Как выбрать лучшего китайского поставщика из нескольких подходящих
Специалист по внешнеэкономической деятельности Ольга Новикова написала книгу-пособие «Сделай это в Китае! Руководство по производству вашего товара в КНР: от идеи до партии на складе» (издательство Альпина Паблишер»). В ней автор подробно объяснят, как наладить работу с поставщиками на всех уровнях, как обманывают китайские фабрики, какие существуют риски и как обеспечить стабильное качество продукта. «Сноб» публикует одну из глав.
Мистер ВЭД: Мистер Чайна, выбрал я штук 15 поставщиков, все вроде ничего, проверил их на добросовестность. Но мне надоело с ними общаться. У всех куча вопросов. Я не справляюсь. Что мне делать? Неужели со всеми нужно постоянно поддерживать отношения, пока я не отберу лучшие варианты? Да и не понимаю я, как выбирать. Цены у всех настолько разные, что я не могу разобраться, сколько мой товар будет стоить в итоге. Кто-то вообще цену полдоллара предлагает. Неужели это возможно?
Мистер Чайна: Да, полдоллара — это сомнительная цена. Слишком дешево, явно здесь какой-то подвох. Если учитывать все твои требования, то винная пробка столько не должна стоить. А ты запрашивал у фабрик какие-то образцы товаров, чтобы оценить их качество?
Мистер ВЭД: Ну, я что-то видел на выставке, у некоторых мне вообще не нравилось качество. Но все говорят, мол, не беспокойся, мы умеем делать хороший товар. Мы все сделаем так, как ты хочешь».
Мистер Чайна: Это они всегда так говорят, а на самом деле большая часть поставщиков тебе ничего путного не сможет предложить. У работников просто нет навыков, а у фабрики — подходящего качественного оборудования, чтобы сделать по твоим стандартам.
Мистер ВЭД: И что, я теперь должен опять ехать в Китай и посещать все фабрики, чтобы проверить это? Я так разорюсь!
Мистер Чайна: Нет, необязательно. Это, конечно, идеальный вариант, но не в нашем с тобой случае. К счастью, есть другие способы отобрать тех самых поставщиков, с кем ты будешь работать.
В этой главе мы не говорим о том, как проверить поставщика на состоятельность, убедиться, что он не мошенник, что документы у него не поддельные и т. д. Таких поставщиков мы уже отсеяли. Здесь мы рассмотрим, как выбрать того самого единственного поставщика из настоящих фабрик.
Оптимальная стратегия отбора шаг за шагом
Некоторые импортеры отбирают поставщиков, придерживаясь такой стратегии:
- выбрать 20 поставщиков;
- получить от всех цены;
- сравнить цены и выбрать трех поставщиков с самыми низкими;
- провести торг, чтобы получить лучшую цену и лучшие условия.
Это отличный рецепт, который ведет к катастрофе. Потому что у выбранных поставщиков не будет ресурсов и возможности произвести качественный товар. Либо они сразу после выплаты аванса начнут повышать цену, чтобы выпустить тот товар, который вам на самом деле нужен, либо исковеркают продукцию настолько, что можно будет весь заказ выкинуть на свалку. Или — третий вариант — это все-таки мошенники.
Лучшая стратегия выбора поставщиков — иная.
- Убедитесь, что вы действительно знаете свой продукт. Четко и как можно детальнее (с точки зрения материалов, компонентов, технических данных) определите для себя стандарты качества. Нужно разобраться в том, что для вас допустимо, а что нет.