Как работают магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это стоит
Несмотря на кризис и пандемию, ретейлеры инвестируют в новые форматы. Forbes разобрался, из чего складывается стоимость «магазинов будущего» и зачем это нужно крупнейшим компаниям розничной торговли
В мае, в разгар жесткого карантина, «Азбука вкуса» объявила о запуске бесконтактного магазина в Москва-Сити. Он открылся 9 июня. Вслед за конкурентом устремился крупнейший ретейлер в стране X5 Retail Group: в конце октября группа представила свой первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка #налету» в Москве в ЖК «Испанские кварталы».
Изначально компания заявляла об открытии нескольких магазинов до конца текущего года, однако планы поменялись: в 2021 году X5 откроет уже 50 магазинов, 25 из которых в городах-миллионниках. «Мы практически сразу решили идти в большой тираж. Магазин востребован покупателями, к нам поступает много запросов из других городов, поэтому стратегически было принято такое решение, — объясняет представитель X5 Retail Group. — Проектно удобнее заводить большую группу магазинов, искать несколько локаций и оптимизировать закупки».
Что могло заставить ретейлера изменить планы? За почти два месяца в приложении «Пятёрочка #налету» зарегистрировались около 5 000 пользователей, рассказал Forbes представитель компании. Порядка 40% из тех, кто пришел в магазин и совершил покупку, вернулись в магазин вновь.
«Азбука вкуса» открыла свой флагманский «магазин без кассира» совместно со Сбербанком и Visa. «Его открытие пришлось как раз на разгар пандемии, и до сих пор трафик в «Сити» не вернулся к допандемийному уровню, — рассказывал в интервью Forbes президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. — Но мы получили порядка 4500 установок данного приложения (Take&Go. — Forbes), более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина».
Выручка сети «Пятерочка» за 9 месяцев 2020 года выросла на 17% и составила 1,18 трлн рублей, выручка «Азбуки вкуса» увеличилась на 20% до 54 млрд. Как устроены «супермаркеты-роботы» от крупных ретейлеров и сколько они стоят?
Как работают магазины без кассиров
Российские «магазины будущего» работают на базе собственных мобильных приложений «Пятёрочка #налету» (X5 Retail Group) и Take&Go («Азбука вкуса»). Без доступа к интернету попасть в супермаркеты нельзя. На входе в «Пятёрочка #налету» покупатель сканирует QR код, так технология X5 ID идентифицирует пользователя и открывает дверь в магазин. Платежеспособность клиента проверяют еще при регистрации в приложении. Открыть магазин издалека не получится — код формируется каждый раз заново. Если удерживать дверь, в магазин одновременно могут зайти несколько людей, но покупку совершит все равно только тот, кто отсканировал QR-код (в будущем, заявили в пресс-службе, компания намерена «доработать функционал по ограничению доступа по количеству людей»).
В Take&Go через QR-код пропускает турникет, работающий по системе «одно сканирование = один проход». Сценарий, когда заходят несколько людей вместе, также возможен — один сканирует свой QR-код несколько раз, пропуская каждого. «В этом случае в системе будут созданы виртуальные корзины на каждого посетителя, но оплата всех покупок произойдет с карты, привязанной к аккаунту пропустившего за собой остальных по своему QR-коду», — рассказал представитель «Азбуки вкуса». Если у пользователя заблокирована карта или отрицательный баланс, турникет его не пропустит.