Как предотвратить самоубийства? 10 вопросов психологу Всероссийской службы доверия
10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств. Сотрудница Всероссийской службы доверия Ирина Трушина рассказала «Снобу», как понять, что близкий человек задумал свести счеты с жизнью, передают ли психологи информацию о звонках экстренным службам и чем может навредить фраза «Все будет хорошо»
Есть такое распространенное мнение: тот, кто правда хочет покончить с собой, сделает это молча и не будет звонить психологам. Так ли это?
Миф. Конечно, не все люди, которые решили покончить жизнь самоубийством, обращаются к психологам. Но сейчас на тему психологического здоровья беседуют даже в школе с первоклассниками. Когда вы заболели, вы же звоните в скорую? Или вызываете полицию, когда что-то произошло. Обратиться к психологу, когда плохо, тоже стало нормой жизни. Люди понимают, что в этом нет ничего страшного, и обращаются к нам с суицидальными мыслями или намерениями. Они у человека возникают, когда появляется душевная боль. Эта боль постепенно нарастает, накапливается. Последней каплей может стать все что угодно, даже незначительный конфликт на работе.
Как понять, что близкий человек задумал свести счеты с жизнью?
Надо быть внимательным к своим близким. Часто бывает, что человек делится мыслями о самоубийстве, а близкие пропускают его слова мимо ушей, считают, что это фигура речи. Пропускать нельзя, надо насторожиться. Он, возможно, не принял фатального решения, но ему хочется поговорить, ему плохо.
Сложнее, когда человек ни на что не жалуется. В это трудно поверить, но суицид могут совершить люди, которые внешне выглядят счастливыми. Они носят эту маску, не показывая, что происходит у них внутри. Когда человек решает покончить с собой, это всегда неожиданно, как говорится, «ничего не предвещало». В этом и проблема.
Многие люди боятся звонить психологам и рассказывать о суицидальных мыслях, потому что не хотят попасть на учет к психиатру. Насколько эти опасения оправданны?
Служба доверия гарантирует анонимность и конфиденциальность звонков. Причем в обе стороны. Позвонивший может представиться любым именем, и наши сотрудники тоже порой называют себя вымышленными именами.