности и похвал в свой адрес

Караван историйИстория

Братья Третьяковы. За великую заслугу пред Москвою...

Нина Белова

Фото: Julia Zaharova/предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Пятнадцатого августа 1893 года в тихом Лаврушинском переулке было оживленно и суетно: подъезжали коляски с депутатами городской думы и почетными гражданами, суетились репортеры. Вот-вот состоится официальное открытие подаренной городу Павлом Третьяковым художественной галереи. И тут выяснилось, что главный виновник на торжества не явился: "сбежал" с семьей за границу, пока не уляжется шум.

Те, кто близко знал коллекционера, не удивились. Был он человеком непафосным, избегал публичности и не переносил похвал в свой адрес. Слуга Третьяковых Андрей Осипович Мудрогель вспоминал, что Павел Михайлович «даже от собственных именин уезжал: накануне вечером обязательно подастся или в Петербург, или в Кострому, лишь бы не быть на именинном вечере». Скромность его доходила до болезненности. Прочитав о себе в журнале хвалебную статью знаменитого критика Стасова, слег от огорчения.

Фото: Julia Zaharova/предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Третьяковы не были коренными москвичами. Прадед Павла и его младшего брата Сергея мещанин Елисей Мартынович с женой Василисой и сыновьями Захаркой и Осипом прибыл в Москву в 1774 году из городка Малоярославца. Хотя было ему уже семьдесят, открыл собственное дело, мелкое, но довольно прибыльное — «пуговишную лавку», снабжавшую товаром все Замоскворечье. Дед братьев, купец третьей гильдии Захар Елисеевич, не только расширил торговлю, занявшись сукном и приумножив капиталы, но и приобрел в 1795 году в Голутвинской слободе небольшой домик с мезонином, который стал родовым гнездом Третьяковых.

После раздела имущества «...родовое недвижимое имение с каменным домом и со всеми принадлежностями» отошло сыну Михаилу Захаровичу. Дела у того шли хорошо, чему способствовала и удачная женитьба на дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию Александре Даниловне Борисовой. К отцовской лавке в Холщовом ряду Старого Гостиного двора Михаил Третьяков прибавил еще четыре, а также заведение по окраске и крахмалению холста и парусины.

В фамильном доме в Голутвине пятнадцатого декабря 1832 года появился на свет первенец Павел. Второй сын, Сергей, родился девятнадцатого января1834 года. Семья Третьяковых была большой, дружной, патриархальной, но не лишенной художественных интересов. Все любили литературу, музыку — матушка Александра Даниловна недурно играла на фортепиано.

Небольшой домик Третьяковых примыкал к колокольне храма Николая Чудотворца в Голутвине, где Михаил Захарович был приходским старостой и состоял в дружеских отношениях с настоятелем Александром Виноградовым. Священник часто запросто хаживал к нему побеседовать и находил в этих разговорах особенное удовольствие: «Михаил Захарович был человек очень умный, мог говорить о чем угодно и говорил приятно, увлекательно».

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Из окон дома был виден Кремль с блестящими под солнцем куполами соборов. Эти виды и живописные переулочки Замоскворечья с зеленым буйством садов, уютными особнячками и затейливыми церковками формировали художественный вкус будущих коллекционеров.

Братья-погодки дружили, невзирая на разницу темпераментов. Старший — немногословный, сосредоточенный, задумчивый, любил в уединении читать книги и рассматривать картинки. Младший — балагур, живчик и весельчак, слыл душой любой компании. В свободное время Павел и Сергей гуляли по отцовским владениям, простиравшимся до Москвы-реки. В усадьбе был прекрасный сад, позади дома каретный сарай, домики садовника и дворника, а на речном берегу — склад сплавного леса и торговые бани, известные под названием Якиманских. Летом в компании замоскворецких мальчишек — купеческих сыновей Антона и Коли Рубинштейнов, будущих основателей Петербургской и Московской консерваторий, — братья Третьяковы бегали плавать на расположенные неподалеку купальни на Бабьем городке. Павел Михайлович почти не вспоминал о детстве, но об этих походах рассказывал дочерям с удовольствием. «Еще мальчиком он с братом Сережей выплывал из купален на Москве-реке и с мальчиками Рубинштейнами... легко переплывал реку», — пишет Александра Боткина в своей книге об отце.

Фото: Ludvig14/ Creative Commons Attribution-share Alike 4.0 International License

И хотя глава семьи Михаил Захарович на вопрос об образовании не без гордости отвечал, что учился в «голутвинском константиновском институте» (то есть у дьячка соседнего храма Константина), детям старался дать добротное домашнее образование и часто сам присутствовал на уроках, строго следя за обучением сыновей. В результате, как свидетельствовала старшая дочь Павла Верочка, «оба, и папа, и дядя Сережа, писали красиво и литературно».

Когда сыновья подросли, отец начал приучать их к купеческому делу. Однако прежде чем будущим купцам доверили торговые книги и товары, Третьяковы-младшие выполняли обязанности «мальчиков в лавке»: бегали с поручениями, зазывали покупателей, убирались и даже помои выносили. Вскоре братья знали все нюансы семейного дела, а Павел к тому же вел бухгалтерские книги.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи/В. Серов. Портрет С.М. Третьякова, 1895 г.

В 1850 году глава семейства внезапно заболел и умер. Павлу не было и восемнадцати, когда ему пришлось взять управление бизнесом и ответственность за семью в свои руки. Братья унаследовали не только отцовские «лавки в Холщовом ряду», но и его удачливость в делах. В 1851-м Третьяковы-младшие впервые самостоятельно участвовали в Нижегородской ярмарке. А в конце лета этого же года у богатой домовладелицы Анисьи Лаврушиной выкупили просторный дом в Лаврушинском переулке по соседству с храмом Николая Чудотворца в Толмачах — двухэтажный, с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете. На втором поселилась матушка с младшими детьми. Именно этот дом и станет основой здания Третьяковской галереи.

Достигнув совершеннолетия и получив от матери все права на управление делами, Павел и Сергей взяли в компаньоны мужа сестры и основали торговый дом «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», открыли магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров. Контора торгового дома располагалась в доме Третьяковых в Толмачах, а магазин — на Ильинке, где в то время были сосредоточены наиболее крупные фирмы, и более сорока лет не менял адреса.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи/ В. Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами», 1853 г.

Каждый из владельцев отвечал за свой участок: Владимир Коншин работал непосредственно в магазине, Сергей курировал зарубежные закупки, Павел вел бухгалтерию. Компаньоны отказались от торговли разнохарактерным товаром и сосредоточились на продаже текстиля: тканей, одежды, столового и постельного белья.

Купцы Третьяковы вели дела успешно и вскоре перешли в первую гильдию. Это дало им возможность заняться еще и промышленной деятельностью. В конце 1866 года братья открыли Новую Костромскую льняную мануфактуру совместно с зятем Владимиром Коншиным и костромским купцом Константином Кашиным. Дело оказалось очень прибыльным. Мануфактура производила льняные ткани превосходного качества. Со временем продукция стала востребована при императорском дворе и получала высшие награды на международных выставках. А костромские деньги стали главными средствами для собирательства живописи.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи/Н. Шильдер. «Искушение», 1857 г.

Павел признавался, что «с юности беззаветно любил искусство», но когда в его голове зародилась мысль о коллекционировании, не знает никто. Возможно, это случилось после поездки в Петербург в 1852 году. Более двух недель он ходил по выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств. И потрясенный, писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников... Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых прежде не имел даже понятия». Побывал он и в первой частной галерее тайного советника Прянишникова, куда допускались только избранные.

По возвращении в Москву Павел уже не пропускает ни одной выставки живописи и в мае 1856 года приобретает свою первую картину — «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, а затем «Искушение» Николая Шильдера. Они и положили начало коллекции будущей галереи. Не имея специального образования, он постепенно втягивается в творческую среду, заводит знакомства с художниками, учится отличать настоящее искусство от посредственного, изучает технологию живописи и свойства красок. Со временем научился без помощи реставраторов удалять повреждения на холсте, заделывая трещины в красочном слое, промывать загрязнения, покрывать картины лаком.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи/В. Серов. «Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович», 1888 г.

Вскоре Павел замыслил создать в Москве музей, состоящий из картин русских художников, и поделился идеей с братом. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», — писал он позднее.

К тому времени младший из братьев уже отделился от семьи. В августе 1856-го Сергей женился на шестнадцатилетней купеческой дочери Лизоньке Мазуриной. Во время бала, который жених дал в преддверии свадьбы, будущие супруги, по словам современника, «были неотразимы»: «Сергей красив, строен, как всегда, необычайно элегантен. Невеста веселится, как дитя, переодевается по три раза за вечер». Брак оказался счастливым, но длился недолго. Успев подарить мужу наследника, Елизавета скончалась в 1860 году во время вторых родов. Осиротевшего внука Николая взяла на воспитание матушка братьев — Александра Даниловна. Сергей страшно горевал и искал спасения в общественной деятельности. В 1863 году он избирается гласным городской думы, старшиной московского купечества, возглавляет благотворительные комитеты. Сергей легко сходился с людьми и обладал административной жилкой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Физики разглядели структуру муарового экситона Физики разглядели структуру муарового экситона

Физики ищут путь к созданию новых источников света для квантовых технологий

N+1
Елизавета II: долг как смысл жизни Елизавета II: долг как смысл жизни

Елизавета II с самого начала твердо знала, что у нее нет возможности ошибиться

Караван историй
Алёна Хмельницкая: «Меня не старят седые волосы — я себе нравлюсь» Алёна Хмельницкая: «Меня не старят седые волосы — я себе нравлюсь»

Алёна Хмельницкая — о проекте на Netflix и съемках за границей

Cosmopolitan
Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо

В детстве плохо понимаешь, какой это адский труд — растить троих детей

Караван историй
Мужчины, которые ненавидят женщин: как распознать мизогина Мужчины, которые ненавидят женщин: как распознать мизогина

Как понять, от кого держаться подальше?

Psychologies
От падучей до святости От падучей до святости

Главные события, связанные с именем царевича Дмитрия

Дилетант
Среди своих Среди своих

Стася Милославская дебютировала на Netflix в детективной драме «С холода»

Harper's Bazaar
Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Караван историй
Постельные cцены Постельные cцены

Много полезных фактов о сне, которые мы собрали в честь Всемирного дня сна

Лиза
Евгений Герасимов: Евгений Герасимов:

Евгений Герасимов поделился своими амбициозными творческими планами

Коллекция. Караван историй
«Ожившая» Диана и голая беременная Мур: 8 самых провокационных обложек в истории «Ожившая» Диана и голая беременная Мур: 8 самых провокационных обложек в истории

Порой снимки, попадающие в журналы, получаются кричащими и неоднозначными

Cosmopolitan
Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппибуса» от VW Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппибуса» от VW

Как бюргеры сделали американцев бродягами, беспаспортными и безработными

Maxim
Один простой фактор, который отвечает за ваше хорошее состояние Один простой фактор, который отвечает за ваше хорошее состояние

Разнообразие повседневных движений связано с улучшением самочувствия

Популярная механика
Спорим, ты не знала об этих 10 классных функциях Telegram — используй его на полную! Спорим, ты не знала об этих 10 классных функциях Telegram — используй его на полную!

Готовы поспорить, о некоторых функциях Telegram ты и не догадывалась

VOICE
«Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид» «Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид»

Представьте, что ребенок лет пяти преследует в африканской саванне газелей

N+1
Ценные гектары Ценные гектары

Стоимость земель 20 крупнейших латифундистов России приблизилась к 1 трлн рублей

Forbes
Почему астероид Рюгу такой странной формы? Почему астероид Рюгу такой странной формы?

Возможно, разгадана происхождение ромбовидного астероида Рюгу

Популярная механика
Почему дружескую беседу стоит прерывать раньше, чем мы привыкли: мнение ученых о вежливости Почему дружескую беседу стоит прерывать раньше, чем мы привыкли: мнение ученых о вежливости

Большинство участников дружеской беседы хотят, чтобы она закончилась поскорее

ТехИнсайдер
Королева сердец: 5 великодушных и трогательных поступков принцессы Дианы Королева сердец: 5 великодушных и трогательных поступков принцессы Дианы

Принцессу Диану еще при жизни называли королевой сердец

Cosmopolitan
Дело не в тебе Дело не в тебе

Что сделать, чтобы развод родителей не травмировал ребенка?

Лиза
Как выжить и преуспеть в эпоху перемен, не выгорая и не впадая в отчаяние Как выжить и преуспеть в эпоху перемен, не выгорая и не впадая в отчаяние

Отрывок книги «Стратегии перемен» Джона Коттера

Forbes
Годжи, спирулина и другие: можно ли похудеть на суперфудах Годжи, спирулина и другие: можно ли похудеть на суперфудах

Что такое суперфуды и действительно ли они так полезны?

VOICE
Непослушные старшие Непослушные старшие

Порой мы становимся для старших словно чужими. Как распутать клубок непонимания?

Psychologies
Правда и мифы о морской соли Правда и мифы о морской соли

Принято считать, что морская и обычная, столовая соль — это разные вещества

Вокруг света
Как скачать всю важную информацию из облачных хранилищ Как скачать всю важную информацию из облачных хранилищ

Как скачать важную информацию из облачных хранилищ

CHIP
Любимец миллионов: всё о жизни главного лица телевидения 90-х Влада Листьева Любимец миллионов: всё о жизни главного лица телевидения 90-х Влада Листьева

Как жил легендарный журналист Владислав Листьев

Cosmopolitan
Автостопом по метавселенным Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБК
Молодой мужчина бронзового века страдал от хронического аппендицита Молодой мужчина бронзового века страдал от хронического аппендицита

Палеопатологи исследовали останки индивида из Чехии

N+1
Идеальная плоскость: 5 способов, которые помогут избавиться от жира на животе Идеальная плоскость: 5 способов, которые помогут избавиться от жира на животе

Как бороться с животом? Изменить рацион!

Популярная механика
Открыть в приложении