Андриан Фадеев: «Разговаривать языком танца артисты учатся уже в театре»
Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра, заслуженный артист России
Андриан Гуриевич, у артиста балета всегда есть педагог — до самого ухода на пенсию. А зачем учитель человеку, проучившемуся восемь лет в хореографическом училище?
— В балетной школе нас учат буквам, мы осваиваем движения, каждый год усложняя элементы. Потом приходит умение соединять их в слоги, то есть более трудные комбинации разных па. Далее — уже слова.
А вот разговаривать языком танца артисты учатся уже в театре. И здесь рядом оказывается наставник, с которым танцовщик вместе проходит удачи и неудачи, бесконечные часы в поту в балетном зале, травмы, житейские неурядицы. Педагог — это и друг, и родитель, и самый строгий критик, иначе не бывает.
— Чему учат педагоги на репетициях?
— Прежде всего делятся опытом — танцевальным, жизненным, учат взаимодействовать с коллегами, партнерами, гримерами, костюмерами. Педагог — это пример, как жить в театре. Мы целые дни проводим в балетном классе, встречаемся с нашими наставниками на утреннем уроке, репетициях, спектаклях. Счастье, когда возникает взаимопонимание, это всегда приводит к лучшим результатам.
Конечно, все зависит от конкретных людей. Есть очень эмоциональные артисты, для которых педагог становится и родителем, и другом, иногда даже нянькой, кто-то взрослее и ограничивается рабочими, профессиональными отношениями — по-разному бывает. Главное — результат. Ради него мы многое друг другу прощаем.
— Раньше партии передавались «из ног в ноги». Сейчас все спектакли, репетиции, мастер-классы можно записать на видео. Умалилась ли из-за этого роль педагога или она по-прежнему очень важна?
