Большой театр: под сенью Аполлона
Из вечера в вечер зрители спешат к величественному зданию на Театральной площади, чтобы восхититься красотой его интерьеров и насладиться искусством лучших певцов и артистов балета.
Без здания Большого театра с восемью колоннами и квадригой Аполлона уже невозможно представить Театральную площадь столицы. Но в прошлые века москвичам, чтобы посмотреть представление, приходилось ездить то на Знаменку, то на Моховую, то на Яузу. На нынешнем месте театр возник с третьей попытки!
Не раз Большой менял и свой возраст. Официальной датой создания театра считается 28 марта 1776 года. Именно эти цифры сейчас можно увидеть на всех афишах. Но так было не всегда. Например, в 1925 году труппа торжественно отпраздновала... столетие. Тогда за точку отсчета взяли открытие здания, построенного архитектором Бове, — «предшественника» нынешнего Большого. Однако уже в 1951-м театр отметил свое 175-летие!
Дело в том, что к тому моменту в архиве нашли документ, датированный 1776 годом. В этой «привилегии» Екатерина Великая, любившая развлечения в европейском стиле, позволила московскому губернскому прокурору князю Петру Урусову «содержать... театральные всякого рода представления, также концерты, воксалы и маскарады».
От этой цифры теперь и отсчитывают историю Большого.
Но совсем недавно были найдены документы, которые подтверждают еще более раннюю дату! А именно что в 1766 году Екатерина II объявила «тендер» на создание в Москве общедоступного театра. Претендентов было пятеро: четыре иностранца (итальянцы и французы) и один русский. «Привилегию» получил полковник Титов, владелец небольшой театральной труппы. Ему предоставили здание «Оперного дома» на берегу Яузы возле Лефортовского дворца, дали денег на ремонт и приобретение машин для театральных эффектов — шума дождя, раскатов грома, полетов актеров по воздуху. Столичному генерал-губернатору даже поручили проложить к «Оперному дому» дорогу. Взамен 25 процентов от выручки Титов должен был отдавать на поддержку сирот Воспитательного дома.
«То здание не сохранилось, — рассказывает директор музея Большого театра Лидия Глебовна Харина. — А вот финансовые документы остались. Благодаря этому мы точно знаем, как часто шли спектакли, какой репертуар давали. Это были музыкальные представления с большим количеством танцев — москвичи обожали русские, венгерские, цыганские пляски».
Однако театр оказался очень дорогостоящим предприятием. Титов влез в долги и продал свое дело иностранным антрепренерам. Несколько лет труппа скиталась по разным площадкам. Например, выступала в деревянной пристройке в усадьбе Воронцовых на Знаменке, о которой современник писал так: «Непрочное строение, без всякого порядка и украшения внутри, без всякой удобности и важности, приличной публичному зданию снаружи».
В 1776 году Екатерина II выдала «привилегию» князю Урусову с условием через пять лет возвести каменное здание. Урусов пригласил к себе «в товарищество» английского специалиста — эквилибриста и механика Михаила (Майкла) Медокса. Они приобрели на Петровке участок для возведения достойного Мельпомены здания. Правда, к началу строительства Урусов, уже почти разорившийся, продал компаньону свою часть. Землю купили по бросовой цене — это был низкий, грязный и болотистый берег реки Неглинки, которую еще не заключили в трубу.
Театр, получивший по месту «прописки» имя Петровский, стал первым зданием на том самом месте, где сейчас располагается Большой. Но трехэтажное кирпичное строение с белокаменными деталями и под тесовой крышей было намного меньше современного Большого и фасадом выходило в сторону нынешнего ЦУМа. «В Театральном музее имени Бахрушина и у нас, в музее Большого, хранятся копии макетов этого здания, — рассказывает Харина. — В зале по тогдашней традиции нет оркестровой ямы — место для музыкантов было просто огорожено заборчиком, а некоторые ложи располагались прямо над сценой».
Торжественное открытие Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. Медокс с энтузиазмом занимался любимым делом, приглашал в труппу много иностранцев — певцов и танцовщиков, которые не только выступали, но и обучали русских артистов. Однако содержать музыкальный театр было очень дорого. Чтобы заработать, Медокс, который влез в огромные долги, еще когда строил театр, даже возвел рядом с ним просторный танцевальный зал, где проводили платные балы и маскарады. Но все равно разорился.
