Из вечера в вечер зрители спешат к величественному зданию на Театральной площади

Караван историйИстория

Большой театр: под сенью Аполлона

Из вечера в вечер зрители спешат к величественному зданию на Театральной площади, чтобы восхититься красотой его интерьеров и насладиться искусством лучших певцов и артистов балета.

Фото из фондов музея Большого театра

Без здания Большого театра с восемью колоннами и квадригой Аполлона уже невозможно представить Театральную площадь столицы. Но в прошлые века москвичам, чтобы посмотреть представление, приходилось ездить то на Знаменку, то на Моховую, то на Яузу. На нынешнем месте театр возник с третьей попытки!

Не раз Большой менял и свой возраст. Официальной датой создания театра считается 28 марта 1776 года. Именно эти цифры сейчас можно увидеть на всех афишах. Но так было не всегда. Например, в 1925 году труппа торжественно отпраздновала... столетие. Тогда за точку отсчета взяли открытие здания, построенного архитектором Бове, — «предшественника» нынешнего Большого. Однако уже в 1951-м театр отметил свое 175-летие!

Из вечера в вечер зрители спешат к величественному зданию на Театральной площади, чтобы восхититься красотой его интерьеров и насладиться искусством лучших певцов и артистов балета. Фото из фондов музея Большого театра

Дело в том, что к тому моменту в архиве нашли документ, датированный 1776 годом. В этой «привилегии» Екатерина Великая, любившая развлечения в европейском стиле, позволила московскому губернскому прокурору князю Петру Урусову «содержать... театральные всякого рода представления, также концерты, воксалы и маскарады».

От этой цифры теперь и отсчитывают историю Большого.

Но совсем недавно были найдены документы, которые подтверждают еще более раннюю дату! А именно что в 1766 году Екатерина II объявила «тендер» на создание в Москве общедоступного театра. Претендентов было пятеро: четыре иностранца (итальянцы и французы) и один русский. «Привилегию» получил полковник Титов, владелец небольшой театральной труппы. Ему предоставили здание «Оперного дома» на берегу Яузы возле Лефортовского дворца, дали денег на ремонт и приобретение машин для театральных эффектов — шума дождя, раскатов грома, полетов актеров по воздуху. Столичному генерал-губернатору даже поручили проложить к «Оперному дому» дорогу. Взамен 25 процентов от выручки Титов должен был отдавать на поддержку сирот Воспитательного дома.

Директор музея Большого театра России, заслуженный работник культуры РФ Лидия Глебовна Харина. Фото из фондов музея Большого театра

«То здание не сохранилось, — рассказывает директор музея Большого театра Лидия Глебовна Харина. — А вот финансовые документы остались. Благодаря этому мы точно знаем, как часто шли спектакли, какой репертуар давали. Это были музыкальные представления с большим количеством танцев — москвичи обожали русские, венгерские, цыганские пляски».

Однако театр оказался очень дорогостоящим предприятием. Титов влез в долги и продал свое дело иностранным антрепренерам. Несколько лет труппа скиталась по разным площадкам. Например, выступала в деревянной пристройке в усадьбе Воронцовых на Знаменке, о которой современник писал так: «Непрочное строение, без всякого порядка и украшения внутри, без всякой удобности и важности, приличной публичному зданию снаружи».

В 1776 году Екатерина II выдала «привилегию» князю Урусову с условием через пять лет возвести каменное здание. Урусов пригласил к себе «в товарищество» английского специалиста — эквилибриста и механика Михаила (Майкла) Медокса. Они приобрели на Петровке участок для возведения достойного Мельпомены здания. Правда, к началу строительства Урусов, уже почти разорившийся, продал компаньону свою часть. Землю купили по бросовой цене — это был низкий, грязный и болотистый берег реки Неглинки, которую еще не заключили в трубу.

Петровский театр, архитектор Розберг, 1780 год. Фото из фондов музея Большого театра

Театр, получивший по месту «прописки» имя Петровский, стал первым зданием на том самом месте, где сейчас располагается Большой. Но трехэтажное кирпичное строение с белокаменными деталями и под тесовой крышей было намного меньше современного Большого и фасадом выходило в сторону нынешнего ЦУМа. «В Театральном музее имени Бахрушина и у нас, в музее Большого, хранятся копии макетов этого здания, — рассказывает Харина. — В зале по тогдашней традиции нет оркестровой ямы — место для музыкантов было просто огорожено заборчиком, а некоторые ложи располагались прямо над сценой».

Торжественное открытие Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. Медокс с энтузиазмом занимался любимым делом, приглашал в труппу много иностранцев — певцов и танцовщиков, которые не только выступали, но и обучали русских артистов. Однако содержать музыкальный театр было очень дорого. Чтобы заработать, Медокс, который влез в огромные долги, еще когда строил театр, даже возвел рядом с ним просторный танцевальный зал, где проводили платные балы и маскарады. Но все равно разорился.

Большой театр, архитектор Бове, 1825 год. Фото из фондов музея Большого театра

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении