К внутренней свободе: три фильма «Докера» о том, как женщины переписывают свою судьбу
15 августа в Москве открывается Международный фестиваль документального кино «Докер», где покажут больше 60 картин. В основной конкурс фестиваля вошли ленты о токсичных отношениях, переосмыслении детских травм, борьбе женщин за свои права. Forbes Woman рассказывает о трех фильмах, на которые стоит обратить внимание
«Путешествие Пати»
Женщина по имени Пати едет в прицепе грузовика и задумчиво смотрит на закат над горной долиной. Она направляется в одну из коммун мексиканских индейцев, чтобы собрать подписи в поддержку Марии де Хесус Патрисио Мартинес — первой аборигенки, баллотирующейся в президенты Мексики. Дома Пати ждут муж и двое маленьких детей, и она обязательно к ним вернется. Эта сцена может показаться тривиальной, если не знать, что пришлось преодолеть героине, чтобы оказаться там, где она сейчас находится.
Пати принадлежит народу Уичоли, одной из многочисленных коренных народностей в Мексике. Их традиционный уклад поощряется государством, которое не торопится давать женщинам образование: чем менее они просвещены, тем проще ими управлять. Пати боролась за возможность научиться читать и писать. Но на этом она не остановилась и начала посещать советы жителей деревни, чтобы отстаивать права женщин — чья жизнь зачастую зависит от политических решений.
В прошлом Пати прошла через насилие, была брошена своими родителями, но не ожесточилась, а решила создать лучшую жизнь для своих детей. На примере героини режиссер Сантьяго Педроче рассматривает, как один человек может инициировать борьбу со стереотипами, дать толчок к изменениям на уровне всего общества. Мачизм, прочно укоренившийся в Мексике, впрочем, как и в большинстве культур мира, — не просто инструмент для угнетения женщин, он аккумулирует в себе все то, что мешает успешному развитию социума.
Педроче поощряет нас так же, как и Пати, набраться смелости и отказаться от навязываемых нашими родителями (и предками) установок — и создать свои. Конечно, это не так просто, как кажется. Зачастую даже невозможно, потому что самое сложное в этом процессе, в том числе в масштабах всего общества — признаться себе, что привычные вещи и устоявшиеся традиции могут быть вредными или даже смертельными. Но иногда для кардинальных изменений достаточно