Балет Большого театра занимает особое место в числе лучших трупп мира

Караван историйКультура

Алексей Исайчев: «Большая история большого балета»

Ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра

«Дон Кихот». Китри — Майя Плисецкая. Фото: из фондов музея Большого театра

Балет Большого театра занимает особое место в числе лучших трупп мира. Здесь впервые были поставлены «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Красный мак», «Кармен-сюита», шедевры Григоровича «Иван Грозный» и «Спартак». На действительно огромной сцене Большого блистали Екатерина Гельцер, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая (балерина считала сцену Большого самой лучшей и удобной в мире), Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Наталия Бессмертнова, Надежда Павлова, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Годунов...

«Ромео и Джульетта». Галина Уланова и Юрий Жданов в заглавных партиях. Фото: Б. Борисов/Из фондов музея Большого театра

А началась история балета Большого в последней трети XVIII века. Тогда театр назывался Петровским (по месту расположения здания на улице Петровка), и в его труппе числились всего несколько танцовщиков. Позже к ним прибавились учащиеся Императорского воспитательного дома, учрежденного Екатериной II. Там, в приюте для сирот, подкидышей и незаконнорожденных, в 1773 году были открыты классы «изящных искусств». Воспитанников обучали не только танцам, но и пению, декламации, игре на музыкальных инструментах. К слову, профессиональное обучение танцовщиков в Москве началось на 35 лет позже, чем в Санкт-Петербурге: в тогдашней столице учебное заведение, которое сейчас называется Академией Русского балета имени Вагановой, открылось в 1738 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Но в обоих городах педагогами и хореографами в XVIII и XIX веках были сплошь иностранцы, до этого танцевавшие на европейских сценах, а затем приглашенные на службу в Россию.

«Карменсюита». Майя Плисецкая в заглавной партии. Фото: из фондов музея Большого театра

Объективно московский балет в то время находился в тени столичного. Танцевальные спектакли занимали скромное место в репертуаре или были частью комедий, пользовавшихся наибольшей популярностью у московских зрителей, а также мелодрам и опер. Хореографы-итальянцы старались угодить вкусу публики, значительную часть которой составляли купцы.

После того, как в начале XIX века Петровский театр сгорел, артистам балета пришлось танцевать на сценах частных домов, в специально построенном Арбатском театре, где работал приехавший из Петербурга (но родившийся в Москве) первый русский хореограф Иван Вальберх. В своем письме этот театр он называл «тесным холодным сараем», где «будут переделывать пол, по которому ходить страшно, не то что танцевать».

«Дон Кихот». Базиль — Владислав Лантратов. Фото: Батыр Аннадурдыев

Вслед за ним свой вклад в развитие московского балета внес и другой петербуржец — Адам Глушковский. Он пережил в Первопрестольной пожар 1812 года, уничтоживший Арбатский театр, и после этого благодаря огромным личным усилиям смог сформировать труппу, обновил репертуар своими спектаклями, а в 1821 году впервые поставил феерический балет по поэме юного Пушкина — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Так была заложена традиция присутствия в московском балете петербургских хореографов, переносивших спектакли и осуществлявших оригинальные постановки в Большом. С началом XX века этот список пополнил Александр Горский, а во второй половине столетия — Леонид Лавровский и, наконец, Юрий Григорович. Украшением труппы Большого стали балерины ленинградской школы, ученицы Агриппины Вагановой Марина Семенова и Галина Уланова, а позже — Людмила Семеняка, Светлана Захарова. Приглашение каждой из них в Москву становилось событием в театральном мире.

«Конек-горбунок», 1960 год. Фото: из фондов музея Большого театра

С открытием в 1825 году нового здания, получившего название Большой театр, случился исторический раздел репертуара по жанрам. Теперь драматические спектакли показывали в Малом театре, располагавшемся по соседству, а музыкальные — оперу и балет — в Большом. Оба этих театра, наряду с петербургскими, входили в Дирекцию императорских театров и находились на казенном обеспечении. Но средства на московский балет выделялись несопоставимо меньшие, чем на столичный. А еще танцовщикам пришлось выступать на сцене Малого театра после пожара 1853 года, второго в истории Большого: тогда сгорело не только здание Осипа Бове, но и костюмы, декорации, реквизит и ноты.

Третье здание, построенное по проекту итальянского архитектора Альберта Кавоса, — тот самый Большой театр, который знают во всем мире. С интервалом восемь лет на его сцене состоялись мировые премьеры двух знаковых спектаклей, ставших московским ответом петербургскому балету.

«Конек-горбунок», 2025 год. Фото: М. Логвинов/Большой театр

В 1869 году великий балетмейстер Мариус Петипа ставит в Большом «Дон Кихота» с музыкой приглашенного австрийского композитора Людвига Минкуса, работавшего в Москве и сочинившего для императорских театров 16 балетов. Петипа не жаловал московский балет — своим домом он справедливо считал Мариинский театр. Но, по одной из версий, именно в Большом познакомился со своей второй женой, 19-летней артисткой кордебалета Любовью Савицкой (на тот момент мэтру было 55 лет). А созданный им для Большого жизнерадостный и яркий «Дон Кихот» стал визитной карточкой московского балета и его виртуозного исполнительского стиля. За свою продолжительную сценическую жизнь «Дон Кихот» пережил немало изменений. На стыке веков он был кардинально переделан неутомимым Александром Горским. (Тот прослужил в Большом 25 лет и перенес на его сцену около трех десятков балетов!) Например, хореограф перемешал стилизованные испанские танцы с классическими движениями (Петипа был страшно недоволен этим «самоуправством»). С годами спектакль оброс новыми хореографическими номерами — «Цыганским танцем», поставленным в XX веке эстетом

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении