Альбина Мухаметзянова: «ЯРКО» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!»
Генеральный директор и генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО», мама двоих детей и женщина, живущая на два города, — о том, как создаются современные мультфильмы, почему Волк в них больше не курит и как найти время на самое главное.

Кабинет Альбины Мухаметзяновой в анимационной компании «ЯРКО» больше похож на взлетную полосу, чем на рабочее место. На столе — эскизы фантастических героев, раскадровки новых эпизодов, в коридоре — яркие вырубные фигурки персонажей. За окном — Москва, а сердце ее — в Петербурге, с семьей. Альбина — редкий сплав: топ-менеджер крупнейшей анимационной компании «Газпром-Медиа Холдинга» и мама, для которой выходные с детьми — «святое время». За четыре года под ее руководством «ЯРКО» из скромной команды выросло в анимационного титана. Как? «Драйв, гибкость и желание сделать то, что не делает никто!» — улыбается она. И это не просто слова. Цифры говорят сами за себя: с восьми проектов до почти 20, с 120 до 220 сотрудников, сотни миллионов просмотров... А еще — смелый прыжок в мир полного метра. Мы встретились с Альбиной, чтобы поговорить о мультфильмах, которые учат понимать друг друга, о строгих современных правилах и о том, как все успеть в этом мире жестких дедлайнов.
— Альбина, год назад компания «ЯРКО» была заметным игроком. Сегодня это уже другая галактика!
— Да уж, идем семимильными шагами! (Смеется.) Год назад мы гордились восемью сериалами: стартовый «Спорт Тоша», «Команда МАТЧ», наш флагманский проект «Дракошия», озорные тучки из «Улетной доставки», любознательные «Тикабо», изобретательный «Живой гараж», волшебные шушу из «Шушумагии»... Сейчас же в работе почти 20 проектов — от идей на салфетках до тех, что уже в цеху. Вот, скажем, скоро выпускаем «Технолайк» — наш первый подростковый сериал! Одиннадцать минут вместо пяти — целое событие!
А возвращаясь к нашей динамике, тут говорят сами цифры: 2400 минут анимации против прежних 1275 в прошлом году, больше 565 миллионов просмотров онлайн — а было 335. Команда 220 человек против 120! Но рост не только в объеме. Мы совершили качественный скачок — взялись за полный метр.

— «Доктор Динозавров», который в конце августа вышел на экраны кинотеатров, — это ваш вызов?
— Совершенно верно! Это проект, который мы выпустили совместно с нашим партнером «Централ Партнершип», нашим «холдинговым» соседом. История для всей семьи — вечный конфликт отцов и детей, но с динозаврами и путешествием в мезозой! (Глаза загораются.) Школьник Фил считает отца-палеонтолога лузером и мечтает о ветеринарии. Но когда наш герой переносится на 65 миллионов лет назад, меняется все. Фил попадает в мезозой вместе с отцом, девочкой, в которую тайно влюблен, и ее отцом-бизнесменом... Это фильм о том, как важно разным поколениям слышать друг друга, принимать близких такими, какие они есть. Очень актуальная тема.
— Полный метр — это ведь совсем другая планета по сравнению с производством анимационных сериалов?
— О да! (Делает выразительный жест.) В сериале ты можешь подкорректировать следующий эпизод, добавить изюминку. В кино — обязан попасть в сердце зрителя сразу! Ставки космические. Зритель в зале — он другой: он выбрал этот фильм, заплатил и ожидает яркого зрелища. Если, например, тебе что-то не понравилось на ТВ, ты просто переключаешь канал. А в зрительном зале не переключишь, тут сразу разочарование.
Плюс сам процесс... (Вздыхает с улыбкой.) Фильм — это «тяжеловес»: он дороже, более ресурсоемкий, дольше производственный цикл. И результат виден не сразу. Сериал можно выпускать на экраны или платформы, когда готовы уже 3—5 серий, а остальные доделывать в процессе выхода. А полный метр — без шанса что-либо изменить в процессе, после премьеры. Это огромная ответственность. «Доктор Динозавров» — наш первый шаг, вызов самим себе. И мы справились. Сейчас в работе уже следующий полный метр — «Мотомарс» — гонки на Марсе! И есть еще ряд проектов в разработке, но о них пока рано говорить.

— Как родилась эта мечта о большом кино?
— Коллективная мечта! (Тепло улыбается.) На одном из корпоративов заговорили о будущем, чем бы хотели заниматься дальше. И половина руководителей отделов в один голос сказала: «Снимать полный метр!» А я и сама об этом грезила. Мечта, которая стала целью.
— Сколько снимается полнометражный проект в анимации?
— В целом от трех до пяти лет. Но мы «Доктора Динозаврова» сделали за два с половиной года.
— Так долго?! Дольше, чем художественный фильм...
— Анимация — это святое трио, как я иногда говорю: «Дорого, долго и сложно». (Смеется.) Представьте, пятиминутную серию рисуют 20 художников на протяжении четырех месяцев! Так что наши два с половиной года на полный метр — это, считай, спринт!
— «Доктор Динозавров» рассчитан на детей?
— Это семейное кино для всех поколений. Малышей захватят динозавры и приключения. Подростки, которые рефлексируют «Кто я? Зачем я?», возможно, пересмотрят отношения с семьей. А родители... (Говорит мягче и задумывается.) Родители задумаются, как надо выстраивать отношения с подросшим ребенком, как найти общий язык, поддержать. И конечно, как правильно «отпустить» во взрослую жизнь.
Я всегда за семейный просмотр! У нас в стране таких своих отечественных анимационных историй — раз-два и обчелся. А потребность — огромная! Наши исследования показывают, что даже у подростков есть необходимость проводить время с родителями. Поэтому наша цель и даже миссия — собрать в кинотеатрах или у телеэкрана все поколения: от малышей до бабушек и дедушек. Чтобы просмотр наших фильмов потом давал импульс к общению, разговорам по душам близким людям.