Андрей Костин: «Культурный код России по-настоящему мощный. Его основа — сила, открытость и широта души»
Банк ВТБ и вы лично многие годы поддерживаете два главных театра страны — Большой и Мариинский. Чем является эта деятельность: долгом, честью, благотворительным шагом или почетной обязанностью?
— Наверное, в первую очередь это просто радость от понимания, что делаешь дело. Как у Чехова в «Дяде Ване»: «Надо, господа, дело делать!» Все, что касается двух главных театров нашей страны, — конечно, настоящее Дело с большой буквы. Русский музыкальный театр — несомненно, особое явление мировой культуры. Во многом такой уровень и признание достигнуты благодаря меценатству. Не только национальное, но и мировое искусство немыслимо без опер и балетов Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Стравинского. А ведь их могло и не быть в том виде, как мы их знаем, без таких людей, как Савва Мамонтов, Сергей Дягилев, Митрофан Беляев, который, возможно, не так известен широкой аудитории, хотя внес огромный вклад в развитие русской национальной симфонической музыки, и других наших меценатов.
Продолжать и приумножать эти традиции сегодня — желание всех, кто входит в Попечительские советы Большого и Мариинского театров. Это и долг, и ответственность, а еще, как мне кажется, большая любовь, глубокая эмоциональная вовлеченность.
Для меня лично эта работа по-настоящему особенная. Возможность поддерживать прославленный коллектив, у которого за плечами великая история, а впереди новые большие свершения, и ценно, и почетно, и интересно. Как представитель мира финансов могу сказать одно: это дорогого стоит.
— С 2018 года вы председатель Попечительского совета Большого. В чем заключается работа и как глубоко приходится погружаться в специфику театра?
— Решение о формировании Попечительского совета принято в 2001-м, и, хотя его работа началась годом позже, мне кажется символичным, что нам предстоит двойной юбилейный год, причем цифра кратная — 250-летие театра и 25-летие создания совета.
Мое избрание председателем было связано с новым этапом в работе совета, когда стало очевидно, что необходимо усилить фокус на классической основной задаче попечителей — привлечении средств и обеспечении внебюджетных фондов. Собственно, в этом и заключается основная деятельность на этом посту.
Что касается специфики — конечно, Попечительскому совету нет необходимости знать мельчайшие детали, поскольку он принимает в основном «стратегические» решения. Но иногда определенное погружение происходит.
Например, широкой публике не вполне очевидна важность наличия у театра собственной небольшой гостиницы, а мне это хорошо известно, потому что при нашей поддержке проведена ее реновация. Для каждодневной деятельности театра это стало заметным событием, поскольку при современном ритме жизни комфортабельная мини-гостиница (там всего несколько номеров), расположенная недалеко от сцены, означает максимально эффективное использование времени приглашенных звезд и специалистов.
Нередко получается, что погружение в специфику каждодневной жизни великого театра дарит уникальный опыт. Особенно если речь о премьерах или гастролях, когда получается увидеть их подготовку «изнутри».
Или когда случается пройти за кулисы и даже выйти на сцену: таким образом исполняется мечта, которая, наверное, есть у каждого, кто хотя бы раз был на спектакле Большого. Подобные минуты незабываемы и по-настоящему вдохновляют.
— Каковы приоритеты деятельности совета: финансовая поддержка постановок, гастрольной деятельности, артистов и ветеранов сцены?
— Задача совета — за счет попечительских и спонсорских взносов, личных пожертвований попечителей помогать театру в реализации творческих и организационных планов. Не секрет, что на принципах самоокупаемости за счет продажи билетов существование классического оперного и балетного театра невозможно нигде и никогда.
Во взаимодействии с руководством Большого определяются приоритетные направления, где помощь наиболее востребована. Это довольно широкий круг вопросов, но первостепенные задачи — поддержка творческой деятельности и коллектива. Если угодно — формирование и поддержание «надежного экономического тыла».
Это важно для любой культурной институции, но вдвойне — для таких грандов, как Большой и Мариинский. В «высшей лиге» есть свои неписаные правила: определенное количество премьер и гастролей ежегодно, широта репертуарной афиши, возможность привлекать лучших мировых исполнителей, постановщиков и дирижеров.
Поддержка коллектива охватывает артистов, ветеранов сцены, работников театра, которых, возможно, не всегда видит зритель, но чья роль в общем деле очень важна: это капельдинеры, гардеробщики, костюмеры, сотрудники сцены. Попечительский совет берет на себя содействие в сложных ситуациях, таких как травмы и операции, а также ежегодно присуждает премии за заслуги в предыдущем сезоне.
На недавнем сборе труппы 10 сентября были объявлены имена 16 лауреатов, среди которых по традиции как лучшие исполнители, так и работники театральных служб, например Наталья Зиновьева, начальник женского костюмерного цеха, свыше сорока лет отдавшая служению Большому.
