Как создать бизнес, чтобы отучить людей есть животных: история Impossible Foods и ее основателя Патрика Брауна
На рынке растительного мяса разворачивается жесткая конкуренция между разными подходами к тому, что может быть альтернативой мяса настоящего. Эти подходы представляют два нашумевших стартапа, набитых миллионами долларов ведущих венчурных фондов мира, — Beyond Meat и Impossible Foods. Второй в 2019 году пережил серьезные трудности, связанные с необузданным ростом спроса. Inc.com рассказывает, как Impossible Foods справляется с кризисом и что из себя представляют компания и ее основатель — визионер Патрик Браун.
В начале января 2019 года компания Impossible Foods представила на выставке электроники CES в Лас-Вегасе Impossible Burger 2.0 — бургер с соевым мясом, которое можно запечь в пироге или обжарить на сковороде и наблюдать, как оно шкворчит и шипит, будто настоящая говяжья котлета. Подобные технологии представили на выставке гаджетов впервые.
«Impossible Burger 2.0 стал явно вкуснее, он более сочный и приятный на вид, по сравнению с первой версией. И в отличие от коровьего мяса, наша продукция будет улучшаться с каждым днем», — говорит собравшейся аудитории основатель Impossible Foods Патрик О. Браун.
Браун заметно нервничает. Он раскачивается в кресле. Кто-то из зала подметил, что Браун забыл выключить фонарик в своем айфоне и, не понимая этого, суетливо перекладывает телефон из одной руки в другую, из-за чего на сцене навязчиво мигает огонек.
«Мы не просто очередная технологическая компания, — продолжает предприниматель. — На данном этапе мы важнейшая технологическая компания планеты».
Браун сам чем-то похож на парнокопытных, с разведением которых так отчаянно борется. Он гораздо спокойнее чувствует себя дома, в родном стаде (то есть среди коллег-ученых). И не важно, по каким просторам он бродит, Браун всегда одет как гик на технологическом пастбище: застиранная толстовка, потертые кроссовки Adidas, мечтательный взгляд. Но не стоит принимать его умиротворенность и монотонную манеру речи за спокойствие, присущее корове.
Пособие по бизнес-сумасшествию
Патрик Браун состоялся как ученый-биохимик и врач-педиатр, но в 2009 году взял академический отпуск в Стэнфорде и пошел в лобовую атаку на индустрию животноводства. У него уже был опыт работы с грандиозными замысловатыми проектами.
В 1980-х он проходил постдокторантуру в лаборатории нобелевских лауреатов Майкла Бишопа и Харольда Вармуса и участвовал в картировании генома человека. В 1990-х Браун изобрел биочип и стал членом Национальной академии наук США.
Ученые и сегодня используют его разработки, когда исследуют преобразование наследственной информации гена в РНК и белок. Но, кажется, задачи сложнее, чем убедить весь мир отказаться от натуральной говядины, у Патрика еще не было.
До недавнего времени выражение «мясо на растительной основе» звучало как оксюморон. Но в 2019 году Burger King добавил в меню своих американских ресторанов «невозможный воппер» (Impossible Whopper). Сегодня почти все рестораны быстрого питания в США предлагают посетителям Impossible Burger или аналоги от конкурентов в тестовом режиме. Гиганты индустрии не отстают и тоже разрабатывают собственные экологичные продукты на замену говядине.
Проект Impossible Burger во многом схож с электрокаром Tesla Model S: причудливое и затратное в производстве изобретение гения-аутсайдера, с появлением которого стало ясно, что потребитель сделает выбор в пользу экологичного продукта, если этот продукт будет подан в привлекательной оболочке.
Есть и менее приятные сходства. Как и Tesla, Impossible Foods не прибыльна, и ее перспективы в этом плане не ясны, несмотря на выручку более $90 млн в 2019 году. Успех продукции на рынке поставил под угрозу саму компанию. Сотрудники производства героически превозмогают себя, чтобы удовлетворить растущий спрос, а менеджеры приспосабливаются к ситуации, на ходу меняя выработанные стратегии. История Impossible Foods — это отличное пособие по бизнес-сумасшествию, в которое может внезапно превратиться любое стоящее дело.
Вместо крови коровы — гем
Патрик родился в пригороде Вашингтона и еще в детстве успел поездить по миру в связи с тем, что его отец работал на ЦРУ. Позже Браун обосновался в университете Чикаго, где изучал химию и получил сперва магистерскую, а затем и докторскую степень в биохимии.
Впервые он столкнулся с миром бизнеса только в 2010 году, когда основал Kite Hill — производителя заменителей молочных продуктов на основе растительных компонентов. Тогда он смог довольно быстро запустить в продажу веганские йогурты, сыр и рикотту.
Со своей командой исследователей в Impossible он начал разработку растительной «говядины» на молекулярном уровне. Сперва ученые отобрали 4 тысячи белков, жиров и прочих элементов, входящих в состав натуральной говядины. Затем они составили каталог доступных на рынке растительных ингредиентов: в него вошли соя, гороховый протеин, конопля и картофель. Сопоставив растительные и животные элементы, команда Брауна смогла создать заменитель мяса.