История коллекционеров Морозовых и их выставок

Караван историйИстория

Братья Морозовы. Собиратели шедевров

Нина Белова

ак-то в Париже читаю в газетах: посмертная выставка Гогена, — рассказывал Михаил Морозов художнику Константину Коровину. — Поехал он на острова Таити... Замечательные женщины, сложены как Венеры, цвета бронзы. Небо розовое, деревья синие, ананасы, белые апельсины... И сделался он дикарем. И писать стал как дикарь... Выставка открыта — не помню уже в каком месте. Сейчас же поехал. И ахнул! До того чудно, что думаю - эге!.. Покажу брату и Москву удивлю!"

Михаил Морозов, представитель известной купеческой династии, купил в Париже четыре картины французского художника, в том числе знаменитую впоследствии «Пирогу», и привез их в Москву. «Брату показывал. Накось!.. Он смотрел, смотрел и сказал: «Что-то есть...» Явно — есть! Это тебе не импрессионисты...» — радовался Миша. Москва же просто ошалела от неистовых таитянских пейзажей. «Картины Гогена висят на стене в столовой, — вспоминал Коровин. — Хозяин, сияя, показывает их гостям, объясняет — вот, мол, художник какой: для искусства уехал на край света. Кругом огнедышащие горы, народ гольем ходит... Жара...»

К чудачествам Миши Морозова в Белокаменной привыкли. Говорили, что за одну ночь он проиграл в карты в Купеческом клубе табачному фабриканту Бостанжогло миллион рублей, что в своем доме выставил в хрустальном саркофаге древнеегипетскую мумию. Но чаще судачили о скандальных картинах, которые привозил из Парижа: о дикарских рисунках Гогена, «ночных бабочках» Дега, звездах кафешантанов Тулуз-Лотрека.

Братья-погодки Михаил и Иван Морозовы были от природы наделены весьма разным темпераментом. В импульсивном Михаиле явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, пьяницей и бузотером Михаилом Хлудовым, не заканчивалось только именем. Иван был человеком иного склада — спокойным и уравновешенным. «Постоянное доброжелательство и добродушие пронизывало насквозь этого ленивого добряка...» — вспоминал Юрий Бахрушин. А художник Сергей Виноградов, хорошо знавший обоих, и вовсе называл Ивана «теленком с добрыми глазами».

В импульсивном Михаиле явно сказывалась кровь маменькиного рода, купцов Хлудовых, и сходство со знаменитым дядей, бузотером Михаилом Хлудовым

Со своей молодой женой Маргаритой и детьми Михаил Морозов жил в собственном особняке с античными колоннами на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара. Старообрядческие иконы, развешенные на стенах особняка, соседствовали с полотнами Поля Гогена и Клода Моне, лучшие французские вина стояли на одном столе с необъятных размеров русским самоваром.

Большой, шумный, неуемный, с лучистыми близорукими глазами, Михаил был человеком разносторонним и увлекающимся. Он окончил Московский университет, мечтал заниматься наукой, писал статьи по истории, но потом страстно отдался собирательству. Каждый год Морозовы бывали в Париже, где у них имелась небольшая квартирка с горничной. Начинал Михаил осторожно — с барбизонцев, художников реалистического толка. Потом погрузился в увлекательный мир французского импрессионизма, привозил Дега, Ренуара, Моне, Мане. Обладая не только хорошим вкусом, но и «нюхом», первым познакомил Москву с картинами Гогена, Ван Гога, Боннара.

Каждое воскресенье, к двум часам дня — позднему завтраку, в его доме собирались художники, с которыми он водил дружбу — Серов, Коровин, Врубель, Архипов, Досекин, братья Васнецовы, — пообщаться и посмотреть на свежие приобретения хозяина. Ближайший приятель Михаила Абрамовича художник Сергей Виноградов вспоминал: «Ах, эти чудесные, незабываемые воскресные завтраки! Сколько переговорено самого настоящего, самого интересного за время этих завтраков... И тут беседы, тут споры, тут оценка всяких художественных произведений шла неумолчно». По всему дому разносился сладковатый аромат английского табака и первосортных сигар, рекой лилось розовое шампанское (классическое игристое днем пить не полагалось — считалось «не тонно»).

На этих завтраках часто бывал и Иван Морозов, а вот затащить туда третьего брата — Арсения — было невозможно. Младший Морозов — любитель охоты и собак — слыл человеком взбалмошным и несерьезным. На Воздвиженке он выстроил особняк в диковинном мавританско-португальском стиле, над которым потешалась вся Москва. Дом Арсения славился шикарными банкетами, говорили, что «гостей собиралось столько, что дамскому вееру негде было упасть». В отличие от старших братьев он картинами не увлекался. Говорил, что его странный дом переживет всех, а коллекции братьев забудут.

Со своей молодой женой Маргаритой и детьми Михаил Морозов жил в собственном особняке на углу Глазовского переулка и Смоленского бульвара

Михаил и Арсений мало интересовались семейными делами, и в конце концов заняться «ситцевым бизнесом» пришлось среднему брату — Ивану. Получив в Швейцарии диплом Высшей технической школы Цюриха, он вступил в управление родовой фирмой — Товариществом Тверской мануфактуры бумажных изделий. Несколько лет жил в Твери, бывая в Москве лишь наездами, налаживал производство, расширял круг сбыта и богател. Благодаря упорству и предприимчивости Ивана капитал семейного предприятия вырос в три раза. Тверская мануфактура выпускала двадцать семь видов различных текстильных изделий сорока девяти сортов. Морозовские ситцы пользовались большим спросом, продавались в Москве, на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, поставлялись в Среднюю Азию, Сибирь, Крым, на Кавказ. К тому же Морозовы имели вес в лесной и химической отраслях, банковской сфере.

В 1900 году Иван перебирается из Твери в Москву и обзаводится собственным домом. У вдовы родного дяди Давида Абрамовича Морозова покупает дворянскую усадьбу на Пречистенке — одну из немногих, которым посчастливилось уцелеть после пожара 1812 года, и оживляет ее зваными обедами, куда как по команде отправились приятели старшего брата — от Пречистенки до Смоленского пешком меньше получаса. Вряд ли Иван Абрамович «переманивал» литераторов, артистов и художников из салона Миши и Маргариты. Они сами тянулись к успешному капиталисту, привлекавшему к себе не только деньгами и винным погребом.

Вот как описывает Илья Остроухов «большой холостой обед у Ивана Абрамовича»: «Много интересных людей — милейший шестидесятилетний юноша Сорокоумовский, Садовский, Шаляпин, Васнецов... Прекрасный обед, свечи, вино, после обеда, так до полуночи, карты. В самой веселой компании. Я чуть ли не год не играл, на мое несчастье Иван Абрамович и Шаляпин влетают мне в страшно крупную сумму...»

О портрете актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари кисти Ренуара французский журналист Луи Леруа отозвался довольно оригинально: «Этот портрет можно есть ложкой!»

Страстью к коллекционированию Михаил заразил и брата, тот начинает делать первые художественные приобретения: покупает русскую живопись, а с 1903 года — французских импрессионистов. В юности Иван мечтал стать художником. В гимназические годы их с братом учили рисованию гораздо серьезнее, чем полагалось в купеческих семьях. Сначала Михаил с Иваном занимались в художественной студии Николая Мартынова, затем года два раз в неделю к ним приходил Константин Коровин, в ту пору еще студент Училища живописи, ваяния и зодчества, живший в доме по соседству. Но если Миша забросил живопись рано, то Иван еще долго не расставался с мольбертом. «В Цюрихе каждую свободную минуту я брал свой ящик с красками и отправлялся в горы на этюды. Это лучшие мои воспоминания», — признавался он.

А между тем в Москве о Морозове-старшем продолжали говорить: «Картины, картины губят его...» Но как оказалось, погубили Михаила вовсе не картины. Махнув рукой на свою склонность к полноте, он пил и ел без ограничений, а на жену, пытавшуюся его образумить, топал ногами. В результате хроническое заболевание почек прогрессировало. После одного из пиршеств, где хозяин переел сырокопченого мяса, запивая его водкой, началось обострение воспалительного процесса. Спасти Морозова не удалось...

И хотя Михаил умер совсем молодым — на тридцать четвертом году жизни, в его коллекции оказалось немало подлинных жемчужин новейшей французской живописи: «Кабачок» Эдуарда Мане, «Поле маков» Клода Моне, «Пирога» Поля Гогена, «Море в Сент-Мари» Винсента Ван Гога. Михаилом был куплен и большой парадный портрет актрисы «Комеди Франсез» Жанны Самари кисти Ренуара.

Ранняя и неожиданная кончина брата потрясла Ивана, и он принял на себя заботу о его вдове и четырех детях.

Тридцатилетний безупречно элегантный миллионер слыл одним из самых завидных московских женихов, однако с женитьбой не спешил. Правда его часто видели в «Яре» — знаменитом ресторане на Петербургском шоссе, но едва ли кому-то приходило в голову, что именно здесь обитал предмет его страсти. А между тем так оно и было. В 1901 году Иван познакомился с хорошенькой шестнадцатилетней хористкой «Яра» Евдокией Кладовщиковой, которую все ласково называли Досей, и совершенно потерял голову. Спустя два года на свет появилась их дочь — Дося-младшая. Связь тщательно скрывалась. О ребенке было известно лишь самым близким, девочка росла в семье старшей замужней сестры Доси.

Хотя Михаил умер совсем молодым — на тридцать четвертом году жизни, в его коллекции оказалось немало подлинных жемчужин новейшей французской живописи, в том числе и «Море в Сент-Мари» Винсента Ван Гога

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну» Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну»

Дневники Георгия Эфрона как отражение непростой жизни сына Марины Цветаевой

Караван историй
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Ференц Лист. Непрощенный Ференц Лист. Непрощенный

История композитора Ференца Листа

Караван историй
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Искусство жить красиво Искусство жить красиво

История у гостиницы «Метрополь» всегда была непростой

Караван историй
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Джейн Фонда. В ожидании смысла Джейн Фонда. В ожидании смысла

Большую часть жизни я искала путь домой... к обретению себя

Караван историй
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Александр Збруев: Александр Збруев:

Александр Збруев знает, наверное, что такое счастье

Караван историй
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Пэтфуд как бизнес Пэтфуд как бизнес

Как идет импортозамещение на рынке кормов для непродуктивных домашних животных

Агроинвестор
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Дмитрий Горбунов о поиске других моделей эволюции Вселенной

Знание – сила
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Глубокоуважаемый вагоноуважатый Глубокоуважаемый вагоноуважатый

По уже Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит ИИ

Цифровой океан
Открыть в приложении