Как научиться искусству вдумчивого смотрения и развить эмоциональный интеллект

СНОБСобытия

Как смотреть авторское кино и заодно прокачивать эмоциональный интеллект

Автор Анастасия Московкина

49066e82a08221e2d903472d2ad5724a0ef4974894ec83a7c3683175ab2321cc.jpg
Фото: Michael Blann/Getty Images

Почти 80% россиян смотрят фильмы и сериалы не реже одного раза в неделю, но мало кто, кроме критиков и настоящих киноманов, умеет с головой уходить в сюжет и вприкуску с попкорном разгадывать тайные смыслы. Чтобы понимать идеи великих режиссеров, нужно готовиться к просмотру, полностью погружаться в фильм и развивать насмотренность. Вместе с экспертами «Культурного марафона» объясняем, как научиться искусству вдумчивого смотрения и развить свой эмоциональный интеллект

Как мы смотрим кино и каким оно бывает

Человек XXI века становится все более мультизадачным: мы можем одновременно вести машину, общаться с кем-то по телефону и слушать подкаст на фоне. Вечная спешка отразилась и на том, как люди смотрят фильмы в кинотеатрах: например, мало кто выдерживает трехчасовой блокбастер, не отвлекаясь, от начала до конца. Мы достаем телефон и на приглушенной яркости отвечаем на сообщения, выходим покурить, купить воды, возвращаемся и по-прежнему понимаем, что происходит на экране. Такое переключаемое восприятие подходит для развлекательного кино: оно дает людям возможность на несколько часов уйти от суеты и насладиться красивой картинкой. Но есть и другой тип фильмов, который требует от зрителя большего погружения и глубокой внутренней работы.

Всеволод Коршунов, киновед, эксперт «Культурного марафона»:

«У режиссера Ларса фон Триера есть на этот счет знаменитая фраза: “Хороший фильм должен быть как камешек в ботинке” — вроде бы идти можно, но раздражает жутко. Такие фильмы часто относятся к авторскому или артхаусному кино, вспомните работы Андрея Тарковского, Дэвида Линча, Вуди Аллена или Райнера Вернера Фассбиндера».

2fc917474bd53db1e0e636061136b19c4a8bd95dc996b6160715320365d76d26.jpg
Кадр из фильма «Сталкер». Фото: киностудия «Мосфильм»

Французский кинорежиссер и сценарист Робер Брессон попытался разделить кино на категории в зависимости от формата смотрения и степени включения зрителя в процессе, позднее они получили название автоматизированные и деавтоматизированные фильмы. Логику и смысл деавтоматизированного кино понять не просто, для этого нужно тренироваться. Если у зрителя есть желание и амбиции разгадать философию фон Триера или Кубрика, нужно постепенно осваивать искусство вдумчивого смотрения.

Конечно, чем раньше человек начинает этому учиться, тем лучше — как с иностранными языками. Но вряд ли со многими в детстве после просмотра фильмов родители обсуждали, как играет луч света в «Амели» и почему «Алиса в Стране чудес» снята в мрачных тонах. Скорее всего, как и у многих, мама с папой просто включали телевизор и уходили по своим делам.

Виктор Абашев, руководитель центра дополнительного образования Школы «МИР» в Доброграде, методист «Культурного марафона»:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении