Как автодилер из Чикаго стал миллиардером благодаря бумаге для самокруток
За последние 50 лет Дон Левин построил огромную империю из брендов Zig-Zag, E-Z Wider и OCB — неплохо для человека, который не курит и даже не умеет делать самокрутки. Forbes USA рассказывает, как сын скромного торговца подержанными автомобилями из Чикаго попал в клуб миллиардеров и заработал $1,7 млрд
В Российской Федерации выращивание растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, их приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка являются незаконными.
72-летнему Дону Левину есть о чем рассказать. Он веселился с основоположником гонзо-журналистики Хантером Стоктоном Томпсоном, бывал на вечеринках в поместье Playboy, а еще его склад обыскивали федералы. Он также хотел заполучить «Чикаго Кабс», пытаясь перехватить команду у Марка Кьюбана, и спродюсировал несколько кинолент, например фильм ужасов «Максимальное ускорение» 1986 года по мотивам произведения Стивена Кинга. И хотя Левину принадлежат такие культовые бренды, как E-Z Wider, Zig-Zag, OCB и JOB, которые знают поклонники самокруток по всему миру, сам он не курит.
«Я из тех, кто закурит косяк, а потом сидит в углу и пускает слюни, ― рассказывает о своем опыте употребления Дон Левин, основатель компании D.R.L. Enterprises, которой принадлежит дочерняя Republic Brands. ― Состояние было коматозное». К счастью для предпринимателя, скручивать самокрутки умеют миллионы других людей. Кроме брендов специальной бумаги для самокруток, Левин также владеет фабриками, где конопля, дерево, бамбук и рис перерабатываются в бумагу, а еще заводом, где ее потом сшивают в буклеты ― благодаря всему этому он и стал миллиардером.
Через D.R.L. Enterprises самому Левину, его жене и сыну принадлежит 100% бизнеса Republic Brands; по оценке Forbes, состояние главы компании достигает $1,7 млрд. Несмотря на членство в клубе миллиардеров и вытекающие из этого атрибуты (ему принадлежат два дома — один в Финиксе, другой в Хайленд-Парке в штате Иллинойс, частный самолет и хоккейная команда из Чикаго в составе малой лиги НХЛ), о Левине до сих пор было очень мало известно.
Republic Brands выпускает более 1,2 млрд буклетов папиросной бумаги ежегодно, а это, по подсчетам Левина, почти 6 млн км. Один из самых известных брендов миллиардера называется E-Z Wider, и создали его бывший миллиардер Боб Стиллер, впоследствии основавший Green Mountain Coffee и Keurig, и Бартон Рубин. Стиллер говорит, что, когда в 1981 году фирму продали за $6,2 млн компании Rizla, она производила столько бумаги, что можно было обернуть Землю девять раз. Сегодня же бумаги на заводах Левина хватит на 150 оборотов вокруг планеты.
«Мы ― крупнейший производитель бумаги для самокруток в мире, ― говорит Левин, находясь у себя дома в Финиксе; лежащий у него в ногах пудель из приюта по кличке Клод явно нервничает. ― Наш бизнес ― полноценная цепь поставок».
Бумага уже давно стала хорошим бизнесом с высокой рентабельностью. Но в мировом масштабе производство бумаги для самокруток остается непрозрачным и малопонятным. Четкого представления о его оборотах и объемах нет даже у аналитиков, специализирующихся на изготовителях табака и каннабиса. Отслеживать сектор довольно трудно отчасти потому, что большинство заводов, находящихся к тому же в разных странах, являются частными предприятиями. Сюда можно включить широкий спектр производителей — от Papeteries du Léman, завода Левина во французской коммуне Пюблье, который готовит материал для фабрики фирменных буклетов в Перпиньяне, до Miquel y Costas & Miquel в Барселоне, Glatz Feinpapiere в Германии и Delfort в Австрии. Крупнейший в мире производитель бумаги специального назначения Schweitzer-Mauduit International в Сен-Жироне на юге Франции, которым владеет публичная компания Mativ из Альфаретты в штате Джорджия, выпускает специальную папиросную бумагу для таких фирм, как RAW и VIBES, а еще бумагу для табачных изделий от Altria, Philip Morris International, Imperial Brands, Japan Tobacco и British American Tobacco.
Благодаря брендам E-Z Wider, OCB, JOB и Top на Republic Brands приходится примерно треть всего североамериканского рынка папиросной бумаги. Остальные две трети контролируются поровну компанией Turning Point Brands из Кентукки, по лицензии от которой Republic Brands продает Zig-Zag в Соединенных Штатах и Канаде, а также HBI International из Аризоны, которая изготавливает бумагу под торговой маркой RAW. Общий годовой объем оптовых продаж в Северной Америке составляет приблизительно $550 млн. Ежегодная выручка по всему миру оценивается в диапазоне $2-3 млрд. Левин финансовые показатели не раскрывает, однако Forbes считает, что Republic Brands обеспечивает прибыль $230 млн при доходе $650 млн, то есть прибыльность до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) достигает 35%.