Как получить чек от миллиардера? Стартапы, в которые вложились участники списка Forbes
Каждый начинающий предприниматель мечтает получить бизнесмена из списка Forbes в наставники, а если очень повезет, то и в инвесторы. Счастливчиков — единицы, но они есть. Как осуществить мечту?
Живое резюме
«Я учился не в финансовом вузе, и поэтому (надеюсь, что именно поэтому) меня в «Тройку Диалог» не взяли», — шутит основатель сервиса для проведения видеоинтервью с соискателями VCV Арик Ахвердян. Спустя годы его мечта сбылась: в 2020 году основатель «Тройки Диалог» Рубен Варданян не только стал его ментором, но и вложился в VCV как частный инвестор. «Сегодняшняя ситуация идеального шторма, когда в одной точке сошлись пандемия, экономический, финансовый и структурный кризисы, обострит борьбу за таланты. Технологии, которые используют искусственный интеллект и дают возможность находить и отбирать лучшие умы быстрее и точнее, выходят на первый план. И VCV в их числе», — рассуждает Рубен Варданян.
Размер инвестиций сам Варданян и Ахвердян не раскрывают. «Деньги Рубена оказались очень кстати и вовремя. Они пошли на наше развитие, в частности на выход в США», — рассказывает Ахвердян. По его словам, речь идет о небольшой сумме. Проект VCV в 2010 году придумал продюсер Николай Волчков как базу видеорезюме для актеров. К разработке платформы он привлек своего приятеля, программиста Илью Лазученкова. Ахвердяна, руководителя российского бизнес-подразделения по рекрутменту швейцарской компании SGS, партнеры позвали сначала как консультанта. Изучив процессы, Ахвердян предложил поменять формат с видеорезюме на видеоинтервью и открыть платформу для любых компаний, которые ищут сотрудников.
Как только бизнес-модель изменилась, Волчков почти сразу вышел из бизнеса. Тогда же VCV привлекла в инвесторы фонд Talent Equity Ventures, «дочку» хедхантинговой компании Ward Howell. Фонд вложил несколько миллионов рублей (точная сумма не раскрывается). Лазученков практически сразу отошел от управления компанией, хотя он по-прежнему владеет 2% акций, но в принятии решений не участвует. «Так я и стал соло-фаундером и начал развивать бизнес один», — рассказывает Ахвердян.
К 2016 году у VCV было около 50 крупных клиентов, в том числе Сбербанк, «Сибур», «Билайн» и Х5 Retail Group, среднемесячная выручка превышала 1,5 млн рублей. Ахвердян тогда задумался о выходе на зарубежные рынки и подал заявку в один из крупнейших американских акселераторов 500 Startups. Отбор он прошел и в 2017 году переехал в Штаты. С будущим инвестором и ментором Рубеном Варданяном Ахвердян лично познакомился в Сан-Франциско, где проходила основная акселерационная программа 500 Startups. «Мне очень хотелось участвовать в социальных проектах вместе с Рубеном. Но он мне тогда сказал: твоему бизнесу надо сначала встать на ноги и обрести финансовую свободу, потом мы уже поговорим», — вспоминает Ахвердян.
В октябре 2017-го Варданян и Ахвердян встретились еще раз, и Рубен все же согласился стать ментором и даже помог подопечному с контактами потенциальных клиентов и инвесторов. Через полтора года, в апреле 2019-го стартап Ахвердяна привлек $1,7 млн, лид-инвестором в раунде выступил японский фонд Will Group, акселератор 500 startups также поучаствовал в раунде. Предприниматель открыл офис в Токио и на полгода приехал в Японию. Сегодня у VCV более 300 клиентов, но большинство из них по-прежнему в России, где формируется пока 80% выручки.
Среди крупных — правительство Москвы, «Яндекс», Mail.ru, Ситибанк, Danone, Mars. В Японии, по словам Ахвердяна, уже 10 клиентов. Шесть из них появились за последний год. «Сейчас мы подстраиваемся под очень разных клиентов», — говорит он. Поначалу VCV предлагал годовую безлимитную подписку за $20 000. За эти деньги рекрутеры компании могли отсматривать до 5000 видеоинтервью. По словам Ахвердяна, далеко не все могут себе позволить сразу заплатить эту сумму. Тогда в VCV решили ввести новые планы подписки.
«Мы начали придумывать тарифы, которые позволят небольшим компаниям и стартапам сначала попробовать продукт, а потом использовать, например, для одной вакансии за 10 000 рублей», — рассказывает он. Его план на 2020 год — продолжить развитие бизнеса на рынке США. После привлечения инвестиций основной фокус предприниматель направил на Японию, где рынок труда сильно отличается от американского. Теперь же Ахвердян намерен сконцентрироваться на Америке, в том числе с помощью Рубена Варданяна.
Для выхода на рынок США основатель VCV решил поменять бизнес-модель. Если в России и Азии сервис привлекал в клиенты крупные корпорации, то в США планирует сконцентрироваться на малом и среднем бизнесе и отдельно на соискателях, которые будут искать работу после пандемии коронавируса. «Мы будем предоставлять людям платформу для создания видеорезюме, которые можно будет отправлять потенциальным работодателям», — говорит предприниматель.
Сейчас VCV ведет переговоры с несколькими американскими инвесторами для полноценной экспансии в США. Пандемия коронавируса позволила обратить внимание инвесторов на онлайн-инструменты, доступные для людей на самоизоляции.Время «идеального шторма» Ахвердян намерен потратить на поиск клиентов в США: «Если нет высоких продаж в Америке, то у тебя должен быть настолько конгениальный продукт и команда, чтобы инвесторы поверили в перспективу». Глобально же карантин VCV на руку: с одной стороны, все компании стали использовать видео, с другой — новый B2C-продукт будет востребован теми, кто потерял работу из-за пандемии.